Ездили мы тут в Пермь. На фестиваль «Новая драма». Он шел четыре дня, среди прочих был и поэтический вечер «Пусть сильнее грянет кризис!». Выступали мы там с Андреем Родионовым и Всеволодом Емелиным. Познакомились с замечательными людьми – режиссером Валерией Гай-Германикой, пермским рэпером Сявой. Купались в реке Каме. Холодно было, лед и снег на берегу, но как же в Каме и не искупаться, верно? Выступали, кстати, в здании отреставрированного Речного вокзала. Сомневаюсь, что, например, Химкинский (Северный) речной в Москве вокзал пригоден для поэтических вечеров, выглядит он пугающе. Ну лишь бы не закрыли.
К чему я? Да к тому, что пока по всему миру гуляет так называемый кризис, поэтическая жизнь и литературный процесс – бурлят и кипят. В одной Москве каждый день проходит не менее десятка поэтических вечеров. Поэтам ведь – что война, что революция, что кризис. Только больше тем, больше поводов для страданий, переживаний, волнений.
Вот и в минувшее воскресенье на Винзаводе прошел фестиваль гражданской поэзии «Воздух». Всеволод Емелин (в шутку) называет его «воздух-воздух» (см. его статью рядом). Пишет, что там он, «конечно, не был». Справедливости ради скажу, что все-таки был. Приглашенные Дмитрием Кузьминым поэты (Федор Сваровский, Юлий Гуголев, Мария Степанова, Юлия Идлис, Виталий Пуханов, Татьяна Щербина и многие-многие другие) читали не только свои – в меру и не в меру «гражданские» – стихи, но и стихи иных авторов, по личному выбору. Елена Фанайлова, например, прочла бесподобное четверостишие Николая Глазкова, цитирую по памяти:
Я на жизнь взираю из-под столика,
Век двадцатый – век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней.
Ну так вот. Я был на фестивале «Воздух» и, разумеется, в качестве «чужих» читал Емелина. На мой взгляд, поэта предельно гражданского. А позицию поэта-гражданина Емелина вы поймете, прочтя его статью. Кто не спрятался, я не виноват.