Визуальное стихотворение можно процитировать только так.
Стихотворение К.Кедрова. Иллюстрация из книги
Другие, № 1, 2008
Непривычно затевать рецензию на литературный альманах без цитат┘ Но как процитировать фотографию? Графику-текст? Фигурные стихи? Возможно ли убедительно воспроизвести вне контекста строку Гийома Аполлинера, изогнутую струйкой из фонтана «Tous les souvenirs de naguere┘»? На какие значимые фрагменты, в отличие от «традиционных» стихов с чередованием рифм и ступеньками строчек, можно разделить целостную видеому, где роль атома художественного смысла играет каждый штришок?..
В таком затруднении застывает рецензент в позе роденовского мыслителя над альманахом «Другие» (бумажная версия вышла ограниченным тиражом 300 экземпляров).
Этот альманах (изначально – журнал визуальной поэзии) вышел второй раз. Еще недавно проект находился в подвешенном состоянии, но ситуация изменилась. «Визуалисты» торжествуют: ожидается, что альманах будет выходить регулярно два раза в год объемом не менее 200 страниц, на хорошей бумаге и с цветными иллюстрациями. Для журнала визуальной поэзии видеоряд – жизненная необходимость. Скажем, на синей обложке свежего номера в центре красуется небольшой черный квадрат в красной рамке со словом «ДРУГИЕ». Привет от Малевича? Или твист на его останках? А пусть читатели-зрители гадают, что господин оформитель хотел сказать... и что хотели сказать авторы альманаха.
Их подбор во втором номере впечатляет: Гийом Аполлинер, Сергей Кынчев, Александр Моцар, Константин Кедров, Елена Кацюба, Евгений В.Харитонов, Александр Фролов, Эдуард Кулемин, Наталья Рубанова и ряд других Других. О таланте совокупной «команды» альманаха свидетельствует уже то, сколь мощное по смыслу слово она взяла девизом – он же название – он же credo. Замышленный как «знамя» визуальной поэзии, альманах «Другие» уже ко второму номеру сильно расширил собственные рамки до всей неформатной литературы.
Под «форматом» и «неформатом» Другие понимают некое противостояние между мейнстримом старых толстых литературных журналов и различными проявлениями авангарда – каковые имеют тоже долгую историю, если вспомнить о том же Аполлинере, Малевиче и обэриутах. Их позиция в искусстве: если автор не традиционен, это не значит, что он бесталанен – он просто Другой автор. Он способен «нарисовать» стихотворение – как юбиляр текущего года Андрей Вознесенский, родоначальник «видеом» в русской поэзии, которого «Другие» поздравили с 75-летием. Он раскладывает строки на слова, а те – на звуки, пока не остается цветная смальта, материал для строительства новых литературных форм.
Меня лично пугает процесс атомизации поэзии – но не признать Другую литературу качественной и интересной значило бы погрешить против истины. «Другие» тенденции в литературе все более ширятся, о чем свидетельствует и существование интернет-журнала литературно-художественного авангарда «Другое полушарие» (как настойчиво педалируется мотив инакости!), пятый номер которого уже увидел свет. Авторы «Других» (проект Евгения Степанова и Евгения В.Харитонова) и «Другого полушария» (проект Евгения В.Харитонова) частично дублируются.
Ну что ж – для великой русской литературы быть Другим, не таким, как все, и честно, и почетно.