Наум Басовский. Анфилада: Стихи 1957–2007 гг. – М.: Водолей Publishers, 2008. – 656 с.
Военный дипломат граф Алексей Игнатьев, перешедший на сторону советской власти, назвал свои мемуары «50 лет в строю», прозаик Руслан Киреев озаглавил автобиографическую хронику литературной жизни «50 лет в раю». Если бы название книги бывшего москвича, а ныне израильтянина Наума Басовского, собравшего воедино свои поэтические опыты за полвека, тоже начиналось со слов «50 лет в┘», то окончанием стало бы слово «дорога» – «50 лет в дороге». К счастью, отыскалось заглавие более изящное и нетривиальное – «Анфилада».
Не хочется повторять набившие оскомину фразы о том, что поэт – всегда странник, путешественник во времени и пространстве. Хотя на самом деле жизнь оседлая и покойная тоже может стать предметом поэзии – вспомним державинское «Евгению. Жизнь Званская»: «Возможно ли сравнять что с вольностью златой,/ С уединением и тишиной на Званке?/ Довольство, здравие, согласие с женой,/ Покой мне нужен – дней в останке┘» И все же даже беглое знакомство с содержанием «Анфилады» наводит на мысль о странствиях. Взять названия разделов – «Сгущенья пространства», «Иду по осевой прямой», «Мы вернулись домой»┘ Или самих стихотворений – «Ночное шоссе», «Вся жизнь сосредоточена на станции┘», «Гонки», «Пройдя лощину и овраг┘», «Дорожная песня», «Черная лодка уходит от острова┘», «Самый медленный поезд» и даже просто – «Дорога»┘
Но при всей традиционности поэтической формы перед нами не обычная пейзажная лирика – автор то и дело приглашает к путешествию в другую реальность: «Я на платформе Домодедово ждал электричку на Москву./ И вдруг откуда-то неведомо, как в сновиденье наяву,/ колесами стуча без устали, гарь по платформе распластав,/ загадочно слегка приплюснутый, прошел вдоль станции состав», который «выскочил из ниоткуда в никуда» («Баллада о красном поезде»). Из той же серии загадочных встреч – цикл «Вот человек», персонаж которого с испугом узнает в случайном прохожем себя самого. Тут можно пуститься в пространные рассуждения о духовных поисках, самопознании и обретении себя, а можно процитировать несколько строф:
Один идет из прошлого
вперед,
Другой – понятно, что назад
идет,
нарушив тем устои
мирозданья.
Но кто постиг все тайны
бытия?
Что, если только вместе –
он и я –
одной судьбы рисуем
очертанья?
┘Пока я дохожу до средних
лет,
он молодеет и меняет цвет,
не ежась от воздействий
атмосферных.
Мы видим одинаковые сны
и женщиной одной увлечены,
но как признать, что сам себе
соперник?..
А вот и я сугубо постарел.
Повсюду поспешающий
пострел
Проносится, меня не замечая.
И, обернувшись, я гляжу вослед
и понимаю, что на склоне лет
мне не дождаться и стакана
чая┘
Но даже если герой стихотворения ошибся в выборе и когда-то на развилке выбрал не ту дорогу, остается одно – идти дальше, до конца анфилады. Пусть даже оглядываясь и сожалея о непройденном – как в стихотворении «Неизбранная дорога» Роберта Фроста в переводе Виктора Топорова: «Другую оставил я про запас,/ Хотя и догадывался в тот час,/ Что вряд ли вернуться выпадет случай┘»