Стихи Германа Гецевича музыкальны, в самом прямом и изначальном смысле этого слова. В каждом из них есть своя гармония, своя мелодия. Они ложатся на слух с голоса – с первого прочтения. Это не могли не заметить композиторы – многие строчки давно уже превратились в ноты.
Но труд музыканта в данном случае вовсе не прост и не ординарен. Ведь требуется не заглушить уже существующую мелодию, расслышать ее, не подменить своей придуманной, надуманной. Правильно услышать, правильно сыграть, аранжировать, саккомпанировать...
В этом смысле диск «Поэзия на клавишах» можно назвать одним из самых точных, адекватных музыкальных прочтений стихов Гецевича. Это счастливый случай, когда драгоценный камень безукоризненно огранен и вставлен в оправу, которая одному ему соответствует. Подобрана музыка, не умаляющая достоинства стиха, а раскрывающая – слой за слоем – его глубину, высвечивающая палитру смысловых оттенков.
И здесь важную роль – отнюдь не роль «актера второго плана» – исполняет инструмент. Стоит прослушать несколько песен, и убеждаешься: с этими стихами рифмуются именно клавиши. Именно рояль, с его широким диапазоном, со всеми гармоническими и ритмическими возможностями, необходим, чтобы сыграть такой текст.
Инструмент, которым исполнители современной песни пользуются не так уж часто – во всяком случае, гораздо реже, чем, скажем, во времена Вертинского. И напрасно – хочется сказать, послушав диск. Рояль конгениален русской поэзии. Рояль универсален, ему подвластен любой музыкальный жанр. Композитор Эмилия Перль, душа этого проекта, показывает все жанровое многообразие современной песни. Одновременно выявляя пластичность стиха Гецевича, многоплановость миров, которые он творит. Русский романс, американский блюз, французский шансон... И просто красивые песни с умными словами и запоминающейся мелодией – которая накрепко застревает в памяти. Идешь по Москве и мурлычешь: «Океан, океан, океан не хочет меня!»
Здесь, конечно, надо отметить еще и удачный подбор исполнителей. Екатерина Черноусова, Елена Соловьева, Владимир Алешин, Наталья Синявская передают если не все, то очень многие оттенки и нюансы поэзии Гецевича, демонстрируют, что она может быть разной и неожиданной – то по-женски лиричной, то по-мужски саркастичной, иногда игривой, иногда серьезной и мудрой.
Некоторые из этих стихов слышал и прежде, не думая, что их можно спеть. А теперь обнаруживаю, что да, их можно и даже нужно петь, что они – песни.
Другое дело, что стихи многих поэтов-песенников невозможно или весьма проблематично читать, они «не выживают» на бумаге. Поэзия Гецевича в этом смысле самодостаточна. Но и «на клавишах», как выясняется благодаря Эмилии Перль, она может существовать вполне органично.