На "Библиотеке поэта" выросло не одно поколение.
А.А.Киселев. Занятная книжка. ГТГ, Москва
Возраст «Библиотеки поэта» исчисляют по-разному. То ее рождение связывают с публикацией Горьким в декабре 1931 года программной статьи «О Библиотеке поэта», то с выходом из печати в мае 1933 года первой книги серии – «Стихотворений» Державина.
Державинский том 1933 года был сделан новаторски – по текстологической подготовке, структуре, аппарату, оформлению (известный художник Кирнарский). В общем, выход книги стал событием. И только далеко за пределами отечества нашелся критик горьковского замысла. Впрочем, биограф поэта Ходасевич, откликнувшийся на выход «советского Державина», к самой публикации классика особых претензий не предъявил.
Досталось Горькому, автору вступительной статьи Виноградову и комментатору Гуковскому. Но и критика в их адрес была снисходительной. «В советских условиях, когда приходится лавировать между требованиями науки и требованиями большевиков, от составителей подобной книги требуется немало ума и такта». Разобрался Ходасевич и с самим замыслом серии: «Горький приглашает молодых стихотворцев учиться поэтическому ремеслу ради выполнения агитационных задач коммунистического начальства».
Горький такую цель, конечно, ставил. Реальный же смысл публикации отечественной поэтической классики оказался значительно шире. Ученые, готовящие к изданию очередные тома, вряд ли вообще вспоминали об утилитарной задаче, сформулированной Горьким в статье «О Библиотеке поэта».
В 1933 году вышел еще один авторский том – Давыдова и два коллективных сборника – «Ирои-комическая поэма» и «Поэты «Искры». Начало было положено, и серия в дальнейшем получила хорошее развитие. С каждым годом ширился список представленных поэтов, охватывались все новые и новые эпохи, национальные литературы, содружества и объединения поэтов, виды и жанры поэтического творчества. В большинстве случаев книги из «Библиотеки поэта» получали хорошие отзывы в печати.
В 1935 году появилась Малая серия, в 1939-м книга Шевченко положила начало публикации национальной поэзии. Переиздание произведений и книг – привычное дело. «Библиотека поэта» – единственная у нас серия, сама имеющая второе и третье издание (Малая выходила даже четвертым изданием).
Авторы, чье творчество частично пришлось на советское время, впервые появились сначала лишь в Малой серии в 1938–1939 годах (Блок, Брюсов). В Большой серии они были изданы в послевоенное время: Блок – в 1946-м, Маяковский – в 1950-м. 1965 год был ознаменован появлением в серии поэтов, ушедших из жизни сравнительно недавно, – Цветаевой, Заболоцкого, Пастернака.
Не раз приходилось читать примерно следующее: Исаковский был едва ли не единственным автором, кого живым издали в «Библиотеке поэта». Или: прижизненное издание в «Библиотеке поэта», кажется, появилось только раз – у Исаковского. Оговорки «едва ли не», «кажется» здесь не требуются. Случай этот (тоже 1965 год) был единственным исключением из неписаного правила: издавать только ушедших из жизни поэтов.
Абсолютный рекорд серии пришелся на эпоху перестройки. 200-тысячным тиражом выпустили в 1989 году антологию «Русская поэзия детям». В новое время тиражи начали стремительно падать: 5 тыс., 3 тыс., 1 тыс. и даже меньше. Правда, стали чаще практиковаться допечатки.
На смену горбачевской перестройке пришли смутные времена. Кризис в отечественном книгоиздании не мог не затронуть и «Библиотеку поэта». Если в 1990 году вышло 17 томов, то в 1991-м – только три. В последующие два года не вышло ничего! Как во время войны. Знаменитая серия вполне могла разделить судьбу многих других серийных проектов, рожденных в советскую эпоху, то есть исчезнуть.
В 1992 году главным редактором серии стал Кушнер. Новая редколлегия предприняла усилия сохранить серию. В 1994 году при поддержке фонда «Культурная инициатива» вышел том «Поэты группы «ОБЕРИУ», через год – «Стихотворения и поэмы» Волошина.
Между тем у редколлегии появились разногласия с издательством «Петербургский писатель» (бывшее Ленинградское отделение «Советского писателя» – многолетний издатель серии). Редколлегия рассталась с издательством, намереваясь самостоятельно продолжить серию. Это, однако, оказалось невозможным. В конце концов решение было найдено. Серию продолжило гуманитарное агентство «Академический проект», правда, под уточненным названием «Новая библиотека поэта». Первой книгой нового издателя стал однотомник Мандельштама 1996 года. «Петербургский писатель» кое-что еще смог выпустить параллельно, но инициатива осталась за «Академическим проектом».
За десять с лишним лет «Академический проект» выпустил около 60 томов, иногда – в сотрудничестве с другими издательствами. В это число входят книги и Малой серии, возрожденной в 2000 году после 10-летнего перерыва. Любопытно, что в числе соиздателей один оказался мнимым. Друг и фактически нештатный сотрудник «Академического проекта» Эльзон сумел найти некоторые средства на издание в серии книги Адамовича, подготовленной Коростелевым (2005). Когда главный редактор издательства Барзах спросил у спонсора, как отметить его участие в книге, он попросил: если можно, укажите в качестве соиздателя мифическое издательство «Эльм». Нетрудно догадаться, что название – анаграмма имени: Эль(зон)М(ихаил). Вот вам пример литературно-издательской мистификации наших дней.
Если обратиться к отзывам на книги серии последних лет, то можно обнаружить не только положительные оценки. Кому-то не понравился отбор поэтов, кто-то не согласен с составом сборника, где-то отмечаются погрешности текстологической работы или комментирования. Причем чаще критические замечания высказываются в адрес публикаций поэтов, живших и творивших недавно. Критический разбор книжных новинок – это нормально. Но как не посочувствовать редколлегии и издательству. Читатель ждет выхода в серии таких авторов, как Окуджава или Галич, а подготовить их к изданию в «Библиотеке поэта» – задача совсем не простая.
Общий итог «Библиотеки поэта» за 75 лет – 700 томов.