0
1059
Газета Философия Интернет-версия

23.08.2001 00:00:00

Многоточие зрения

Тэги: МерлоПонти


Морис Мерло-Понти. Знаки. - М.: "Искусство", 2001, 429 с.

ЗАГАДКА для знатоков французской философии: наиболее влиятельный и серьезный мыслитель после Бергсона и до Делеза, но - не Сартр. Здесь, конечно, могут быть разные мнения, но, думается, большинство поклонников французской мысли назовут Мориса Мерло-Понти. "Знаки" - это сборник работ автора уже изданной у нас знаменитой "Феноменологии восприятия". Две трети текстов, составляющих этот сборник, тоже уже издавались у нас в книге "В защиту философии". Не было там только статей, посвященных Монтеню, Макиавелли, Эйнштейну, "Заметок" и доклада "Человек и его злоключения". Почему Эйнштейн по стилю своего мышления остался все-таки классиком и не принял идей Бергсона, каков подлинный смысл Гуссерлева солипсизма, что значила дружба для Монтеня, как отреагировал Матисс на ускоренную киносъемку собственного творческого процесса - в книге Мерло-Понти читатель может найти ответы на массу подобных вопросов.

Вообще же в "Знаках" рассматривается отнюдь не только типичная для Мерло-Понти феноменологическая проблематика: восприятие, телесность, язык и прочие до-рефлексивные слои так называемого дикого опыта. Прежде всего на сцену здесь выходит ее величество История, которая и восприятие формует, и на язык накладывает свой неизгладимый отпечаток, и с телами иногда может обходиться самым непредсказуемым образом. Взять хотя бы "Заметки", наглядно демонстрирующие политическое измерение честного философского мышления. Соредактор (совместно с Сартром) журнала левой - не коммунистической - интеллигенции "Temps Modernes", Мерло-Понти буквально под микроскопом рассматривает здесь период 50-х гг. в нашей стране победившего социализма. Перед нами пример настоящей философской рефлексии, сама возможность которой была уничтожена у нас на корню; взгляд "оттуда", брошенный с надлежащей дистанции. Впрочем, эта дистанция обнаруживает себя во всей своей двусмысленности. Выигрывая в целостности видения, Мерло-Понти подчас явно проигрывает в непосредственности, которая едва ли достижима для взгляда извне. Вместо этой желаемой беспредпосылочности местами бросается в глаза какая-то розовая наивность западного интеллектуала. Отсюда легко предсказуемое недоумение читателя при чтении таких, например, строк: "...из личной жизни Ленина и Троцкого известно, что они были людьми классического духа... <Ни у того, ни у другого> нет ни одного слова, которое грешило бы против разума, которое не было бы адресовано людям всех стран и не помогало бы нам понимать, что происходит с нами. И после стольких озарений, разумных решений и понесенных жертв - десять миллионов советских граждан, подвергнутых высылке..." (Действительно, какая, казалось бы, здесь связь?!)

Эти "Заметки" хороши, наверное, прежде всего тем, что внимательному и вдумчивому читателю предоставляется возможность озадачиться чисто феноменологической проблемой относительности любого видения. В самом деле: почему мы сейчас, глядя, вроде бы, "туда же", куда смотрел Мерло-Понти пятьдесят лет назад, видим тем не менее совсем другое? В терминологии самого феноменолога: Видимое и Невидимое вдруг оказываются на одной плоскости ленты Мебиуса (а не одно позади другого); классическое Meinung (то есть всего лишь Мнение) внезапно обнаруживает себя по уши в водовороте "теней", "отсветов" и "эскизов" реальных вещей, а единство Смысла (пресловутое Гуссерлево Пра-мнение) оспаривается теперь множеством Перспектив его данности. И все это - в подвижной среде Истории и Политики, где микроскопичность анализа рискует в любой момент обернуться близорукой и предвзятой телескопичностью... А вообще, все это было в те далекие времена, когда французские интеллектуалы еще искренне верили в "ангажированность". Где теперь те времена?

В целом обращаешь внимание на то, что в книге собран очень неоднородный по рангу и весу материал. Все тексты можно разбросать по трем разделам. "О феноменологии языка", "Сам себя созидающий Бергсон", "От Мосса к Леви-Строссу", "Философ и его тень" (о Гуссерле) и "Косвенный язык и голоса безмолвия" - это скрупулезный и предметный анализ.

"Эйнштейн и кризис разума", "Читая Монтеня" и "О Макиавелли" - скорее со-размышления в тени великих, выполненные в стилистике комментария. И, наконец, последняя группа текстов - вольные размышления "на тему" и "по поводу", общие рассуждения "обо всем понемножку", всякая всячина. По моему мнению (субъективному, конечно, но другого у меня нет), это наиболее скучная часть "Знаков". Показателен здесь текст под странным названием "Всюду и нигде" - какие-то вымученные потуги на возвышенные медитации обо всем и ни о чем. С определенной Перспективы все это вполне может показаться так и не реализовавшимися попытками поставить проблему. Философия и христианство, западная философия и Восток, философия и не-философия - вот темы этого дискурса в жанре "мыслию по древу", который был бы невозможен без старомодной веры в некую единую "философию вообще". Несколько размытое изложение, незавершенность вопросов, вечная непримиримость противоречий, абстрактные спекуляции. Если при чтении этих работ у кого-то появится впечатление, что такой Язык мало чем отличается от Голосов Безмолвия самого бытия, я с ним согласен. Тем выгоднее эти работы оттеняют остальные, где Мерло-Понти предстает мастером детальных описаний непосредственного опыта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1376
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3261
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2351
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1883

Другие новости