0
946
Газета Философия Интернет-версия

16.08.2001 00:00:00

Чувству одиночества триста лет

Тэги: Элиас


Норберт Элиас. Общество индивидов. - М.: Праксис, 2001, 336 с.

ИМЯ Норберта Элиаса в нашей стране совершенно неизвестно. Разве что специалисты - историки и подвизающиеся в культурологических штудиях социологи - опознают в авторе "Общества индивидов" главу той самой "школы Элиаса", которая в 60-80-е гг. прошлого века пустила глубокие корни в Англии и Голландии и которая стала центром т.н. "фигурационной социологии".

Главные работы Элиаса - "О процессе цивилизации" (1936/37), "Придворное общество" (1969) и "Одиночество умирающего" (1982) - носят чисто прикладной характер. Напротив, "Общество индивидов" - сборник более отвлеченных размышлений ученого, так сказать, теоретический концентрат его исторических исследований. В сущности, все его книги развивают один и тот же лейтмотив - показать, что самооценка человека как личности всецело предопределена тем социальным укладом, в который он погружен с самого рождения. Даже те качества, что мы привыкли считать универсальными и одновременно сугубо индивидуальными - например, чувство совести или чувство стыдливости, - отнюдь не универсальны, то есть не свойственны человеку по его особой "человеческой" природе, и отнюдь не индивидуальны, то есть не являются порождением его отдельного самосознания.

Потому-то книги Элиаса и пользуются такой популярностью, что в них затрагивается самый больной нерв и одновременно самый расхожий предрассудок современного общества - будто каждый человек по самой своей природе является уникальным и независимым индивидом, будто каждый представляет собой некое глубинное самостное "Я", противостоящее общественному "Мы", будто каждый из нас непременно должен проявить свою внутреннюю сущность, редко когда совпадающую с общественным статусом. Так вот. Сам этот психологический феномен противостояния индивида и общества, "Я" и "Мы", и, соответственно, личный конфликт самореализации, через который - что греха таить - проходит едва ли не каждый из нас, Норберт Элиас объявляет кардинальным заблуждением, в котором цивилизация пребывает со времен Возрождения и которое лишь усугублялось по мере того, как человечество увеличивалось численно и развивалось технически. Иначе говоря, само стремление к независимости от общества является требованием общества. Индивидуализм оказывается перверсией слияния с "Мы".

А дальше все плывет. Плывет декартовское "cogito", классическая теория познания, категорический императив Канта, экзистенциализм Сартра. Зато становится понятным, почему в современном социуме молодежь образует целую субкультуру, почему в развивающихся странах процветает государственная коррупция и почему неискоренима американская мафия. А главное, что одиночество - всего лишь видимость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1904
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1202
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
890
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1182

Другие новости