0
1483
Газета Философия Интернет-версия

05.07.2001 00:00:00

Еще дарят друг другу книги...

Тэги: Слотердайк, критика, цинический, разум


Петер Слотердайк. Критика цинического разума. - Екатеринбург, издательство Уральского университета, 2001, 584 с.

"Мечта, которая увлекает меня, - увидеть чахнущее дерево философии снова в цвету... усыпанным причудливыми бутонами идей.., играющими всеми красками первоначала, как тогда, на заре Греции, когда начиналась theoria и когда невероятно и внезапно, как все ясное, она нашла понимание своего языка".

Петер Слотердайк

АВТОР книги - профессор эстетики и философии из немецкого городка Карлсруэ. Это первая книга Слотердайка у нас, и написал он ее двадцать лет назад. Сейчас философу 53 года.

Замысел "Критики" - проследить историю Просвещения в самых разных жизненных и дискурсивных сферах и, главное, историю современного продукта его деградации - цинизма.

Книга потрясающая. Прочитать ее нужно хотя бы для того, чтобы проникнуться ее веселым жизнеутверждающим задором (не путать с розовым оптимизмом!). И это в эпоху краха всех ценностей, когда никто ни во что уже, говорят, не верит. Что это - пир во время чумы? Возможно. Но, черт возьми, до чего же весело пируют здесь сексуальность и политика, метафизика и критика, история, физиогномика и прочие темы этой книги!

Цинизм, по Слотердайку, - квинтэссенция современной эпохи, ее нерв, Zeitgeist 20 века. Это "просвещенное ложное сознание", а проще говоря - шизоидная разорванность между тем, что я знаю о мире ( ведь уже полностью просвещен, не питаю никаких иллюзий), и тем, что делаю в нем (т.е. цинично продолжаю играть по навязанным мне властью правилам). И, бросая вызов цинизму, Слотердайк противопоставляет ему кинизм, то есть дерзкое игнорирование серьезности и власти, интеллектуальную независимость и радостную "биофилию" вопреки всему. При этом кинизм в чистом виде представлен, по Слотердайку, пожалуй, только Диогеном. Смешанный же (переходный) тип между кинизмом и цинизмом представляют Вийон, Рабле, Макиавелли, де Сад, Наполеон, Ницше, а также Санчо Панса с Великим Инквизитором и даже хайдеггеровский das Man.

Вот несколько наиболее ярких сюжетов книги. В главе "Чувство жизни в сумеречном свете" читателя ожидает поразительно точно схваченное экзистенциальное самоощущение современного интеллектуального????. Например: "... ощущение серой повседневности, пребывания в тисках между суровым реализмом и грезами о невозможном... И весьма многие хотели бы включиться, - не так важно, во что именно... Еще продолжают дарить друг другу книги... и говорят себе, что лучше было бы вообще ни от кого не зависеть. Живут от отпуска до отпуска, от оргазма до оргазма, в потоке непродолжительных историй, в судорожном напряжении и в то же время вяло". Но в главе "К психосоматике духа времени" оказывается, что горько сжатым, "зло кривящимся в ухмылке губам" (психосоматическое клише современности) Слотердайк предпочитает живой взгляд и широкую добродушную улыбку. Посреди и вопреки сумеркам цинизма конца века. А вот уже собственно кинические жесты, с помощью которых философ предлагает зажатому со всех сторон цинику сопротивляться тяжеловесной Власти и собственной интеллектуальной серьезности. Эти жесты - "Да, но...", "Ну и ?...", "А почему бы и нет?..." - работают как самый последний, дерзкий и даже агрессивный аргумент в любой ситуации, где нас собираются "водить за нос" и навязывать нам идеологические программы поведения и мышления. И в самом деле, такого рода "аргументы" способны довести слишком серьезного и всезнающего собеседника до бессильной ярости. За всем этим стоит экзистенциальное credo самого Слотердайка: трезво считаться с любыми данностями, которые подсовывает нам мир, без тени морализма и рационализации срывать с истины любые покровы.

"Быть готовым ко всему - мудрость, делающая неуязвимым. Жизнь вопреки истории, экзистенциальная редукция.., социализация понарошку; ирония по отношению к политике, недоверие к "проектам". Что, безусловно, привлечет современного читателя к Слотердайку, так это его философское великодушие: чуткий и беспощадный к негативным сторонам любой теории, Слотердайк везде вычленяет и ее позитивный, жизнеспособный аспект (будь то психоанализ, Хайдеггер или Альтюссер). "Критика" - лучшая "лакмусовая бумажка" для биофилии и философского чувства юмора читателя. Ведь стоит немного перегнуть с серьезностью, и то же великодушие может показаться банальным обывательским жестом ("с одной стороны..., с другой стороны..."). А это далеко не так. То же и с кинизмом философа: "культурный" читатель рискует понять его как самоцельную грубость, пошлость, аморализм. Но ведь аморализм, отрицая мораль, сам еще принадлежит этой оппозиции - автор "Критики" же ничего и не собирается отрицать, он предлагает мыслить по ту сторону всех и всяческих дуализмов. И, кажется, ему действительно удается пройти по краю, не свалившись ни в здравый смысл, ни в стеб.

Итак, перед нами книга, которая вся пропитана духом веселого (а подчас грубого и агрессивного) реализма без иллюзий. И как бы ни обещал Слотердайк не выдвигать никаких "новых ценностей", но в книге они говорят сами за себя: экстаз и самоуглубленная медитация, сексуальное опьянение и любовь, ирония и смех. Одним словом, оставаться на своем месте, как и раньше, делать свое дело, но - осознанно, отдавая себе в этом полный отчет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1389
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3281
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2369
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1899

Другие новости