Исайя Берлин. Философия свободы. Европа. Серия "Либеральное наследие". - М.: Новое литературное обозрение, 2001, 448 с.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ философ и дипломат Исайя Берлин (1909-1997) - еврей, который родился в Риге, вырос в Петербурге, уехал в Британию и окончил Оксфордский университет, был удостоен за заслуги дворянского титула: стал сэром.
Это отчасти закономерно, но и парадоксально. Закономерно это потому, что Берлин, написавший все свои труды по-английски, и мыслитель чрезвычайно английский: его интересовали философские интерпретации и границы здравого смысла и значение разнообразия людей. А уважение к разнообразию интересов - одно из достижений именно английской интеллектуальной культуры. Парадоксально же это потому, что дворянский титул дается королевской властью, но именно Берлин был и остается в своих работах одним из лучших в ХХ веке, а теперь, вероятно, и в XXI веке защитников и исследователей свободы как возможности для отдельного, не связанного напрямую с государством человека.
Среди тем, которые интересовали Берлина, - русская классическая литература ХIХ века. Правда, точка зрения Берлина на эту литературу была особой: он осмысливал русскую литературу и ее философское значение не как отдельную и исключительную, а с точки зрения общеевропейского значения. При этом его интересовали такие фигуры, как Белинский и Герцен, которые при советской власти были почти монополизированы этой самой властью, объяснены раз и надолго, как ее предтечи и пророки (правда, были несоветские исключения в виде Натана Эйдельмана, Юрия Айхенвальда и некоторых других). Президент Джон Кеннеди, принимая Берлина в Белом доме, попросил того рассказать что-нибудь о России. Берлин прочитал ему лекцию о Белинском.
Мыслительная школа Берлина - аналитическая философия: он занимался в семинаре ее основателя Людвига Витгенштейна. Но от аналитической философии Берлин пришел к политической философии и почти публицистической остроте выводов. Берлин по жанру чаще всего - не академический философ, скорее, он мудрец, "пониматель жизни". Жанр "жизненной мудрости", пропущенной через строгую философскую дисциплину какой-нибудь определенной школы, в ХХ веке дал таких мыслителей, как Мартин Бубер и Мераб Мамардашвили. Но это черта жанра, а не стиля и не содержания мысли. Философы они разные, и общая черта у них была в том, что они считали себя обязанными отвечать на вопросы, которые волнуют людей вокруг них, прояснять, продумывать их смысл и последствия именно такой постановки того или иного вопроса. Например, в эссе "Два понимания свободы" (одна из главных работ мыслителя) Берлин задается вопросом: если свобода - это возможность только для отдельного человека, то что понимают под "свободой" представители угнетенных меньшинств и колониальных народов, когда говорят о "борьбе такого-то народа за свободу" (эссе написано в 1958 году)? Вероятно, признание их коллективного самостоятельного статуса: то, что в обычном языке называется "борьбой за свободу", - это во многом борьба за статус. Здесь как раз видно использование аналитической философии. Дальше, однако, Берлин ставит еще более неудобный вопрос: а статус - когда это близко к тому, что называется свободой, а когда - нет?
Именно в эссе "Два понимания свободы" есть известная и принципиально важная формулировка: "Все нужно называть своими именами: свобода - это свобода, а не равенство, не честность, не справедливость, не культура, не спокойная совесть. Если моя свобода или свобода моего класса или моей нации строится на бедствии многих людей, такая система несправедлива и безнравственна. Но, если я ущемляю или утрачиваю свободу, чтобы меньше стыдиться неравенства, я не увеличу свободу других, а лишь уменьшу общий объем свободы". Берлин выделял два понимания свободы: "негативная" и "позитивная" свобода. Негативная свобода - это свобода от принуждения и возможность негероического выбора (например, в несвободном обществе можно поддержать коллегу-диссидента, но в результате такого вполне свободного выбора человек рискует вылететь с работы; стало быть, он несвободен, хотя право выбора у него, формально говоря, есть). Позитивная свобода - это свобода "для", то есть отстаивание "правильной", "наиболее освобождающей людей" концепции общества и власти. Берлин показывает, что манипулировать можно обоими пониманиями свободы, но идеей негативной свободы манипулировать труднее, а всякие подмены обычно происходят с идеей позитивной свободы - идея справедливого для всех общества неоднократно приводила к появлению тоталитарных режимов.
В книгу "Философия свободы. Европа" входят эссе разных лет - с 1950-х до 90-х. Во-первых, это работы общефилософского характера: "Чувство реальности", "Естественная ли наука история?" или те же "Два понимания свободы". Во-вторых, это исследования тех или иных мыслителей и мысли о значении их деятельности для нашего времени. В числе этих мыслителей - Джамбаттиста Вико, Карл Маркс, Жозеф де Местр и другие.
Главная мысль Берлина - что бывают несовместимые, хотя и равно важные истины, и их невозможно соединить в каком бы то ни было синтезе. У разных людей (а говоря об истории - у представителей разных эпох) - разные цели и жизненные миры, но для нормального функционирования общества необходимы компромиссы. При этом нужно понимать, что компромисс - это не объединение, а результат взаимопонимания людей, которые вообще-то реализуют разные идеи и жизненные стратегии. В конце эссе "Два понимания свободы" Берлин цитирует Йозефа Шумпетера: "Осознать относительность своих убеждений и все же отстаивать их - вот что отличает цивилизованного человека от варвара".
Книга Исайи Берлина - первая в серии "Либеральное наследие", которую редактирует известный культуролог-психоаналитик Александр Эткинд. Говоря об этой книге, пожалуй, еще стоит напомнить, что совсем недавно в журнале "Октябрь" (# 1-2 за 2001 г.) опубликован документально-эссеистический роман Анатолия Наймана "Сэр", посвященный личности сэра Исайи Берлина и содержащий записи диалогов Наймана и Берлина на разные интересные темы.