Мартин Хайдеггер/Карл Ясперс. Переписка 1920-1963. - М.: Ad Marginem, 2001, 416 c.
ПЕРЕПИСКА Ясперса и Хайдеггера, представленная в этой книге, - всего лишь отголосок их философских взглядов, безусловно, обсуждавшихся в письмах, а также свидетельство их во многом драматических взаимоотношений.
Переписка эта с длительным перерывом продолжалась более сорока лет. До 1933 года они неоднократно встречались (Хайдеггер гостил у Ясперса в Гейдельберге). Наступившее затем охлаждение было вызвано национал-социалистическими симпатиями Хайдеггера. Но, несмотря на это, до конца жизни их связывало то, что сформулировал Хайдеггер в своем первом письме: "чувство", что мы работаем над оживлением философии" (с. 59).
Конечно, в письмах есть все приметы обычной частной переписки: обсуждаются гонорары, нерадивые студенты, дети (у Хайдеггера было два сына), болеющие то корью, то скарлатиной, однако и на эти семейно-дружеские отношения мыслители зачастую смотрели через призму своих философских взглядов. Цитата из Хайдеггера: "Я живу одиноко - жизнь вместе с женой и детьми есть совершенно иная позитивная возможность. Но для меня как для мужчины, которому приходится бороться, дружба - высочайшая возможность, какую способен подарить ему другой". И еще: "Последний час, проведенный с матерью, <┘> был частью "практической философии", которая навсегда останется со мной". Наиболее драматическая и неоднозначная часть их переписки начинается с момента, когда прерванные отношения были восстановлены. В 1945 году Ясперс предложил отстранить Хайдеггера от преподавания за нацистские взгляды, а позже, в 1950-м, сам ходатайствовал о его восстановлении. Кажется, он до конца не мог простить другу предательства, (Хайдеггер не поддержал его, когда сам Ясперс был отстранен от преподавания в 1937), а еще больше то, что он не счел нужным объясниться, но именно Ясперс невольно придумывает ему своего рода оправдание, создав образ "мечтательного мальчика", за который так охотно ухватился Хайдеггер ("Ваш образ мечтательного мальчика необычайно меток" (с. 275). На самом же деле образ мальчика, только не мечтательного, а наивного и восторженного куда более к лицу самому Ясперсу, до конца жизни верившему во "что-то, что было и что не может быть ничем" (с.242).
Единственная ложка дегтя в этой чрезвычайно интересной, блистательно откомментированной книге - некоторые сентенции, высказанные автором предисловия Михаилом Рыклиным, который, восхищаясь философией Хайдеггера, предлагает вынести его политические взгляды за скобки.