0
1010
Газета Философия Интернет-версия

27.07.2000 00:00:00

Знакомьтесь: ваш ребенок!

Тэги: Фрейд


Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999, 2т., 384 с., 391 с.

"Инстинктивные впечатления ребенка не должны подавляться, так как это приостанавливает... переход энергии либидо в более приемлемое русло. Но нельзя также разрешать и их полное удовлетворение... Мы должны учить ребенка не совать руки в огонь, но делать это не слишком директивно, чтобы ребенок не стал бояться огня вообще и в будущем оказался не способен зажечь сигарету..."

Анна Фрейд

Двухтомник работ бывшей учительницы, секретаря отца, а впоследствии основателя детского психоанализа Анны Фрейд, думается, покоробит не одного седовласого преподавателя средней постсоветской школы, но, бесспорно, будет полезен более молодым родителям и педагогам, чье интеллектуальное становление пришлось на эпоху сексуальной революции конца 80-х. Застойное "у нас секса нет" давно уже пора сменить констатацией факта: сексуальность есть не только у нас, но и у них, наших детей, причем с самого момента рождения. Поэтому и от молодых родителей и педагогов знакомство с трудами Анны Фрейд потребует известной широты взглядов и непредвзятого восприятия. Поскольку книга Анны Фрейд изобилует примерами, рискующими быть просто неверно понятыми в нашей ханжеской стране, где на уровне массового сознания психоанализ превратился в какую-то сальную шутку, в собрание лженаучных непристойностей.

Взять, к примеру, такую ситуацию: маленький мальчик играет в железную дорогу. Для детского психоаналитика существует как минимум три варианта интерпретации такой игры. Если ребенок устраивает частые аварии, то есть столкновение поездов доставляет ему особое удовольствие, то психоаналитик констатирует здесь заинтересованность сексуальной жизнью родителей. И наоборот. Если ребенок озабочен скоростью и исправностью движения вагончиков, можно говорить о его собственной сексуальной активности. И, наконец, тяжело нагруженные вагоны и машины могут быть поняты как символ желаемой беременности матери.

Что должен подумать средний не искушенный в психоанализе читатель, ознакомившись с подобного рода примерами? Думается, комментарии здесь излишни. А между тем никакой крамолы и непристойности в этой интерпретации не содержится. Недоумения и критика рассеются, если мы поймем, что детские желания не находятся у ребенка в сознании: они, собственно, никогда сознательными и не были, а если и попадут в сознание (в результате аналитической работы), то исчезнут как таковые. То же можно сказать и о скандально известном Эдиповом комплексе. Нигде у Фрейда не говорится, что ребенок в своей голове вынашивает планы убийства отца и секса с матерью. Науке известны организмы, обитающие в самых глубинах океана под давлением настолько сильным, что, всплывая на поверхность, эти существа попросту лопаются. Бессознательные впечатления и вытесненные желания подобны таким организмам. Попадая на свет сознания, они лишаются своего патогенного значения. Именно такие и только такие цели и преследует психоаналитическая терапия, в частности аналитическая работа Анны Фрейд...

Ее сборник включает в себя две группы исследований. "Симптоматология детства", "Диагностика и оценка детских нарушений", "Введение в технику детского психоанализа" (это программное произведение было написано в 1927 году) рассчитаны прежде всего на специалистов. При чтении этих работ бросается в глаза сугубо "партийная" терминология, ряд подразумеваемых, но впрямую не называемых контекстов, ссылки на обширнейшую узкоспециальную литературу, мало известную широкой аудитории. Вторая группа работ - это тексты, адресованные прежде всего родителям и педагогам: "Психоанализ и воспитание", "Четыре лекции по психоанализу для преподавателей и родителей" и др.

Главное отличие детского психоанализа от традиционного, взрослого - его сугубо практический характер. Дочь основателя психоанализа не претендует на метапсихологические построения. Весь свой материал она черпает из педагогической и клинической практики общения с детьми. Из-за специфики своего объекта (детская психика) методика Анны Фрейд отличается от классической аналитической методики двумя чертами. Во-первых, если традиционный психоаналитик узнает о детстве через реконструкцию вытесненных воспоминаний взрослого пациента, то детскому психоаналитику доступно прямое наблюдение интересующих его процессов. Во-вторых, к ребенку неприложим столь продуктивный во взрослом психоанализе знаменитый метод свободных ассоциаций (когда пациенту предоставляется право говорить все, что придет ему в голову без всякой цензуры со стороны сознания). Об этом тщетно просить ребенка. Он просто не способен доверять взрослым свои тайны. Поэтому традиционному проникновению в глубь психики пациента ("глубинной психологии") Анна Фрейд предпочитает метод наблюдения. Вербализация сменяется действом: аналитик наблюдает за моторикой ребенка, в которой и выражаются его скрытые мысли и желания. Вот здесь-то детский аналитик сталкивается с прямо-таки непреодолимой трудностью. Дело в том, что в отличие от вербальных ассоциаций свободная двигательная активность ребенка не сдерживается никакой цензурой. А это значит, что "обещание маленьким пациентам того, что они могут позволить себе отбросить все ограничения и запреты во время сеанса... не помогает. Ребенок быстро убедит аналитика, что такая свобода действий - недопустима". В противном случае психиатр в буквальном смысле подвергает себя серьезной опасности: маленький "монстр" может начать драться, плеваться и даже, сам не ведая что творит, пытаться совратить аналитика или провоцировать на совращение его самого. Но с другой стороны, чем свободнее ведет себя ребенок, тем больше жизненного материала для интерпретации получает аналитик. Поэтому последнему можно только посочувствовать, ведь определенную долю риска для его психического и физического здоровья устранить невозможно. Поэтому более продуктивным методом Анна Фрейд считает создание игровых ситуаций, во время которых ребенок бессознательно через моторику проговаривает свои патогенные желания, скрытые в обычной жизни.

Ханжеское игнорирование таких желаний у ребенка ведет к неискренности родителей в сексуальных вопросах, к ненужным запретам и завышенным моральным требованиям. Все это позднее обязательно отомстит за себя в худшем случае - неврозом, в "лучшем" - социальной дезадаптацией, истеричностью, импотенцией, фригидностью и пр.

Вообще же Анна Фрейд постоянно подчеркивает позитивное значение инстинктивных влечений. Они суть стимулы для развития детской психики: их столкновение с внешним миром порождает конфликт, требующий своего разрешения, и, буде таковое реализовано, психика ребенка крепнет и развивается. Тихие и спокойные дети, не имеющие проблем в школе и семье, наиболее подозрительны аналитику: будучи непроработанными психикой, здоровые (и нездоровые) влечения оказываются у таких детей вытесненными и во взрослой жизни могут дать о себе знать уже в виде неврозов или даже психозов.

Основным детским инстинктом Анна Фрейд считает именно агрессию и отстаивает положительную роль этого влечения. Ведь напряженность и борьба, свойственные агрессии, суть основные жизнеутверждающие инстинкты. Кроме того, агрессия - необходимая составляющая сексуальности, само ухаживание мужчины за женщиной уже до известной степени является наиболее мягким проявлением его "бури и натиска". Агрессия в ее асоциальной форме должна быть "отработана" в детстве, чтобы во взрослую жизнь ребенок мог взять то полезное, что в ней содержится.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что работы Анны Фрейд имеют, безусловно, культурное и, если угодно, общечеловеческое значение. Принять в ребенке то, что неизбежно, и устранить то, что впоследствии может привести его к социальной дезадаптации, - такова центральная установка детского психоанализа, изображающего внутренний мир ребенка как арену напряженной борьбы влечений. И давайте уже, доверившись исследовательскому опыту дочери знаменитого психоаналитика, скажем себе простыми, ясными словами: то, что ребенок деструктивен и агрессивен, что из него во все стороны лезут впечатления, - это нормально, это - факт. Другое дело, что, приняв этот факт, теперь нужно учиться выстраивать определенные отношения с этими впечатлениями: заключать с ними перемирия, договариваться, совершать взаимовыгодные сделки, бороться, но при этом не ставя себе цели окончательно победить. "Порыв" нужно поставить на службу Духу (но не заключить в рабство, иначе он отомстит патологией) - вот программа психоанализа в предельно сжатом виде.

Нам неизвестно, подвергала ли Анна Фрейд своих детей психоанализу (подобно Мелани Кляйн, другому детскому аналитику), но, думается, в этом случае единственными совершенно здоровыми людьми на свете должны были быть внуки великого Зигмунда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1437
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3330
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2418
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1942

Другие новости