0
1412
Газета Философия Интернет-версия

13.04.2000 00:00:00

Реализация невозможного

Тэги: философия, учебник


Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 1999, 592 c.

СТРОГО говоря, учебник по философии невозможен в принципе: философия призывает и обязывает идти туда, не знаю куда, искать и находить то, не знаю что, а учебник в традиционном понимании предназначен для овладения стандартным набором знаний и действий в стандартных ситуациях. Научить философствовать нельзя, поскольку не существует жестких и универсальных критериев и правил философской работы, но философии можно научиться; а тому, кто хочет учиться, можно помочь выучиться. Подобно тому, как нельзя помыслить за другого, так же невозможно передать другому, прямо и непосредственно, свой опыт и навык философствования. Но отсюда не следует, что в философии отсутствует практика обучения. Наоборот, вся история философии - это непрерывная эстафета, образуемая тесно связанной цепью учителей и учеников. Для включения в традицию философствования необходимо знакомство со специальным философским знанием и овладение им - особенно в конце нашего столетия, когда философия достигла максимальной за все время степени изощренности. Такое знание кристаллизуется в философоведческих исследованиях, энциклопедиях, справочниках, учебниках и учебных пособиях. И этому знанию учить можно и нужно.

Новый учебник Ильина по философии реализует почти невозможное - не только вводит в традицию соответствующих размышлений, сообщает уже найденные решения и научает стандартным, отработанным приемам и процедурам, но и подводит к переднему краю творческого поиска, к нерешенным проблемам и открытым вопросам. Активная позиция, по Ильину, должна базироваться на глубокой и вдумчивой рефлексии предельных оснований, то есть на философской мысли, а фундаментальные исследования должны обретать практические приложения. Философия, таким образом, не замыкается в башне из слоновой кости, наоборот, обретает актуальность и динамизм. Деятельностная природа философии воплощается в тщательном отслеживании практических следствий даже самых фундаментальных и абстрактных тезисов. А уж философско-исторические и социально-философские размышления оборачиваются прямыми политическими рекомендациями - не идеологически, но аксиологически и антропологически обеспеченными.

Характерна расширенная структура двухтомника, первая книга которого включает как метафилософию, онтологию, гносеологию и эпистемологию, так и антропологию, а вторая - социальную философию, аксиологию и философию истории. Тем самым учебник охватывает в проблемном и теоретическом рассмотрении основные философские дисциплины и разделы соответствующего учебного курса, представляя их во взаимодействии и внутренней связности. Преодоление изоляции в рамках отдельных дисциплин и самозамыкания в кругу частных вопросов оказывается важной и насущной задачей особенно в контексте практически повсеместного господства научной специализации. Пожалуй, именно философия могла бы претендовать на установление конструктивных связей и поддержку междисциплинарных исследований.

Жанр учебника, предполагающий по умолчанию систематизацию общеизвестного специалистам знания, не мешает Ильину предлагать студентам также и собственные оригинальные концепции. Нетривиальны разработанная им трактовка способов генерации философских результатов; критический анализ традиционных философских программ; новая версия антропного принципа, отличающаяся введением фундаментальных социальных констант по аналогии с физическими; продуктивное гносеологическое различение классической, неклассической и неонеклассической науки; интерпретации экзистенциальных и аксиологических планов человеческой жизни; а также многое и многое другое. К примеру, такая традиционная тема, как пространство и время, раскрывается не только через перечисление физических - метрических и топологических - их свойств, но и посредством политической хроногеометрии, обсуждения ритмики и цикличности любых процессов и т.д. Ясная и отчетливая личностная позиция прямо и непосредственно демонстрирует персональность, необезличенность, гуманистичность философского знания.

Естественно, в текстах Ильина, как и у всякого творчески мыслящего автора, много спорных положений и дискуссионных утверждений, но ведь именно возможность критического восприятия, осмысленного и размышляющего чтения и должна прежде всего стимулироваться хорошим учебником. Конечно, жаль, что посвященная онтологии часть осталась излишне лаконичной, что не вынесена в собственные разделы философская проблематика языка и текста, мышления и сознания, что не хватает еще чего-то┘ но, по крайней мере, задача написания современного учебника была поставлена по гамбургскому счету, с полным сознанием всей ответственности, и исполнена достойно, стильно, ярко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости