Философы России XIX-ХХ столетий. Биографии. Идеи. Труды. Сост. Алексеев П.В., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 1999, 944 с.
РОРТИ однажды заметил, что быть философом, говорить, что ты философ, - никому ничего не объясняет, и предложил описывать философию исключительно социальными средствами, т.е. как академическую дисциплину-матрицу, границы которой, правда, постоянно нарушаются. Ироничный замысел Рорти осуществился в виде биобиблиографического словаря "Философы России XIX-ХХ столетий. (Биографии. Идеи. Труды)", выдерживающего вот уже третье издание. Словарь задуман как "панорама развития отечественной философской мысли", но на деле оказывается непростым размышлением над провокативностью философии. Философию невозможно объяснить содержательно, любое такое объяснение заведомо будет неполным. Она всегда что-то еще: уворачивается от тривиальных схем, сопротивляется заключению в жесткие рамки. Водит за нос, морочит голову, пудрит мозги, чертит зигзаги, застает врасплох. Раз так, то следует представить ее как своего рода социальную карту и вооружиться путеводителем-каталогом для комфортного и скоростного движения по такой карте. Это, по сути, апофатический ход, схватывающий несводимую сторону философии и высвобождающий место для несхватываемого и ускользающего.
Но получившийся социальный каталог страдает принципиальной неполнотой. Обойденными вниманием и пропущенными оказались многие значительные фигуры, без которых появление словаря отчасти теряет смысл. К примеру: Бибихин В.В. - не столько талантливый переводчик Хайдеггера, Гадамера, Деррида и др., сколько оригинальный мыслитель, автор прозвучавших книг "Мир", "Язык философии", "Узнай себя" и "Новый ренессанс"; Босенко А.В. - самобытный философ из Киева, создавший "Реквием по нерожденной красоте" и "О Другом"; яркий Свасьян К.А., написавший "Становление европейской науки", "Проблему символа в современной философии", "Феноменологическое познание", "Философское мировоззрение Гете"; Зимовец С.Н. - ректор Института психоанализа, автор интеллектуального бестселлера "Молчание Герасима"; Ахутин А.В. - один из основателей творческого коллектива "Диалог культур", автор "Понятия "природа" в античности и Новое время" и "Тяжбы о бытие"; Пятигорский А.М. ("Символ и сознание" в соавторстве с М.К.Мамардашвили, "Мифологические размышления"); Долгопольский С.Б. ("Риторики Талмуда. Аффект и фигура"); Руднев В.П. ("Морфология реальности", "Винни-Пух и философия обыденного языка"); Ямпольский М.Б. ("Память Тиресия", "Беспамятство как исток"). Почему-то в справочник не вошла статья об Иванове Вяч.Вс., живом классике современной науки о знаках, одном из основоположников (наряду с Топоровым В.Н. и Лотманом Ю.М., статьи о которых, кстати, в издании есть) Московско-Тартуской семиотической школы.
А вот кто совершенно справедливо не попал в число философов России, так это Д.Е. Галковский со своим философским романом "Бесконечный тупик" и журналом "Разбитый компас" - если он сам отказался от любого социального признания, то зачем же его включать? Зато в словарь, как всегда бывает, проникло немало мошенников и шарлатанов с "философскими" погонами. Но это ничего. Еще в словаре оказались такие странные персонажи, как Вера Засулич (псевдоним - Карелин): "публицист, критик, участница революционного движения┘ стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его┘ переписывалась с К.Марксом и Ф.Энгельсом"; и
Иосиф Сталин (Джугашвили): "политический деятель, выступал по проблемам социальной философии". Дело в том, что философия все равно шире своей социальности, она оставляет свои следы на всем - на том, как палят в градоначальников и нюхают марафет, как курят трубку и в одиночку управляют шестой частью суши.
Издавать и переиздавать такие справочники - неплохая затея. "Философы России XIX-XX столетий" - оптимистический и жизнерадостный проект. Нам всегда внушали, что философии у нас мало. Но ее даже не то что много, ее навалом. Маятник философии раскачивается от историков философии и переводчиков к революционерам и генсекам.