0
2690
Газета Филология Интернет-версия

29.09.2016 00:01:00

Кирпич в сюртуке против моськи

Тэги: федор сологуб, николай гумилев, василий розанов, валерий брюсов, серебряный век, литература, всеволод мейерхольд, переводы, переписка


федор сологуб, николай гумилев, василий розанов, валерий брюсов, серебряный век, литература, всеволод мейерхольд, переводы, переписка Дом Сологубов всегда был гостеприимен. Федор Сологуб с женой Анастасией Чеботаревской. Фото 1910-х годов

Литература Серебряного века любила парадоксы и эпатаж. «Неколебимой истине/ Не верю я давно», – не без вызова провозглашал черный маг Валерий Брюсов.

Поэтому неудивительно, что некоторое влияние подобной парадоксальности сказывается и при публикации архивных материалов мэтров отечественного декаданса.

Настоящий сборник неизданных материалов поэта и прозаика Федора Сологуба (1863–1927) практически не содержит художественных произведений автора «Тяжелых снов». Исключение составили лишь 47 ранее неизвестных переводов.

Что же вошло в него? Вниманию читателей предложены «Тетради посещений» – нечто вроде камер-фурьерского журнала, фиксирующие гостей писателя с октября 1889 по январь 1915 года. К сожалению, сохранились не все тетради, например, отсутствуют записи почти за весь 1913-й и полностью за 1914 годы. Тем не менее они чрезвычайно полно раскрывают список людей, посещавших дом Федора Кузьмича и его супруги Анастасии Николаевны. Наряду с вполне понятными и предсказуемыми визитами Валерия Брюсова или издательницы Любови Гуревич в гостях у писателя бывали люди, далекие от его взглядов и устремлений. Так, 28 декабря 1898 года с 21.00 до 22.20 Сологуба в числе прочих посетили публицист-консерватор Михаил Меньшиков и философ Владимир Соловьев. Если учесть, что в то время для Сологуба были характерны левые взгляды, то появление в его доме Михаила Осиповича выглядит как минимум удивительно. Не менее парадоксально и появление в гостях Владимира Сергеевича, особенно в свете его скептического отношения к символистам (вспомним соловьевские пародии на того же Брюсова).

В сборнике опубликована и переписка Сологуба и его супруги с режиссером Всеволодом Мейерхольдом и публицистом Разумником Ивановым-Разумником. Также приводятся адресованные писателю письма Сергея Соколова, основателя и главного редактора знаменитого «Грифа» – издательства символистов. Отметим, что и сам Соколов не был чужд писательства, публиковался под псевдонимом «Кречетов». В связи с этим современники любили пошутить по поводу «птичьих» названий Сергея Алексеевича. Издатель и писатель дружили, были на «ты», что вообще-то не являлось чем-то характерным для «кирпича в сюртуке», как называл Федора Кузьмича философ Василий Розанов. Из писем видно, что Соколов искренне восхищался своим другом и возмущался любой критикой в его адрес. Так, после публикации рецензии Николая Гумилева на собрание сочинений Сологуба он писал: «Весьма негодовал, прочтя в последнем № «Аполлона» гумилевскую на тебя хулу. Знаешь, Федор Кузьмич, подобало бы привести мальчишек к должному решпекту. Конечно, в твоих глазах, как и в глазах зрителей, Гумилев – моська, и притом не особо породистая, но ведь, бывает, и мосек бьют, когда они лезут под ноги».

книга
Федор Сологуб:
Разыскания и материалы.
– М.: Новое литературное
обозрение, 2016. – 832 с.

В книге представлены и письма лиц круга Сологуба, в которых он упоминается. В подобном контексте, помимо важных дополнений к биографии писателя, через его творчество корреспонденты дают собственное, нередко парадоксальное видение современной культурной ситуации. Так, издатель и литературный критик Петр Перцов в одном из писем 1908 года к Розанову (оба они, кстати, также присутствуют в списках «Тетради посещений») размышлял, что «в успехе декадентов самое интересное, что он связан как-то с революцией. Ведь несомненно, что без нее еще долго Брюсов казался бы смешным, а Кузмин и компания были бы прямо невозможны. Революция, бесспорно, как-то отменила внутреннюю психологическую цензуру вместе с внешней. Это бесспорный плюс. Но есть и минус в том, что едва ли этот внезапный модернизм не есть какой-то «развал души», психическое гниение. Особенно это плохо для «революции», ибо декадентство явно химически «анестезирует» все революционное. После «Крыльев» не пойдешь на баррикаду».

Получается, что и без творческого наследия писатель интересен. Парадокс и эпатаж? Но не зря литературовед Павел Медведев, знавший автора «Заклинательницы змей», в последние годы жизни вспоминал: «Сологуб-человек больше Сологуба-писателя. Больше, глубже, мудрее, разнообразнее». 



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1724
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1074
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
781
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1059

Другие новости