Василий Молодяков.
Джордж Сильвестр Вирек: больше чем одна жизнь. – М.: Ключ, 2015. – 696 с. |
В предисловии к книге ее автор, историк Василий Молодяков (Москва–Токио), задается двумя вопросами: заслуживает ли избранный персонаж внимания? Готов ли сам исследователь к воссозданию жизненного пути героя?
То, что ответы на них даны положительные, видно из того, что биография писателя в итоге появилась. Но, как мне кажется, уместно поставить и такой вопрос: стоит ли создавать жизнеописание, если герой явно не является писателем первого ряда, но в свое время был знаком (или дружил) со многими яркими личностями эпохи?
Думаю, что ответ на него тоже должен быть положительным. Джордж Сильвестр Вирек (1884–1962) не был великим литератором. Его принято числить по разряду писателей-декадентов, точнее, считать единственным писателем-декадентом США. Не символистом или модернистом, такие в американской культуре не были единичным явлением, вспомним, например, Томаса Эллиота или Гертруду Стайн, а именно декадентом. Если мы возьмем его последний роман «Обнаженная в зеркале», то увидим скорее следование традиции романтизма, что в 1953 году (время выхода книги) выглядело по меньшей мере архаикой.
Вместе с тем интересны уже родители Вирека. Его отец Луи, переехавший из Германии в Соединенные Штаты, был корреспондентом Карла Маркса. Джордж Сильвестр впоследствии вспоминал, как «был поражен, увидев его портрет и переписку с Марксом в Музее Маркса–Энгельса в Москве (1929). Энгельс, соавтор «Манифеста Коммунистической партии», был шафером на свадьбе моих родителей в Лондоне».
Одновременно Вирек состояли в родстве с Вильгельмом II, а сам писатель стал доверенным лицом императора в период его эмиграции, написав, в частности, беллетризованную биографию «августейшего кузена».
Но, повторимся, ценнее его знакомства или дружба с Жоржем Клемансо, Генри Фордом, Бернардом Шоу, Герхартом Гауптманом, Альбертом Эйнштейном, Зигмундом Фрейдом, Фердинандом Фошем, Жозефом Жоффром, Паулем Гинденбургом, Адольфом Гитлером, Бенито Муссолини.
Впрочем, писатель и сам зачастую оказывался персонажем прозы других авторов. Под именем Форреста Квадрата (viereck в переводе с немецкого – четырехугольник) он фигурирует в четырех романах Эптона Синклера о Лэнни Бадде, как поэт-декадент Стрэскон в его же «Столице», а Эверет Гарре в книге «Смотри на женщину» вывел его в образе поэта Алмахуса.
Также нужно иметь в виду, что свыше десятка сенаторов и конгрессменов прибегали к услугам Джорджа Сильвестра как аналитика, пиарщика и спичрайтера.
Как и Владимир Набоков или Сэмюэл Беккет, Вирек был билингвистичен: в 1906-м вышел его дебютный поэтический сборник на немецком, а спустя год в печати появилось английское издание стихов. «Я всегда хотел быть живым мостом между страной моего рождения и приемной родиной», – писал он позднее.
Правда, стремление сблизить культуру обернулось для самого писателя личной драмой. В ходе Первой мировой войны он был обвинен в прогерманских симпатиях, что привело к 10-летнему бойкоту сочинений автора «Дома вампира». А во время Второй мировой Виреку поставили в вину пропаганду нацизма. Но на этот раз не обошлось простой обструкцией – Джордж Сильвестр пять лет пробыл в заключении. Отметим, что его сын погиб в Италии под Анцио, сражаясь в составе войск союзников. Такой вот сломанный мост получился.
В свое время немецкий адмирал Карл Дениц назвал свои мемуары «Моя захватывающая жизнь». Думается, аналогично могли бы быть названы мемуары Вирека или книга о нем. Особенно учитывая нацистский след в его биографии.