Рыцарь Серебряного века,
неутомимый публикатор Станислав Лесневский. Фото Александра Анашкина |
Есть люди, которых называют «соль земли». Те, кто не потребляет, а создает жизнь. Именно к ним принадлежал Станислав Лесневский (1930–2014). Неутомимый публикатор поэтического наследия, «рыцарь Серебряного века», как его называли товарищи. Борец за сохранение памятников культуры: если бы не его несгибаемая позиция, вряд ли мы могли сегодня любоваться восстановленным блоковским Шахматовым. Одним из самых любимых творений Станислава Стефановича было созданное им издательство «Прогресс-Плеяда». Под его маркой выходили книги, посвященные великим – к примеру, Ахматовой, Мандельштаму, конечно, Блоку. Причем издавались не только тексты стихов, в том числе и факсимильные, но и академически выверенные тома переписки самых известных писателей и поэтов. Последним изданием, «пробитым» Лесневским, стал огромный том «Поэт на войне» Евгения Степанова – фундаментальный труд о жизни во время Первой мировой Николая Степановичем Гумилева (1886–1921).
Когда берешь такие книги в руки, то вслед за Василием Шукшиным хочется сказать: «Охота жить!» Потому что есть еще примеры научного самопожертвования, работы «до последней строчки». Почти 30 лет жизни отдал автор этому труду. Годами работал в архивах и библиотеках, сам посещал места, связанные с жизнью великого поэта. Еще и еще раз сопоставлял произведения Гумилева с новонайденными документальными источниками. Весь боевой путь «конквистадора поэзии» на фронтах Украины, Литвы, Австро-Венгрии, его пребывание в Запасном Кавалерийском полку, в Уланском полку, в
Евгений Степанов.
Поэт на войне. Николай Гумилев: 1914–1918. – М.: Прогресс-Плеяда, 2014. – 850 с. |
5-м Александрийском полку расписан не то что по дням, а буквально по минутам. Так же как очень четко показано, как и за что получил Николай Степанович свои два Георгиевских креста и орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом, который, правда, он так и не успел надеть на свою «пулей тронутую грудь».
Евгений Степанов прослеживает боевой путь Гумилева в Европе. Показывает, как поэт отправился на Салоникский фронт, где также бились российские части, как по дороге попал в Англию, как потом оказался во Франции, где служил офицером для поручений при военном комиссаре Евгении Раппе, как писал обо всем происходящем и как страшная дорога его судьбы завернула Николая Степановича снова на родину. Ему было предписано отправиться на Персидский фронт, и кто знает, какие бы восточные мотивы зазвенели в его удивительных строках. Однако вместо страны ковров и минаретов Гумилев снова отправился в Туманный Альбион, где служил в шифровальном отделении Русского правительственного комитета. Однако задерживаться он не стал, или ему это не удалось. Гумилев сел на корабль и, заехав в Париж, отправился в Мурманск, чтобы оттуда ехать в Петроград. Навстречу гибели и последним гениальным стихам.
Финальную часть книги автор отдает анализу ахматовской «Поэмы без героя» и вслед за десятками своих предшественников под лупой анализирует великий текст, находя в нем зашифрованные свидетельства о человеке, подарившем Анне Андреевне сына.
Ценно, что «Поэт на войне» включает более 150 иллюстраций. Здесь не только уникальные воспроизведения облика самого поэта, но и фотографии мест, где ему удалось побывать, и портреты людей, сыгравших ту или иную роль в его судьбе. Открытием для ценителей искусства станут не слишком сегодня известные зарисовки, сделанные во время последней встречи Николая Степановича в Париже с его друзьями – художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. Впервые публикуются ряд писем, в том числе послания к поэту его матери Анны Степановны и сестры Александры Сверчковой.
И хотя Гумилев напророчил себе пулю, которая разлучит его с землей, с российскими читателями разлучить его уже не может ничто.