0
1259
Газета Филология Интернет-версия

14.03.2002 00:00:00

Эксперимент на авторе

Тэги: Хазанов, Глэд, допрос, пристрастие


Борис Хазанов, Джон Глэд. Допрос с пристрастием. Литература изгнания. М.: Захаров, 2001, 272 с.

Быть ничьим, не принадлежать ни к какому народу, не шагать ни в каких рядах, не петь в унисон и не сморкаться по команде". Писатель - да и любой человек - с такими желаниями может оказаться далеко. Борис Хазанов - сначала в сталинских лагерях, потом, и уже 20 лет, в Германии. Но "благословение эмиграции - в том, что она предоставляет идеальные условия для одиночества". Для той - продолжим - свободы наедине со своими мыслями, где только и выясняется, стоят ли они хоть что-то. О значении одиночества для писателя много сказал еще Рильке. Но куда уходит одинокий голос?

Книга стилизована под допрос, но собеседник Хазанова, американский славист Джон Глэд (известный в России по книге "Беседы в изгнании") - скорее не следователь, а провокатор, умеющий ставить острые вопросы. Глэд вспоминает о художнике-чилийце, эмигранте, который, чтобы не тратить деньги на дорогой холст, писал новую картину поверх старой. Литератор в эмиграции пишет книги, которые почти заведомо лишены аудитории, - может быть, это "лучшее доказательство тому, что истинный резон писательства - в самом процессе, а не в его результате"? Эмиграция - эксперимент на живом авторе, жестокий, но, видимо, что-то проясняющий. И Хазанов тоже подчеркивает значение текста для автора: "Литература... вносит в мое существование то, чего в нем нет: делает его осмысленным". И пусть в следующей же фразе он оговаривается, что смысл этот - фантомный. Пусть Глэд тоже спрашивает: зачем "читать до умопомрачения одну выдуманную историю за другой, когда в мире, в реальном мире, столько интересного!" Оба они, однако, продолжают этими фантомами заниматься. Потому что так называемая реальность без этих "фантомов" мертвеет. Усредненному - якобы реалистическому - сознанию "чужды догадки относительно того, что действительность может быть зыбкой, двусмысленной, неоднозначной и вообще ненадежной. Такое сознание убеждено в том, что истина всегда равна самой себе и что оно этой истиной владеет... Не придумано и то, что происходит с героем "Улисса" в один-единственный и ничем не замечательный день 16 июня 1904 года. Разница, и чудовищная разница, состоит, однако, в том, что здесь вам не предлагают как нечто обязательное, единственно возможное и само собой разумеющееся точку зрения обыденного банального сознания".

Изгнание - из своей страны. Но что это такое - своя страна?

Хазанов говорит, что между филфаком университета на Моховой и зданием КГБ на Лубянке - не пятнадцать минут ходьбы, а световые года. По сравнению с ними две с половиной тысячи лет, отделяющие от Афин, - пустяк. Автор привязан к языку, на котором пишет? Язык - и родина, и единственный багаж эмигранта? Но Хазанов отмечает, что "для меня Флобер такой же свой, как и Тургенев", а Глэд говорит о все большем сближении национальных культур. И тем не менее "я чувствовал, что прикован к этой стране цепями - не только внешними. Разбить, отодрать их можно было, только оставив на них куски мяса".

Изгнание - разрыв с людьми, с которыми больше не удастся поговорить, с мелочами, открывающими для человека мир. И в Европе Хазанов запоминает в первую очередь "голос водителя, объявляющего остановки в полупустом трамвае в Вене на Линцерштрассе". Страна и язык лишь делают возможной (или невозможной) эту встречу, не более того.

И в эмиграции ли дело? Она "освобождает от клятвы, которую вольно или невольно, сознательно или по привычке дает каждый русский писатель: от обета служения. Отныне он больше никому не служит". Но многие современные авторы родились в России уже без этой клятвы. А многих и эмиграция от нее не освободила. И замкнуться в национальной скорлупе - или сдаться с подметками повседневному жаргону - можно и дома. Дело в способе видеть. Например, в своих художественных текстах (цитат в книге достаточно) Хазанов отказывается отойти от повествовательности. Он мечтает о романе, "который стремится как можно более приблизиться к действительности сознания, романе, который я то и дело пытался написать и который остался, в сущности, недостижим", - но не потому ли, что сознание не укладывается в логику нарративного текста?

"Эмиграция - это синоним свободы", и писатель-эмигрант "проникается совершенно новым духом, усваивает другие модели мышления..., дышит воздухом Атлантики". Но ведь и эту возможность выжечь в себе идеологию (а не только сменить ее знак) используют далеко не все...

Хазанов, впрочем, использовал. Что хорошо заметно при сравнении с послесловием Бенедикта Сарнова, упорно защищающего свое право раскапывать отличия более советского писателя от менее советского (для Хазанова это просто вопрос экономии времени: "они не стоят слов, взгляни - и мимо"); защищающего литературу ясных ответов; защищающего всезнающего великого идеолога Льва Толстого - посредством Толстого-писателя времен "Севастопольских рассказов" и литературных экспериментов еще более ранней молодости... А вообще-то писатель, стоящий поперек любой идеологии, - такой же профессиональный изгнанник, как еврей ("в сем христианнейшем из миров /Поэты - жиды", - говорила еще Цветаева). "Самое же печальное то, что русский писатель привык себя чувствовать представителем кого-то или чего-то надличного - голосом общества, слугой народа, подданным государства; привык говорить "мы", вместо того чтобы ощущать себя... самим собой и больше никем". И об этом еще Пушкин говорил: "Ты царь: живи один. Дорогою свободной/ Иди, куда влечет тебя свободный ум┘" Туго до нас доходит...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1351
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3231
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2328
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1864

Другие новости