0
1629
Газета Филология Интернет-версия

02.11.2000 00:00:00

Трагедия как путь развития культуры

Тэги: Бицилли, Адамович


Бицилли П.М. Трагедия русской культуры. Исследования. Статьи. Рецензии. Вступительная статья, составление и комментарии М.Васильевой. Подготовка текста М.Васильевой, И.Оловянниковой. - М.: Русский путь, 2000, 608 с.

Издание трудов выдающегося, но, как это часто бывает, недооцененного, "недопризнанного" историка и филолога русского зарубежья Петра Михайловича Бицилли может по праву считаться событием в области филологии. В книгу вошли как фундаментальные исследования ученым творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, так и программные статьи и по-настоящему мастерские рецензии.

Чем же настолько хороша эта книга?

Во-первых, привлекает сам автор. Историк, медиевист, блестящий преподаватель этой дисциплины, в конце 20-х гг. Бицилли меняет сферу своих научных интересов и обращается к филологии и культурологии. Не будем останавливаться на причинах этого перехода, но филология от него только выиграла.

Поистине энциклопедические знания в области гуманитарных наук - будь то история или философия - и необыкновенная начитанность Бицилли сделали его исследования весьма и весьма глубокими, выводы - философски углубленными, доказательства - математически выверенными (в буквальном смысле: ученый подчас прибегал к подсчету изобразительных средств, используемых тем или иным писателем) и убедительными.

Особого внимания заслуживает и исследовательский метод Бицилли. С одной стороны, налицо близость ученого к формалистам. Так же, как и они, Бицилли крайне внимателен к форме художественного произведения, ко всем приемам, используемым в нем. Но в общем случае этот интерес к форме служит Бицилли отправной точкой для дальнейших рассуждений. Исследуя, подобно формалистам, "как сделано" то или иное произведение, Бицилли обязательно приходит к вопросу о том, "для чего" оно сделано. Какое - не только художественное, эстетическое, но и нравственное, этическое - переживание испытывает читатель и что - какая идея, страсть, мысль - влекло писателя и заставляло его подыскивать для имеющегося "материала" единственно возможный "прием" - все подобного рода размышления формалист признал бы "наивным психологизированием" и не более, в то время как у Бицилли именно они и составляют смысловой центр работ.

Из вышесказанного следует, что в литературе Бицилли всегда ищет "второй план": точку пересечения между "объективным" - собственно словом, художественным приемом - и "субъективным" мнением, восприятием, чувством. Анализируя "объект" - стихотворение, рассказ, роман, творчество писателя в целом, Бицилли непременно выходит и на разговор о "субъекте" - собственно авторе, творце. А от поиска и понимания "второго плана" литературы, от тонких, во многом интуитивных, но тем не менее аргументированных суждений о личности автора недалеко и до поиска "второго плана" бытия. И он (этот поиск), и его обретение (каждый раз новое, во многом обусловленное именно темой, предметом исследования) также составляют одну из сильных сторон трудов Бицилли.

Например, если работа о проблеме жизни и смерти в творчестве Толстого, возникает неожиданный, с первого взгляда даже немного абсурдный, но очень осмысленный тезис: "Отношением к смерти... определяется у каждого отношение к жизни. У художника, следовательно, им определяется все его творчество". Заявленная тема "Пушкин и проблема чистой поэзии" требует рассуждений и пояснений по вопросу восприятия текста читателем и автором. Таким образом, даже далекий от конкретного исследования или даже вообще от филологии человек сумеет воспринять общежитейский, общечеловеческий пласт работ Бицилли.

Собственно литературоведческие идеи Бицилли разнообразны, и здесь можно обозначить лишь некоторые из его главных исследовательских сюжетов. Бицилли в основном идет путем сравнительного анализа, исследуя, как один писатель творчески усваивает, "перерабатывает" наследие своих предшественников и современников и результат этого усвоения развивает в собственной, оригинальной, самобытной форме. Именно этот сравнительно-аналитический подход объясняет, почему, допустим, в работе "Пушкин и Вяземский" появляются рассуждения о влиянии творческой манеры Пушкина (рассматриваются приемы перечисления и повторения) на Гоголя, а уже в исследовании "Проблема человека у Гоголя" вспоминаются - и в связи с темой, и вследствие избранного метода анализа - и Толстой, и Достоевский, и Чехов.

Основная тема никогда не довлеет над ученым, не подчиняет его себе. Каждая работа всегда оказывается глубже и масштабнее, чем заявленный в названии сюжет. Как справедливо отмечал высоко ценивший ученого Георгий Адамович, "в ста или полутораста строках Бицилли иногда успевает коснуться стольких тем и вопросов, что разработка их потребовала бы большого исследования".

Однако и с таким авторитетом, как Бицилли, можно не согласиться. Речь идет в первую очередь о трактовке ученым творчества Достоевского. С одной стороны, Бицилли совершенно верно говорит об этическом, а не онтологическом восприятии (и описании) жизни Достоевским; с другой - отмечает, даже скорее подчеркивает и утрирует некую "надрывность" созданных им персонажей, будто бы лишающую читателя сострадания к героям. По мысли Бицилли, "не становящихся", не "ставших", а изначально монолитно существующих героев Достоевского читатель не более чем "созерцает", "умопостигает", в то время как с толстовскими Карениной, Ростовыми и пр. проживает их судьбу всякий раз, перечитывая романы. Вряд ли идею-страсть - а именно их вынашивают и преодолевают герои Достоевского, вспомним, как об этом писал Бахтин, - можно постичь только лишь силой интеллекта и вряд ли князь Мышкин не воспринимается читателем как живой человек - быть может, более живой, чем многие встретившиеся в реальности.

Практически все статьи, помещенные в книге, публикуются в России впервые - до этого они публиковались в эмигрантских изданиях и в ежегоднике Софийского университета, где Бицилли преподавал много лет. Два текста опубликованы вообще впервые: это рецензия Бицилли на антологию эмигрантской поэзии и биографические материалы, составленные в 50-е гг. А.П. Мещерским, много лет подвижнически собиравшим в Болгарии сведения о русских ученых, работавших в этой стране.

В заключение особо хочется остановиться на статье, название которой стало названием всей книги. В 1933 г., когда русская культура в СССР была обессмыслена демагогией и разделена по классовому признаку, Бицилли пишет свою "Трагедию русской культуры" и со всем жаром отстаивает идею неповторимости, уникальности, самобытности русской культуры - идею, о которой не стоит забывать и сегодня, ибо понимание уникальности культуры у Бицилли было открытым, а не националистическим: культуру всякого народа (в русле идей Ницше, отчасти Шпенглера и, может быть, Блока) Бицилли понимал как трагедию и как чудо: культура трагична и подлинна, когда не окостеневает в цивилизации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1346
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1070
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1412
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
752

Другие новости