0
1309
Газета Филология Интернет-версия

04.11.1999 00:00:00

Смысл и текст


Игорь Мельчук. Опыт теории лингвистических моделей "СмыслуТекст". Семантика, синтаксис. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. (Серия "Язык. Семиотика. Культура").

НАЧИНАЯ с романтичных пятидесятых, когда быстро развивающиеся компьютеры приобретали все большее распространение, постепенно формировался общий исследовательский подход, предполагающий изучение интеллектуальных способностей человека посредством алгоритмического моделирования. Сознание, мышление, генерирование осмысленных текстов - все это должно было бы стать понятным, представленным действующими, функционирующими механизмами, связями, моделями. Казалось даже, что не за горами и создание искусственного интеллекта. Восторженный оптимизм, вызванный первыми успехами на новом пути, сменился скептическим пессимизмом относительно самой возможности понять ментальные действия с помощью формализованных средств: несмотря на достижения в отдельных локальных областях, целостность человеческого разума оставалась по-прежнему постоянно ускользающей. Математики, лингвисты, логики, психологи, кибернетики, литературоведы, физиологи высшей нервной деятельности, семиотики, аналитические философы стремились подойти к этой междисциплинарной проблеме каждый со своей стороны. Но их дело ни в коем случае не осталось бесполезным, и сегодня вновь наблюдается повышение интереса, гораздо более критического и изощренного, к когнитивным исследованиям.

Переиздание книги Игоря Мельчука "Опыт теории лингвистических моделей "Смыслу Текст". Семантика, синтаксис", написанной 30 и опубликованной впервые 25 лет назад, показывает, что базовые принципы его концепции вовсе не устарели, наоборот, обрели дальнейшее развитие и углубленную разработку. Будучи представителем Московской семантической школы, Мельчук работал вместе с Юрием Апресяном и Александром Жолковским; стоял у истоков отечественных и мировых изысканий в области современной теоретической и математической лингвистики. Созданная им модель заложила основы систем распознания и синтеза речи, автоматического перевода с одного языка на другой, реферирования, информационного поиска, создания толково-комбинаторных словарей и т.п. Сейчас все эти приложения все более активно применяются, особенно в бурно эволюционирующем Интернете.

Рассматривая естественный язык в качестве особого преобразователя смыслов в тексты, а текстов в смыслы, Мельчук предложил построить действующую модель, которая, реально выполняя аналогичные преобразования (СмыслуТекст), могла бы выступить мощным орудием не только описания отдельных языков, но и исследования внутренних механизмов языка вообще. Текст и смысл понимаются им в качестве определенных искусственных конструктов, построенных по ясным и формализованным правилам, позволяющим создать соответственно фонетическое и семантическое представление речи, а также сформулировать код преобразований одного в другое. Если удается схематично изобразить синтаксические связи текстовых элементов и семантические связи элементов смысла, то для перекодирования достаточно будет задать набор некоторых функциональных зависимостей. Концепция Мельчука в отличие от генеративной грамматики Хомского выступает не порождающей, а только преобразующей, перифразирующей структурой; в отличие же от аналитической традиции - не занимается выявлением соответствий с экстралингвистической действительностью, оставаясь в пределах установления эквивалентности фраз (смыслов). Конечно, применение сильных интерпретативных технологий (Деррида, Делез, Кристева┘) дает возможность соотнести любые тексты с любыми другими (интертекстуальность etc.), но Мельчук и не ставит перед собой такую задачу. И в этом смысле его проект оказывается, как ни странно, более романтическим.

В качестве приложения в книге размещен также целый ряд любопытных архивных материалов, ярко демонстрирующих особенности нравов в советских академических учреждениях 70-х годов, и публицистические выступления Мельчука, заявляющие прямую и достойную гражданскую и моральную позицию. Именно из-за своих политических выступлений в поддержку Синявского и Даниэля, Сахарова и Ковалева Мельчук был в 1976 году уволен из Института языкознания, где проработал 20 лет, после чего окончательно принял решение эмигрировать и переехал в Канаду, где живет и работает до сих пор. "История одного заседания одного ученого совета", которая подготовлена на основе записи, сделанной Мельчуком на спрятанный в портфеле портативный магнитофон, является таким же документальным напоминанием об ушедшей эпохе, как и письма в поддержку Мельчука, написанные Ю.Д. Апресяном и И.А. Большаковым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
694
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости