0
426
Газета Персона Печатная версия

02.10.2024 20:30:00

Летят века тире песка мгновения

Поэт Феликс Чечик о парадоксальности смыслов, «приемах и приемчиках» и парении стихотворений

Тэги: поэзия, израиль, игра в бисер, наталья горбаневская

Феликс Михайлович Чечик (р. 1961) – поэт. Родился в Пинске (Беларусь). Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Автор поэтических книг: «Муравейник» (М. «Водолей», 2007), «Алтын» (М. «Русский Гулливер», 2009), «Покуда Том и Гек» (М. «Воймега», 2014), «Стихи для галочки» (М. «Русский Гулливер», 2014), «Своими словами» (М. «Стеклограф», 2018), «Избранное» (СПб. «Пальмира», 2021), «Хорошо забытое» (М. «Формаслов», 2022) и др. Лауреат «Русской премии» (2011) и Международной литературной премии им. И.Ф. Анненского (2020). Живет в г. Нетания (Израиль).

поэзия, израиль, «игра в бисер», наталья горбаневская Когда «приемы и приемчики» невидимы, стихотворение парит. Фото Алексея Лобачевского

Как-то на вопрос о ближайших творческих планах Феликс Чечик ответил предельно лаконично: «Жить». Что же, собственно, до стихов, то они регулярно печатаются, в том числе в российских толстых журналах. Поэтические подборки этого года – «Капелька огня» в «Урале» и «Под звуки и разрывы сердец» в «Дружбе народов». С поэтом Феликсом ЧЕЧИКОМ беседует Елена КОНСТАНТИНОВА.

– Феликс Михайлович, невольно вспоминается строка из вашей подборки в «Дружбе народов» в нынешнем году: «бездна – мы». Когда у вас возникает «ощущенье, что пришел конец надежде», говорите ли себе что-то похожее: жизнь все равно должна продолжаться, нужно сохранять спокойствие духа, делать дело – «возделывать свой палисадник»?

– Говорить-то говорю, занимаясь самогипнозом, но все чаще ловлю себя на мысли, что сегодня спокойствие духа невозможно, если не сказать – подло. При этом «возделывание своего палисадника» не противоречит вышесказанному, а напрямую из него вытекает. Более того, исходя из своего многолетнего опыта – «старинное дело», если не сказать безнадежное, только тогда и возможно.

– Насколько вы впускаете внешнее: «мир, сошедший от цифири с ума, стоит на голове», «на экране мышья от жизни беготня» – во внутренний? И неужели возможно совмещать «трагедию Пуччини и легкость бытия»?

– Разве внешнее меня спрашивает? Входит без спросу. Башня из слоновой кости – не мое. Что же касается возможности совмещения «трагедии и легкости»: только на стыке этих, казалось бы, несовместимых понятий и происходит что-то дельное. По крайней мере, у меня.

– В одной из «Игр в бисер» автор и ведущий этой телепередачи Игорь Волгин назвал вас хорошим поэтом. Вы равнодушны или чувствительны к похвалам?

– Спасибо Игорю Леонидовичу за добрые слова! Кстати, он написал очень важное для меня предисловие к моей книге «Алтын». За что ему отдельное спасибо! Было бы лукавством, если бы я сказал, что равнодушен и нечувствителен к похвале: конечно, приятно, когда о тебе говорят какие-то приятные слова люди, мнением которых дорожишь. И это важно и ценно не только в начале твоего пути. Но гораздо важнее, на мой взгляд, когда ценимый тобой человек говорит тебе пусть и не совсем приятные вещи, но по делу. Это, конечно, сначала ранит, но потом понимаешь, что сам – из-за замыленности своего взгляда – этого не замечал, и пытаешься по мере своих сил что-то в себе преодолеть или как минимум не повторять.

– Тогда же Волгин процитировал вашу строку: «Мы не Георгия Иванова / ученики, а Ходася». Между тем лет семь назад вы отреклись от своего противопоставления: оно «надуманно, если не сказать – высосано из пальца», а то стихотворение сочли «своего рода диалогом-спором с поэтом Денисом Новиковым», «под очень сильным влиянием» которого находились и хотели таким образом от него освободиться. Как пришло понимание, что пора?

– Не то чтобы я «отрекался» от этого высказывания, а уж тем более не отрекаюсь от этого давнего стихотворения. Написалось и написалось. На тот момент, видимо, для меня было важно выбраться из-под катка поэзии Дениса Новикова. Это очень дорогой для меня автор – если не основной из наших современников.

– Кстати, как и Ходасевич, среди ваших поэтов Георгий Иванов, Арсений Тарковский, Давид Самойлов, а также Владимир Соколов (так, как его, «уже не любил никого!»). Чему они вас научили?

– Это, конечно, далеко не весь список моих поэтов. Если его продолжить – боюсь, займет несколько страниц. Видимо, следует поставить вопрос несколько иначе: чему меня научила вся русская поэзия, условно говоря, от Державина до наших дней? Во-первых, конечно, смирению. Во-вторых, пониманию того, что: «Сколько ни сделано открытий в стране себялюбия (от себя добавлю – осознания), там еще осталось вдоволь неиследованных земель».

– Вы стажировались у профессора Вольфганга Казака в Институте славистики Кёльнского университета сразу после окончания Литинститута?

– Нет, во время учебы на третьем курсе. Непосредственно с Казаком я особенно не контактировал: приходя каждый день в институт, помогал в работе над «Лексиконом русской литературы XX века» – основным трудом знаменитого слависта. От меня требовалось исправлять какие-то стилистические неточности, нежели смысловые. В остальное время я должен был углублять свой немецкий язык, но не отличался особым прилежанием: после Москвы 1990 года, поверьте, было чем заняться в Кёльне. За что был вызван на ковер к Herr профессору и получил соответствующую взбучку за частые пропуски занятий.

Мне повезло: я там познакомился с прекрасными Изольдой Баумгертнер и Аннетой Юлиус. Изольда писала стихи и переводила на немецкий русскую поэзию и прозу, в первую очередь Иосифа Бродского. К сожалению, несколько лет назад Изольды не стало. В прошлом году я подготовил посмертную книгу ее сочинений «Zu zweit/Вдвоем», которая вышла в московском издательстве «Синяя гора». С Аннеттой – глубоким и разносторонним человеком – вот уже более 30 лет как дружим: переписываемся, обмениваемся впечатлениями и мнениями о происходящем, а если, как полтора года назад, повезет – встречаемся. Кстати, она мне очень помогла в составлении книги нашего общего безвременно ушедшего друга.

– Еще один из отзывов о вас – самобытный поэт. Как думаете, за счет чего? И как бы охарактеризовали свое направление в поэзии?

– Если верить словарям, а им верю: самобытность – это «своеобразное, неповторимое, оригинальное проявление, не похожее на другие, массовые, всеобщие. Во-вторых, самобытность – это природность, укорененность в культуре...» Любой хороший поэт самобытен, в противном случае он плох. При этом хороший поэт всегда средоточие многих составляющих: собственного дара, труда и в первую очередь всего предыдущего культурного слоя, благодаря которому он и возник. На пустом месте ничего возникнуть не может. Самобытен ли я? Не мне о том судить. Хочется надеяться.

Что же касается направления: не думаю, что оно у меня есть. И, откровенно говоря, не уверен, что должно быть. А какое было направление у Пушкина или Мандельштама? «Лучшие слова в лучшем порядке» – единственно возможное направление.

– Предлагаемые вами толкования слов, явлений, понятий обнаруживают неожиданные смыслы: музыка «отсутствующей речи»; «слышу голос Финского залива, / как с цепи сорвавшегося пса»; «скорость света плетется позади»; «летят века тире песка мгновенья»; «памяти сердцебиенье». Или: «поэзия не что иное / как мрачной бездны на краю / божественная паранойя / и разговорчики в строю…»

– Неожиданность или, если угодно, парадоксальность смыслов – не самоцель. Если благодаря этому стихотворение не буксует, не самоповторяется – чего греха таить, и такое случается, – есть шанс, что оно состоится. Конечно, это один из тысячи профессиональных приемов – ремесло еще никто не отменял. Но когда «приемы и приемчики» (из личной переписки с Натальей Горбаневской) невидимы, а стихотворение парит, значит, оно удалось.

– Чтение какого-то конкретного поэта подтолкнуло вас разделить стихи не только на ранние, но и на зрелые и поздние?

– Тому подтверждение – чтение всей русской поэзии. Хотя, конечно, существуют исключения. Тот же Новиков. Удивительным образом у него нет или почти нет ранних (то есть ученических) стихотворений: даже в 14 лет это уже ни на кого не похожий и именно самобытный поэт.

– Вы из тех поэтов, кто проецирует лирического героя и его факты/детали биографии на самого себя. Зачем так раскрывать себя?

– Я, хочется надеяться, лирический поэт: «гвоздь у меня в сапоге / кошмарней, чем фантазия у Гёте!» (Владимир Маяковский. «Облако в штанах») и «Я, я, я! Что за дикое слово!» (Владислав Ходасевич. «Перед зеркалом»). Ни о чем и ни о ком другом лирический поэт не думает: он сосредоточен только на себе любимом, чем и интересен себе в первую очередь и уж потом, возможно, окружающим.

– Не поделитесь предысторией цикла восьмистиший «Эскизы» и стихотворения «Состарюсь на твоих глазах…»?

– Никаких особенных предысторий не было, или я их не помню. «Эскизы» сложились так, как сложились – невольным образом и независимо от меня: в какой-то период времени написалось энное количество стихотворений, и я почувствовал, что их связывает общий нерв и некоторое формальное сходство. В той или иной степени это касается и «Состарюсь на твоих глазах…». Думаю, есть смысл привести его целиком, благо оно короткое, к тому же сомневаюсь, что все читатели нашей беседы с ним знакомы:

Состарюсь на твоих глазах,

и отразится в них

не вечный жид, а вечный страх,

моей любви двойник.

В них отразится ужас мой,

как в зеркале солдат,

с войны вернувшийся домой,

в послевоенный ад.

Я не силен в поэтической аналитике, а уж в своей собственной тем более. Это стихотворение мне дорого по ряду причин. Во-первых, оно обращено к моей любимой жене. А во-вторых, кроме личного переживания, надеюсь, мне удалось передать очень важное для меня ощущение единственности и неповторимости жизни. Или, если будет угодно: жизни-смерти.

– Вы регулярно выступаете со стихами в периодике и сети. Что же до книг, то их на сегодня далеко за десять. И это, как вы сказали до интервью, «ни хорошо, ни плохо. У меня книги выходят чуть ли не каждый год, а иногда – по две. Даже подумываю, что с этим надо бы притормозить». Почему?

– Это очень важная тема для любого пишущего человека. Постараюсь объяснить. Первая взрослая книжка – под взрослостью понимаю оригинальность – у меня вышла очень поздно. В 46 лет. Утешает лишь одно: и у Иннокентия Анненского первая книга появилась в том же возрасте. Я много пишущий автор: то ли от страха, что годы уходят, то ли еще от чего-либо. Конечно, в «многописании» существует вероятность самоповторов, но неписание для меня равноценно несуществованию. Правда, вот уже около года ничего не пишу. Это случилось не по моей воле. Надеюсь, что не навсегда.

– Остались ли в Израиле значительные поэты из бывших соотечественников?

– В Израиле были и есть значительные русские поэты: Юлиана Новикова, Михаил Дынкин, Юлия Драбкина…

– Позвольте процитировать вас: «Бессмертен человек, / хоть мир в предсмертном хрипе, / как лес и облака, / как горы и как реки, / покуда Том и Гек / плывут по Миссисипи, / до той поры, пока / не разлюбила Бекки». Тем не менее верите ли в пророчество из платоновского рассказа «Мусорный ветер» (1934): «Нет, не солнце, не это всемирное сияние энергии, и не кометы, не бродячие черные звезды закончат человечество на земле: они слишком велики для такого небольшого действия. Люди сами затомят и растерзают себя…»?

– Я не знал или забыл эти слова Андрея Платонова. Это очень страшное предсказание великого писателя. Но хочется надеяться, что оно ошибочно. В истории было много ужасных и, казалось бы, непоправимых событий, однако всегда – так или иначе – люди находили из него выход. Беда в том, что эти несчастья ничему так и не научили человечество, которое продолжает наступать на те же грабли. Верю, что литература и ее высшая форма – поэзия если не исправят ситуацию, то хотя бы послужат утешением.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


От Нетаньяху потребовали уничтожить нефтепром Тегерана

От Нетаньяху потребовали уничтожить нефтепром Тегерана

Игорь Субботин

Иранские обстрелы разожгли в Израиле стремление отомстить

0
552
В "Стрелы севера" включилась израильская пехота

В "Стрелы севера" включилась израильская пехота

Игорь Субботин

На юге Ливана начали создавать "чистую" от "Хезболлы" зону

0
1350
Запад фактически поддержал Израиль

Запад фактически поддержал Израиль

Геннадий Петров

Международная реакция на войну в Ливане оказалась сдержанной

0
1390
За смерть Хасана Насраллы могут отомстить в "аргентинском стиле"

За смерть Хасана Насраллы могут отомстить в "аргентинском стиле"

Игорь Субботин

"Хезболла" обещает найти в себе силы отразить сухопутное вторжение Израиля в Ливан

0
2357

Другие новости