0
9268
Газета Персона Печатная версия

31.07.2024 20:30:00

Я – за умное сердце

Варвара Заборцева о том, как искать житейские рифмы

Тэги: поэзия, премии, журналистика

Варвара Ильинична Заборцева – поэтесса, прозаик, искусствовед (р. 1999). Родилась в поселке Пинега Архангельской области. Выпускница факультета теории и истории искусств Академии художеств имени Ильи Репина (Санкт-Петербург). Ее стихи и проза публиковались в журналах «Урал», «Звезда», «Сибирские огни», «Юность», «Наш современник», «Новый мир», «Дружба народов» и других. В 2021 году она получила премию журнала «Сибирские огни» в номинации «Новые имена». В 2023 году стала лауреатом 3-й степени премии «Лицей» им. А.С. Пушкина в номинации «Поэзия».

поэзия, премии, журналистика Ничего нет прекраснее, чем провести день у воды. Фото из архива Варвары Заборцевой

О творческом мирке, сверхзадаче искусства, гармонии в поэзии, игре в белый лист бумаги и созерцании с Варварой ЗАБОРЦЕВОЙ побеседовал Юрий ТАТАРЕНКО.

– Варвара Ильинична, вы сейчас пишете и живете между Петербургом и родной Пинегой. Расскажите, как обживаетесь на пограничье? И где проще поэту, в большом городе или в сельской местности?

– В любом случае приходится беречь свой творческий мирок – независимо от того, какой мир внешний, и жить с этим, куда бы ни занесло. А пишется теперь повсюду: и в питерской коммуналке, и даже в дороге. В дороге особенно хорошо! Лица, картинки, голоса – и они требуют предельной внимательности, скорее внимательной отзывчивости. Проглядел – и все, не повторится. Писатель Илья Кочергин подсказал, что всегда можно уехать во внутреннюю Пинегу. У меня очень прочная связь с моей рекой, но важно, чтобы эта связь не стала веревкой на горле. Не в житейском плане, а в творческом.

– Хорошо, а что делать с другим пограничьем – поэт-искусствовед. В этом сочетании нет противоречия?

– Почему же?! Это что-то интересное, азартное, любопытное. Мне бы хотелось так пожить. Искусствовед – тот, кто стремится ведать в прекрасном. Если вслушаться в само слово, получается примерно так. Чем глубже узнаешь, тем больше понимаешь и чувствуешь ценность того, с чем соприкасаешься. Отсюда рождается естественное желание сберечь это. И тут помогает художественный образ – он порой надежнее музея, честно говоря. Да и не все можно поместить в музее. Я все больше верю в хранительную силу слова: то, что выписано, обретает особый оберег, жизнь отраженную. Вот я и отражаю, сберегаю словом то, во что удалось всмотреться и вслушаться. Без навыков и знаний, которые дала Академия художеств, было бы труднее идти по этому пути. Однозначно чаще промахивалась бы.

– Похоже на сверхзадачу! Интересно, у искусства обязательно должна быть задача?

– Хочется верить, что да. Если попробовать сформулировать, то, наверное, одна из ключевых – нести в мир цельность и гармонию, каким бы разрывным он ни оставался. Кстати, курсовые работы в Академии я намеренно писала без подзаголовков «Цвет», «Композиция», потому что хотелось и в самом произведении искусства ощутить неразрывность: цвет ведет за собой фактуру, композиция задает ритм и так далее. Так же в поэзии, мне кажется, если первична гармония – значит, она случилась. Поэзия случилась.

– При этом, не найдя гармонии в мире внешнем, можно создать свою, правильно? И тогда творчество становится созданием своей реальности, то есть уходом от действительности. А что не так в окружающей тебя жизни?

– В последнее время пробую соседствовать с действительностью. Не уходить от нее, но и не встраиваться. Попытки ухода были, но в них почти запуталась, что же мне дорого на самом деле, не надуманно, а по-честному, насколько это возможно. И я решила учиться добрососедству. Возделываю свой сад, строю свой дом – в душе в первую очередь, а там и стихи с прозой прорастают на этой же почве, из того, что нажито и как. Наверное, для меня первично не создать свой мир, а научиться ответственности за свое поле и свое слово. И это вовсе не принцип «моя хата с краю»! Многие дела «соседа» (жизни большой, идущей своим чередом) становятся моими, и я не могу остаться в стороне. Но при этом не пытаюсь вникнуть во все дела «соседа» – некоторые (с этим я примирилась) мне просто не по силам. Лучше буду заниматься тем, что требует именно моего участия. Если начну вмешиваться во все подряд, то и свое поле запущу, и «соседу» не хватит сил помочь. Да, наверное, добрососедство – это про ответственность за свое и разумное беспокойство о соседе, какими бы ни были разногласия.

– В искусстве есть запреты или табу, на ваш взгляд?

– Мне кажется, в искусстве возможно и можно все, только нужно за это ответить. За прием – чтобы он не остался просто приемом ради самого приема. За тему, подход к ней, цитирования, подражания или отрицание ориентиров. В общем, за ограничения или, наоборот, широту.

– Как не заблудиться в таком мире, где «можно все»?

– Не отрываться от жизни. Она большая, от земли до неба, всем творцам должно хватить места. Даже космические корабли – на них все равно летят люди. И везут они с собой земные горести и радости, как бы ни хотелось оторваться. В искусство без материи, наверное, верю слабо. А вот в освоение пространств очень даже! Освоение через искусство. Как я запомнила слова Алексея Алехина, одна из задач поэта – сделать поэзией то, что раньше поэзией не являлось. Я бы продолжила: наполнить поэзией то, что не было наполнено ею раньше.

– Следующий вопрос как раз о «материальном». Лучший способ монетизации литературных способностей – это…?

– Лишний раз не думать о монетизации. Я верю в «непрямое» распределение средств. Условно говоря, напишу столько, получу столько – для меня такой подход звучит абсурдным, если речь не о журналистике, не о копирайтинге. Я сразу представляю Ван Гога, который начнет экономить краску, чтобы заполнить ею больше холстов, а значит, больше заработать. Или, наоборот, класть по десять слоев, потому что картины будут оценивать по затратам на материалы. Лично я стараюсь зарабатывать как раз искусствоведением: веду экскурсии, читаю лекции. А в литературе… Наверное, подвижничество впереди монетизации. Но монетизация может идти следом, почему бы нет, только естественным образом.

– Поэтому у писателей часто есть еще основная работа как источник дохода. Можно ли распределить силы?

– Расписания тут не составить: во вторник удивляюсь в три, а в среду – в пять! Тут дело не в том, что нужны силы нажимать клавиши или держать карандаш. Хочется сберечь силы, чтобы оставалось место распахнутому взгляду, удивлению. В этом трудность совмещения. А в остальном, мне кажется, художнику только полезно осваивать разные профессии, вообще иметь профессию, смотреть на мир под разными углами.

27-10-1480.jpg
Свой творческий мирок нужно беречь,
где бы ты ни находился. 
Фото из архива Варвары Заборцевой
– На тему расписания такой вопрос: если бы у вас был восьмой день недели, на что бы вы его тратили?

– На созерцание. Это все Академия, она приучила меня смотреть на что-нибудь прекрасное. Было бы хорошо провести весь день у воды, ничего прекраснее я пока не видела. Люблю воду, которая движется. То есть реки. Я видела разные моря. И поняла, что мне не очень нравятся волны. Мой дядя – рыбак со стажем, и дедушка был рыбаком, я – смотритель воды.

– В семье кто-то писал стихи?

– Мама писала отличные сочинения в школе. Вот только к своим природным способностям она серьезно не отнеслась. Бабушка у меня – песенница. У нее прекрасный голос. Она по-своему чувствует поэзию мира. Дедушка был баянистом-самоучкой, выписывал «Роман-газету» и «Звезду».

– Ваша дебютная подборка стихов в «Урале» называлась «Набело хочется жить». А получается ли? А что делать с черновиками?

– Да, тогда мне и правда казалось, что можно выстроить «белую жизнь». Думала, главное, ступать медленно, как по насту, – и не провалишься. Но тогда я мало ходила по насту. Только слышала, как проваливались другие. А самой просто везло или полегче была, маленькая. А вот когда своими ногами по замерзшей реке – вот тебе и пожалуйста! Приходится думать и ногами, и сердцем. И оглянешься – тропка-то хоть и цельная, но с оступками. А в искусстве, кстати, эти оступки порой – самое интересное. Из них частенько что-то вырастает. Еще… я усердно искала набело прожитую жизнь, хоть одну – ориентиром. Не нашла. Мало искала, конечно. Но, может, важнее само стремление – жить набело. От самого стремления я и сейчас не готова отказаться.

– Вспоминается фраза: «Разум ошибается – чувства никогда». Согласны? Как это соотносится с поэзией?

– Смотря что считать ошибкой. Я стараюсь перенимать привычку моего мужа-ученого – сначала дать определения, а потом только строить высказывание. А я для себя не решила, что такое «ошибка», поэтому трудно ответить. Если «неверный поступок», то кто оценивает? К тому же мне не близка антитеза чувств и разума, не хотела бы усиливать противоборство этих двух начал, которое и так порой утрировано, мне кажется. Я за умное сердце. В его путь верю, и в жизни, и в поэзии. Единение, в котором рациональное начало не отрицает чудесное в мире, а чувственное не мешает видеть здравое. А там уже сами житейские рифмы найдутся.

– А тут как раз не мешало бы определение! Что такое – «житейские рифмы»?

– В последнее время я часто веду занятия с детишками, младшими школьниками. Мы вместе изучаем самый волшебный предмет в мире – белый лист бумаги. На нем столько всего может поместиться, виданного и невиданного. Вместе мы учимся заселять бумагу житейскими рифмами. Точнее, ребята еще не знают этого выражения, просто пробуют совмещать разрозненное на одном белом листе. Рисуют, например, одну и ту же историю, одного героя, одну картинку – обязательно по-разному. Что-то берут, что-то нет. Выбирают свои предметы, их размер, цвет. Иначе говоря, выбирают, что и как они будут рифмовать карандашами. А рифмы берут из жизни – просто потому что пока они видели больше, чем читали или впитывали из живописи. Житейские рифмы – то, что жило само по себе, но встретилось или что-то помогло их встрече случиться. Художник – который увидел похожесть реки и девичьей косы, и теперь на листе бумаги они вьются вместе. Погода – которая помогла облакам и льдинам встретиться на реке во время ледохода, и уже белые облака плывут вперемешку с льдинами. Это же все нужно подметить! Вот мы и играем – найди житейские рифмы. И пробуем воплощать. И ни разу не повторялись наши листы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2708
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2376
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1458
У нас

У нас

0
1427

Другие новости