0
10745
Газета Персона Печатная версия

01.11.2023 20:30:00

Певец Октября, находка для рэпа

Галина Антипова о «не таковском» Маяковском, его несостоявшейся роли Базарова и своем счастливом билете

Тэги: маяковский, литературоведение, музей маяковского, кино, вгик, мейерхольд, евгений базаров, лиля брик, серебряный век

Галина Александровна Антипова родилась в Москве. Окончила МГПИ им. Ленина, училась во ВГИКе. Научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского. Специалист по литературе начала ХХ века, автор статей о Маяковском и его современниках, кинематографе и книжных изданиях. Автор концепций выставочных проектов об эпохе авангарда.

40-10-1480.jpg
Автошарж Владимира Маяковского…

О книге Галине Антиповой «Маяковский: я еду удивлять! Марш поэта по стране и миру» мы писали в «НГ-EL» от 13.05.21. Недавно вышла книга «Не таковский Маяковский! Игры речетворца» – о ней и не только в год 130-летия со дня рождения поэта с Галиной АНТИПОВОЙ побеседовала Ольга РЫЧКОВА.

– Галина Александровна, в советское время в раннем детстве практически всем нравились стихи Маяковского про «что такое хорошо и что такое плохо». А вот уже в средней школе, когда проходили поэмы «Хорошо!» и «Владимир Ильич Ленин», интерес пропадал. По крайней мере я знаю только одного человека, для которого Маяковский был и остается любимым поэтом, причем этот человек учился в школе имени Маяковского. А как вы пришли к Владимиру Владимировичу?

– Пришла ногами в Музей Маяковского в год московской Олимпиады со свежим дипломом филфака МГПИ им. Ленина. Очень хотела работать в литературном музее, но Музей Маяковского по составу фондов был еще и музеем литературного авангарда ХХ века, хотя экспозиция его тогда называлась «Маяковский – певец Октября и социалистического строительства». Это некоторое несоответствие формы и содержания создавало удивительный эффект. Сотрудники музея были молоды, фрондерски насмешливы по отношению ко всему официальному и банальному, уныло-хрестоматийному, жадно любознательны, по-хорошему активны. В тогдашней Москве это было очень живое место. Это моя удача, мой счастливый билет и самые, наверное, счастливые годы. Некоторые дружбы тех лет живы и до сих пор, хотя им уже более 40 лет… Тогда, в этом постоянном общении и с людьми, и с самим материалом, по-настоящему родился и интерес к эпохе, и понимание сложности и драматизма литературного процесса, и любовь к поэту огромного таланта, отразившего всю эту сложность и в своей поэзии, и в своей судьбе.

– Тема вашей новой книги – экспромты, дарственные надписи, ответы на вопросы во время выступлений как проявление самой важной для поэта игры – игры со словом. Как возник замысел «Не таковского Маяковского», как долго шла работа?

– Сама книга написалась сравнительно быстро, но ей предшествовала большая работа группы Маяковского ИМЛИ РАН им. Горького, работающая над новым собранием сочинений поэта (их имена указаны в книге как участников в подготовке текста). Было решено включить в новое академическое собрание его экспромты шутки и каламбуры, записанные современниками, содержащиеся в записных книжках поэта, записках, автографах и т.д. Сюда же решено было отнести и шутливые рисуночки Маяковского – графические экспромты.

Руководитель этой работы – доктор наук Вера Николаевна Терехина. Ей принадлежит идея сделать из этого материала отдельную книгу, не дожидаясь выхода самого тома, так как работа идет уже много лет, и идет небыстро. И опять же комментарии академического издания не самое легкое чтение. Хотелось взглянуть на столь богатый игровой материал под другим углом, соотнести его с биографическими подробностями, воспоминаниями современников, дать, где возможно, стиховедческий анализ, понять его поэтический инструментарий и то, как именно он находился в постоянном диалоге с материей языка. Вообще книг в жанре «занимательного литературоведения» очень мало, а экспромты Маяковского для этого как раз благодатный материал.

– Уже упомянутый мой знакомый, почитатель Маяковского, вспоминал, как к ним в школу уже в конце своей жизни приезжала выступать Лиля Брик. На него, тогда еще совсем ребенка, она произвела потрясающее впечатление. А с кем из современников поэта доводилось встречаться вам? Кто вообще из литераторов той эпохи вам наиболее интересен?

– Сергей Иосифович Юткевич – младший современник Маяковского, моложе его на 10 лет. В 1983 году, когда праздновалось 90-летие со дня рождения поэта, он был знаменитым режиссером и художником, народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной премии, доктором искусствоведения, профессором и т.д.

40-10-2480.jpg
…и его поздравление «кисам изысканным
и светским с праздником советским». 
Иллюстрации из книги Галины Антиповой
«Не таковский Маяковский! Игры речетворца»
Музей к юбилею делал выставку мэтра – «С Маяковским в театре и кино». Чем был для его поколения Маяковский, мы узнавали из материалов выставки и из общения с ним. Это поколение не цитировало строчки поэта, а жило, чувствовало и разговаривало ими. Маяковский был абсолютным кумиром поколения, заряд эпохи-легенды чувствовался во всем. Живой современник, хоть и младший, производил впечатление особой, иной культуры личности, да и вообще иной культуры. Многое из истории раннего кинематографа мы узнавали в ходе работы над выставкой. Что первым звуковым фильмом была не «Путевка в жизнь» Николая Экка, как всем известно, а «Встречный» Сергея Юткевича, я знаю от него. Оба фильма были сняты одновременно, но «Встречный» раньше закончен в монтаже. На экраны же первой вышла «Путевка...», со «Встречным» долго разбиралась цензура… Интерес к раннему кинематографу, и без того свойственный сотрудникам музея, еще значительно усилился, просто взыграл. Меня же это подвигло поступить на киноведческий факультет ВГИКа (заочное отделение), где я и проучилась три года, до рождения детей и эпохи перестройки.

– Давайте продолжим тему игры у Маяковского. Владимир Владимирович, как известно, играл не только со словами, но и на экране, будучи и актером, и сценаристом, и режиссером: «Закованная фильмой», «Барышня и хулиган»... Гораздо менее известен факт, что он хотел сыграть заглавную роль в так и не снятой ленте Мейерхольда «Евгений Базаров». Что это был за проект, как соотносился с романом Тургенева?

– История такая. Летом 1929 года Осип Брик и Олег Леонидов (оба штатные сценаристы студии «Межрабпомфильм») пишут сценарий «Евгений Базаров» по роману Тургенева «Отцы и дети». Задумывалось как советское прочтение классики с агитационным посылом. Ставить фильм собирался Всеволод Мейерхольд. Маяковскому очень хотелось эту роль сыграть, тем более аналогия «Маяковский–Базаров» носилась в воздухе, как в 1918-м – «Маяковский – Джек Лондон и его биографический герой» (фильм «Не для денег родившийся»). В дневнике Лили Брик уже 1931 года есть запись, что «Базаров так похож на Володю, что читать страшно». Мейерхольд же посчитал, что «Маяковский как тип слишком Маяковский, чтобы кто-то поверил, что он Базаров», на роль был утвержден Николай Охлопков. Но фильм не был снят, сценарий отклонили как слабый, позднее Брик и Леонидов переделали его в пьесу, и она какое-то время шла в театре, но это факт уже почти забытый. Маяковский мог бы сыграть на экране «нового человека» – своего предшественника и двойника, но не сложилось…

– Не так давно довелось посмотреть мини-телесериал «Маяковский. Два дня» о событиях последних дней жизни поэта, перемежающихся флешбэками. Какие киновоплощения Маяковского представляются вам удачными?

–Что-то не смотрела, что-то смотрела невнимательно. Кажется, удачным ничего назвать не могу.

– Не знаю, что сейчас из произведений Маяковского входит в школьную программу и входит ли, но вы часто выступаете с лекциями, в том числе перед молодежью. Есть ли у нее интерес к его творчеству? Есть ли шанс, что его «стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо» новому читательскому поколению?

– В школьной программе на изучение Маяковского отведено четыре часа. Поэмы, сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», лирики совсем мало. На всю поэзию Серебряного века один час. На Горького и Шолохова – по семь часов. Конечно, для изучения и понимания этого мало. Скорее это беглое ознакомление. Тут так: зацепит – значит, будет и интерес, и понимание. Маяковскому есть чем зацепить молодого читателя, есть чем и оттолкнуть… Главное – чтобы читать и думать не разучиться. В последние годы рэп-культура активно продвигала Маяковского, его стих – акцентный, рваный, интонации то пророческие, то разговорные, ткань стиха – нервная, речевые сгустки… Для рэпа это просто находка, все это замечательно ложится на бит.

Думаю, такие неожиданности и сюрпризы и в будущем ждут Маяковского. Ведь молодость и будущее для него – понятия почти сакральные.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фестиваль российского кино завершился в Дубае

Фестиваль российского кино завершился в Дубае

0
599
Любовь в немыслимых условиях

Любовь в немыслимых условиях

Владимир Буев

Биография Василия Шукшина, наговоренная двумя мудрецами

0
2827
Сестер-актрис занесло на "Остров пропавших девчонок"

Сестер-актрис занесло на "Остров пропавших девчонок"

Наталия Григорьева

Мама и папа – режиссеры – сняли дочерей в кино про сирот, которых уносит в открытое море

0
5951
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
8367

Другие новости