Ведущая программы Светлана Хромова, поэты Андрей Чемоданов, Яна-Мария Курмангалина и Дарья Верясова во время первой записи проекта. Фото из архива Светланы Хромовой
В этом месяце исполняется два года передаче Светланы Хромовой «Экспозиция. Поэзия и проза наших дней», успешно идущей на «Литературном радио». За это время в проекте поучаствовало более полусотни литераторов, которые записали 45-минутные передачи с чтением прозы и стихов. О концепции и нюансах проекта со Светланой ХРОМОВОЙ поговорила Елена СЕМЕНОВА.
– Светлана, ваш проект «Экспозиция. Поэзия и проза наших дней» отмечает двухлетие. Мы знаем, что в этой программе литераторы читают свои произведения – стихи и прозу. Как бы вы сформулировали изначальную концепцию проекта?
– Это и есть изначальная концепция проекта – авторское прочтение своих произведений, и с течением времени она не изменилась. Мне хочется сохранить голоса современных писателей, звучащие именно сейчас. В наше время есть обманчивое, на мой взгляд, ощущение доступности всевозможных способов фиксации действительности: запись видео, аудио, а также фото – эти функции имеются в любом телефоне. И именно эта мнимая доступность ведет к тому, что серьезных, профессиональных записей у многих авторов не так много, а если они и есть, то зачастую это выступление на каком-то общем вечере или фестивале. Мне же хочется свести запечатление голоса именно к полноценному длительному авторскому выступлению, где писатель читает свои стихи или прозу. В моей программе нет бесед, весь выпуск посвящен авторскому чтению.
– Как, при каких обстоятельствах возникла идея такой передачи?
– Как и многое в моей жизни, здесь не обошлось без участия Литературного института, который я окончила и продолжаю горячо и нежно любить. Помню, я рассказывала Виктору Черненко, одному из основателей «Литературного радио», о наших студенческих записях стихов – на самый обычный диктофон, у меня сохранились несколько файлов. Виктора заинтересовали эти записи, мы разговорились, и в итоге нашей беседы он предложил мне делать авторскую программу на «Литературном радио». Это было в начале, кажется, 2020 года, а потом случились пандемия, карантин, изоляция – на какое-то время создание проекта было отложено. Тем не менее в декабре 2020 года мы записали первых авторов, и 26 февраля 2021 года в эфир вышла первая программа с автором Яной-Марией Курмангалиной.
Поэт, прозаик Инга Кузнецова читает для "Литрадио" стихи из своей книги "Летяжесть". Фото из архива Светланы Хромовой |
– Принцип один – хорошие стихи и хорошая проза. К тому же я не ограничиваюсь строго только этими жанрами. Вот, например, была программа, в которой Мария Верстакова и Алексей Ушаков исполняли песни на стихи современных авторов. Или программа, в которой Антон Евсеев читал свои жанровые рассказы – истории о жизни птиц Москвы.
В целом, могу сказать: для меня не играет ведущей роли, насколько автор известен и популярен, сколько у него было наград, главное, чтобы в эфире звучали хорошие тексты.
– Наверное, это вопрос больше к работникам «Литрадио», но возможно, вы на него ответите – во-первых, как и где можно послушать это радио и, во-вторых, какова его аудитория в социальном, возрастном и географическом аспектах?
– Послушать «Литературное радио» можно на сайте litradio.ru, мою программу можно услышать непосредственно во время выхода в эфир («Экспозиция. Поэзия и проза наших дней» выходит два раза в месяц по четвергам) либо в архиве программы, который находится на том же сайте. Кроме того, я выкладываю записи и небольшие ролики о том, как происходит запись, на своем YouTube-канале.
Что касается аудитории, у «Литературного радио» есть возрастные критерии 18+. Так как студия находится в Москве, записываем в основном московских авторов. Либо писателей, приехавших в столицу на какое-то время. Единственное исключение было сделано для поэта Алексея Тиматкова, который на момент предполагаемой записи находился в Таиланде, во время пандемии, закрытых границ, и было неизвестно, приедет ли он в Москву в ближайшее или даже отдаленное время. И поэтому Алексей прислал запись оттуда.
Скорее всего большая часть аудитории – это все-таки Москва, ближайшие города, а также Санкт-Петербург. Хотя надеюсь, она шире, и всех любителей литературы призываю слушать «Литературное радио», в какой бы точке мира они ни находились! Наши слушатели – это люди, которые любят и интересуются книгами, литературой, современным искусством, современной поэзией и прозой.
– Сколько передач вы записали за два года? Какие из них, на ваш взгляд, вышли наиболее удачно?
– За два года вышли 52 выпуска программы. Мне кажется, они все удачные, потому что в каждый автор представил ту часть своего творчества, которую хотел. Кто-то читает недавно написанные произведения, кто-то, наоборот, делает подборку избранного из всего творчества. Я никаких ограничений не ставлю, но могу попросить какого-то автора прочитать отрывок или стихотворение, которые мне очень нравятся, и если автор не против, эти произведения также звучат среди остальных.
– Я знаю, что запись проходит на небольшой студии в творческой дружеской атмосфере. А кто осуществляет функции звукорежиссера, кто помогает? Удобно ли работать в тандеме?
– Звукорежиссер – композитор, саунд-артист Виктор Черненко. Однако он не только записывает и монтирует программы, осуществляя колоссальную долю работы, на мой взгляд. Например, музыка к программе – ее написал Виктор.
Тут следует сделать маленький экскурс в историю «Литрадио» и вспомнить, что у его истоков стояли поэты, культуртрегеры Юрий Ракита и Денис Сибельдин. Собственно, Денис и сейчас продолжает трудиться на радио.
Поэт, критик Мария Мельникова и композитор, звукорежиссер Виктор Черненко в момент записи для "Литрадио". Фото из архива Светланы Хромовой |
– Насколько трудоемок процесс записи для вас и литераторов? Ведь читают все по-разному, у каждого свой ритм, интонации, дикция и т.д. Может быть, вспомните какие-то яркие (смешные) моменты в процессе записей?
– Процесс записи у всех проходит по-разному: кто-то волнуется, кто-то совсем нет. Тем не менее это не так уж и просто – читать свои тексты при отсутствии слушателей.
Яркие и смешные моменты, конечно, случаются. Иногда автор начинает спотыкаться на одном и том же месте, а потом всем становится смешно. Или техника начинает вести себя как-то странно. Но в целом запись проходит в штатном спокойном режиме.
– Все ли авторы довольны тем, как они звучат? Бывало ли такое, что поэт/ прозаик был так недоволен, что захотел перезаписать или вообще запретил транслировать?
– Пока такого не случалось, поэтому смею надеяться, что авторы остались довольны своим звучанием и захотят в будущем записать еще один выпуск.
– Вопрос немного в сторону: а как вы относитесь к актерскому чтению стихов? Это, на самом деле, давний спор, который никогда не закончится. Вероятно, для вас все-таки ближе, когда литератор сам воспроизводит свои вещи?
– Я не люблю актерское чтение стихов. Оно мне кажется выразительным, но чуждым, посторонним произведению. Я люблю авторское и только авторское исполнение собственных произведений. Даже если писатель сбивается или говорит не очень четко, только он чувствует и знает, как на самом деле должен звучать этот текст, и никто другой никогда не сможет его настолько прочувствовать, чтобы воспроизвести. Да и нужно ли это, ведь ценность авторского голоса абсолютна, и ему не нужно быть идеальным или понятным, он уникальный и особенный и тем для меня интересен.
– Получали ли вы отзывы о передаче? Можете ли рассказать, какие?
– Да, конечно, в основном это добрые слова от авторов, которым я за них благодарна. Или отзывы моих знакомых нелитераторов, которые в основном рассказывают мне, что им понравилось, иногда просят объяснить какой-то момент из текста.
– Ваш проект – некоммерческий, то есть осуществляется на чистом энтузиазме вас, радио и героев. Все ли вас в этом плане устраивает? Я имею в виду – хотели бы вы каких-то преобразований, если (вообразим такое чудо) государство или какой-нибудь бизнесмен дали бы на это денег?
– На данном этапе мы справляемся своими силами, но, разумеется, деньги проекту бы не повредили. Если говорить о чуде – то чудом я бы считала не внезапно появившегося мецената, потому что мне кажется, если задаться такой целью, это как раз вполне осуществимо. Но чудом было бы появление мецената, который не захотел бы вмешиваться в творческий процесс на основании своих денежных вложений. Если такой человек найдется, буду только рада.
– Желаю вашему проекту долгой жизни. Скажите, кого мы услышим в передаче в ближайшее время? И еще, есть ли такие литераторы, которых вы мечтаете позвать, но это сложно (они занятые / слишком крутые / не любят выступать на радио / хотят денег)?
– Спасибо! Ближайшие выпуски – это стихи Светланы Игнатовой, Екатерины Ишимцевой, Елены Генерозовой, а также проза Андрея Коровина.
Сложности в любом случае возникают, запись на студии занимает время, и со многими авторами от момента моего приглашения до непосредственно встречи в студии может пройти около полугода. Но все проблемы решаемы. Пока я не сталкивалась с категорическим отказом. Могу сказать, что планов много и я надеюсь по мере сил их осуществлять.
комментарии(0)