0
7814
Газета Персона Печатная версия

21.12.2022 20:30:00

Амулет надежды – сердолик

Андрей Коровин о Коктебеле, борьбе с шашлычниками и путешествиях симпозиума «Волошинский сентябрь»

Тэги: максимилиан волошин, море, коктебель, фестивали, конкурсы, юбилей, саша соколов, бахыт кенжеев, евгений рейн, гумилев, марина цветаева, австралия, франция, италия, испания, германия, греция, турция, египет, ялта, гурзуф, севастополь, феодосия, керчь, елаб

Полная online-версия

максимилиан волошин, море, коктебель, фестивали, конкурсы, юбилей, саша соколов, бахыт кенжеев, евгений рейн, гумилев, марина цветаева, австралия, франция, италия, испания, германия, греция, турция, египет, ялта, гурзуф, севастополь, феодосия, керчь, елаб Участники симпозиума на прогулке по древнему вулкану Кара-Даг. Фото предоставлено оргкомитетом Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь»

Андрей Юрьевич Коровин (р. 1971) – поэт, прозаик, руководитель культурных программ. Родился в Тульской области. Окончил Юридический институт МВД РФ, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Автор 13 поэтических книг. Создатель и многолетний куратор литературного салона в Музее-театре «Булгаковский дом». Руководитель Международного культурного проекта «Волошинский сентябрь». Президент фонда «Волошинский сентябрь». Соучредитель Гумилевского общества. Координатор Клуба кураторов литературных фестивалей России. Кавалер золотой медали «За преданность Дому Максимилиана Волошина» (2010). Лауреат премии журнала «Литературная учеба». Лауреат Международной Отметины им. Отца русского футуризма Д.Д. Бурлюка (2013).

Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», который отмечает в этом году 20-летний юбилей, – это масштабный культурный проект, состоящий из множества проектов: Волошинского конкурса, Волошинской премии, пленэра художников, культурологической конференции, музеологического семинара, режиссерской лаборатории и т.д. Международный литературный фестиваль имени Максимилиана Волошина, в просторечии Волошинский фестиваль, – это только самая известная часть симпозиума. «Волошинский сентябрь» – это, с одной стороны, авторский творческий проект, а с другой – коллективное творчество. Обо всем этом с руководителем проекта Андреем КОРОВИНЫМ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.

2.JPG
Основатели симпозиума – поэт, культуртрегер
Андрей Коровин и заместитель генерального
директора Музея-заповедника «Киммерия
М. А. Волошина» Наталья Мирошниченко.
2010. Фото Александра Гайдука

– Андрей, 20 лет симпозиуму «Волошинский сентябрь» – это не шутки, серьезная дата. Наверное, по случаю юбилея стоить вспомнить, а как это все произошло в первый раз? И в чью голову заронилась эта прекрасная идея?

– Наверное, у многих поклонников Крыма и Волошина, кто в 90-е бывал в Коктебеле, роились в голове мысли, что надо срочно что-то делать, чтобы спасти Киммерию от нашествия диких племен нового времени – «новых русских» и «новых украинцев», спасти Дом поэта от торжествующего бескультурья набережной, захваченной шашлычниками и торговцами всех мастей. И вот однажды, в 2002 году, собрались на веранде Дома Волошина ваш покорный слуга, киевский поэт Андрей Грязов и сотрудник музея Игорь Левичев. И в разговорах о спасении Коктебеля родилась идея провести литературный конкурс, посвященный Волошину и Крыму. Эту идею поддержали заведующая Домом-музеем поэта Наталия Мирошниченко и владелец сайта Поэзия.ру Леонид Малкин, и конкурс в 2003 году был запущен в интернете.

3.JPG
Вечер группы СМОГ. Алексей Цветков,
 Владимир Алейников, Саша Соколов. 2007.
 Фото Андрея Коровина

Следом в Киеве собрался оргкомитет конкурса, в который вошли один из руководителей Союза писателей Украины поэт Юрий Каплан, крымский издатель Дмитрий Лосев и ряд других наших коллег, родилась идея объявить победителей конкурса в Коктебеле, собрать в Доме Волошина лучших поэтов, как когда-то собирал он сам. В дальнейшем основную организационную работу взяли на себя мы с Наталией Мирошниченко, но нам всегда помогало огромное количество людей, без которых фестиваля просто не было бы. Во-первых, это Союз российских писателей, наш постоянный друг и партнёр, и его руководитель Светлана Василенко, председатель оргкомитета Волошинской Премии.И, конечно, сегодня мне уже сложно представить фестиваль без верного друга и соратника Нины Дунаевой и некоммерческого фонда «Волошинский сентябрь», который был создан специально для проведения симпозиума. Конечно, тогда, в 2003-м, мы и представить себе не могли, что литературный конкурс станет ежегодным, превратится в большой культурный форум и продлится не одно десятилетие.

– Фестиваль проходит под эгидой Максимилиана Волошина. Гений места, мощная многогранная личность, он продолжает освящать коктебельскую ойкумену. Что вы считаете самым важным в личности этого человека, в его творческом наследии?

– Волошин – многогранен, недопрочитан, недооценен. Оригинальный художник, поэт-философ, мыслитель, переводчик, художественный и литературный критик, наставник молодых, организатор одной из первых творческих школ и дома творчества для писателей в России. Человек игровой по натуре, с творческим юмором, с открытой миру и людям душой – он подарил себя ХХ веку!

4.JPG
Писатель Саша Соколов и культуртрегер
Елена Пахомова. 2007. Фото Андрея Коровина

Если бы он был сосредоточен только на собственном творчестве, возможно, успел бы создать гораздо больше. Но для него были важны культурный контекст, связь эпох и поколений. Сама его жизнь была творчеством, и он создавал культурное поле вокруг себя. В этом он близок с Николаем Гумилевым, которому, по чистой иронии судьбы, стал противником. На самом деле эти две ярчайшие личности Серебряного века похожи как никто. А еще их связывает Марина Цветаева, которую поддерживал и ценил Волошин и которая ценила поэта Гумилева. И Волошин не ограничивается Коктебелем, конечно, он – человек мира, как и Гумилев. Волошин обожал путешествовать, просто после революции 1917 года у него уже не было такой возможности.

Уверен, если бы не революция и Гражданская война, волошинских мест на карте мира было бы значительно больше. И Волошинский фестиваль сегодня пытается восполнить этот пробел, выходя за пределы Крыма. А самое важное в его личности и наследии – уважение и любовь к каждому человеку как личности и к человеческой культуре как величайшему творению человечества.

– Расскажите, пожалуйста, про самых легендарных лауреатов конкурса и премии. Кого Волошинский «открыл» и дал путевку в большую литературу?

– За двадцать лет этих имен так много, что не знаешь с кого начать. Боюсь, одно перечисление без всяких комментариев займет всю газетную полосу. Первым лауреатом Волошинского конкурса (2003) был Лев Болдов из Москвы, первым лауреатом Волошинской премии (2008) – Андрей Поляков из Симферополя. Думаю, оба имени известны любителям поэзии. Конкурс начинался всего с одной номинации – поэзии, затем стал прирастать номинациями прозы, драматургии, критики, эссеистики, журналистики, кинопоэзии и фотопоэзии и так далее.

5.jpg
Поэт Евгений Рейн. 2010.
Фото Андрея Коровина

В разные годы состав номинаций менялся. Волошинская премия тоже начиналась только с поэзии, а затем оформилась в двух номинациях «За вклад в культуру» и «Лучшая поэтическая книга». Лауреатом Волошинской премии «За вклад в культуру» в прошлом году (2021) стала композитор и певица Елена Фролова из Театра Камбуровой за потрясающее музыкальное прочтение русской поэзии, второй номинации мы не объявляли, а в текущем году премия и вовсе не вручалась. А лауреатами Волошинского конкурса в нынешнем году (2022) в номинациях поэзии стали Ольга Сульчинская и Анна Долгарева, в прозе – Ольга Сульчинская, в драматургии – Юлия Бочарова. Между этими датами и именами – десятки, если не сотни, открытых нами в современной литературе имен. Многие указывают в своих биографиях Волошинские конкурс и премию как важный этап в творческой биографии, а кто-то вообще именно с Волошинского и начинал свой путь в большую литературу, как, например, Арина Обух и Саша Николаенко.

– Хотелось бы также вспомнить педагогов, которые проводили и проводят на фестивале творческие семинары, мастер-классы и т.п. и основные издания, которые выходили по итогам.

– У нас постоянная ротация педагогов, практически нет тех, кто ведет семинары много лет подряд, за одним, пожалуй, исключением – это Светлана Василенко. Ее прозаический семинар – легендарный.

6.jpg
Поэт Юрий Кублановский на симпозиуме.
2007. Фото Анны Матасовой

Творческие семинары по поэзии у нас вели поэты Юрий Кублановский, Евгений Рейн, Светлана Кекова, Кирилл Ковальджи, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Станислав Минаков, Ирина Евса, Геннадий Калашников, Анна Гедымин, Ефим Бершин, Марина Кудимова, Олег Хлебников, Галина Климова, Андрей Грицман, Мария Ватутина, Владимир Салимон, Александр Переверзин, Виталий Пуханов, Алексей Пурин, Виталий Кальпиди, Владимир Берязев, Сергей Бирюков, Евгений Степанов, литературные редакторы Ирина Барметова, Ольга Ермолаева, Павел Крючков, Игорь Шайтанов.

Семинары по прозе вели Анатолий Ким, Леонид Юзефович, Светлана Василенко, Этери Басария, Леонид Бахнов, Владислав Отрошенко, Виктория Лебедева, Валерия Ахметьева, творческие лаборатории по драматургии вели Николай Коляда, Елена Исаева, Юрий Юрченко, Александр Архипов, Павел Руднев, Максим Курочкин, Светлана Кочерина, Валерия Приходченко. Были еще мастер-классы по литературной критике, журналистике, киносценариям, кинопоэзии, фотопоэзии и так далее.

7.JPG
Поэты на старте заплыва с рукописями –
на приз журнала «Октябрь». 2015.
Фото Андрея Тарасова

А по итогам Волошинского конкурса и мастер-классов фестиваля за двадцать лет вышло множество публикаций в журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Новый мир», «Знамя», «Урал», «Сибирские огни», «Юность», «Крещатик», «Новый берег», «Интерпоэзия», «Этажи», «Современная поэзия», авторские поэтические книги лауреатов конкурса в издательстве «Воймега», антология современной поэзии о Крыме «Крымские страницы русской поэзии» (2015), сборник лучших рассказов «Чувство безмерное и смутное – Россия…» (2018) и многое-многое другое. А сколько было драматургических читок лучших пьес конкурса, многие из которых впоследствии были поставлены на сцене. Все перечислить и даже вспомнить в рамках одного интервью практически невозможно!

– В нынешнем году «Волошинский сентябрь» впервые проходил не в Коктебеле. Почему так получилось? Расскажите о форуме этого года, который прошел в Казани и Елабуге.

– Волошинский фестиваль давно вышел за пределы Коктебеля и Крыма. Еще в первые годы его существования наши коллеги-писатели в Австралии провели в Сиднее литературный фестиваль, посвященный нашему Волошинскому фестивалю в Коктебеле. Часто меня приглашают на разные площадки и в другие города с просьбой рассказать о Волошинском. Я рассказывал о нашем фестивале на международных форумах и в других странах. По примеру Волошинского созданы десятки фестивалей – в Казани, Красноярске и так далее. То есть даже сама идея этого фестиваля давно путешествует по миру. Была у нас мечта, чтобы Волошинский фестиваль путешествовал – и по тем местам, где бывал сам Волошин: Франция, Италия, Испания, Германия, Швейцария, Греция, и по тем, где он мечтал побывать, например на Востоке. В 1900 году Волошин смог побывать только в Ташкенте, нынешнем Узбекистане, но этим его знакомство с Востоком, к сожалению, ограничилось.

8.JPG
Поэт, прозаик Геннадий Калашников. 2009.
Фото Анны Матасовой

Волошинский фестиваль объехал разные города Крыма – Ялту, Гурзуф, Севастополь, Феодосию, Керчь, Саки и так далее, и вот, наконец, пересек границу Крыма и отправился путешествовать на материк, на Большую землю. Два юбилея нынешнего года – 130-летие Марины Цветаевой и 145-летие Волошина, которые были близкими друзьями при жизни, натолкнули нас на мысль соединить творческим мостом Елабугу и Коктебель, Крым и Татарстан. Эту идею поддержали помощник главы Республики Татарстан Олеся Балтусова и министр культуры республики Ирада Аюпова. Так Волошинский фестиваль оказался на татарстанской земле.

С учетом нашей новой дислокации в программе фестиваля помимо традиционных мастер-классов, турнира поэтов, представлений журналов и творческих вечеров поэтов состоялись вечера «Казанская нота в современной русской поэзии», вечер звезд поэзии Татарстана, на котором выступали Алексей Остудин, Глеб Михалев, Алена Каримова, Нури Бурнаш, Алексей Кириллов и другие замечательные поэты; «Встреча с казанскими литературными объединениями», на которой были представлены лито «ARS POETICA», «Калитка», «Бутылка Клейна», «Белая ворона», уникальный вечер-смотр творческих сил Казани. На фестивале была презентована книга поэта, за которым я давно с интересом слежу – Олеси Балтусовой. А еще мы не могли не вспомнить поэта, навечно связанного с землей Татарстана и с Волошинским фестивалем, – Равиля Бухараева. Также состоялся вечер-презентация свежего номера журнала «Казань», один из блоков которого посвящен Волошинскому фестивалю. Кстати, традиционные мастер-классы по поэзии в этом году впервые были разделены на две секции – «Московская поэтическая школа» и «Петербургская поэтическая школа», и это не случайно – ведь в Москве и Петербурге поэзию видят и понимают по-разному.

9.jpg
Писатели Вячеслав Харченко, Арина Обух
и Даниэль Орлов. 2015.
Фото Александра Барбуха

Мы провели в Казани, возможно, первый вечер эротической поэзии, которую писали в русской литературе практически все поэты начиная с Державина, и в нем приняли самое живое участие казанские поэты и поэтессы.

Мы привезли в Татарстан поэтический спектакль «Любовь без парашюта», который показали в Елабуге и Казани. Он основан на реальной истории жизни и любви трех поэтов – Ольги Подъемщиковой и Сергея Белозерова, ушедших из жизни, и моей собственной. А жизнь Сергея Белозерова даже частично связана с Казанью, где он работал собкором «Комсомольской правды» в конце 70-х годов прошлого века. Так что отдельно хотелось открыть для казанских читателей это поэтическое имя.

Плодотворным стало для нас сотрудничество с Казанским театральным училищем. Наши поэты на встрече со студентами представили собственные стихи, а затем студенты сделали небольшое представление по стихам участников фестиваля в рамках проекта «Театр поэзии». Были встречи со студентами Казанского федерального университета, Казанской государственной консерватории, выступления на площадках Центральной библиотечной системы Казани.

10.jpg
Режиссер Николай Коляда во дворе Дома
Волошина. 2015. Фото Андрея Тарасова

Отдельное спасибо за гостеприимство коллективу Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и его руководителю Гульзаде Руденко. Елабуга – уникальный город-музей под открытым небом. Таким мы мечтаем сделать когда-нибудь и Коктебель. Приятно удивила и порадовала нас Национальная библиотека Республики Татарстан, которая стала практически нашим домом на целых пять дней! И, конечно, мы поклонились в Елабуге могиле великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.

– Мы, как все люди, помешанные на Коктебеле, уверены, что это место заряжено особой энергетикой: поэты и писатели ездят туда в том числе, чтобы подзарядиться. А много ли у вас стихов про Коктебель и стихов, написанных в Коктебеле?

11.JPG
Поэт, культуртрегер Андрей Коровин
поздравляет дипломанта Александра
Правикова. 2022. Фото предоставлено
оргкомитетом Международного
научно-творческого симпозиума
«Волошинский сентябрь»

– Уверен в том, что именно мы благодаря Волошинскому фестивалю вернули творческий народ в Коктебель. Ведь в 90-е о нем практически забыли, в нулевые люди ездили отдыхать в Турцию и Египет. А потом вдруг разнеслась эта весть – Волошинский фестиваль в Коктебеле! Те, кто к нам приезжал, рассказывал другим, как тут здорово, и дальше молва расходилась по свету кругами. Кто только к нам не приезжал из разных концов света – от Америки до Австралии! Вспомните хотя бы Сашу Соколова, появление которого на Волошинском фестивале в 2007 году «НГ-EL» назвал главным литературным событием года.

Что касается моих собственных стихов – то на книжку наберется точно. Крым, Коктебель, Волошин, Волошинский фестиваль – огромная часть моей жизни и, конечно же, творчества. Мы, кстати, с крымским издателем Дмитрием Лосевым даже одно время подумывали издать книгу моих крымских стихов, но почему-то забросили эту идею. Наверное, зря!

– Что лично вам дал Волошинский и что отнял?

12.JPG
Участники симпозиума на фоне горы
Кучук-Янышар. 2007. Фото Андрея Коровина

– Вначале Коктебель, а затем Волошинский фестиваль много лет были моим самым сокровенным счастьем. Волошинский – это как тот сердолик, который подарил в Коктебеле Марине Цветаевой ее будущий супруг Сергей Эфрон. Это подарок на всю жизнь, амулет, который дарит веру и надежду. Фестиваль подарил мне множество потрясающих знакомств, людей, с которыми меня связывают годы дружбы и общения, множество открытий и разочарований, любовь и расставание. И, конечно, новые литературные имена, новые стихи и прозу, новые идеи и проекты, которые мы придумывали со многими участниками фестиваля.

А что отнял? Наверное, возможность спокойной жизни в себе и для себя. Ведь Волошинский фестиваль – это не просто культурный проект, это состояние души.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1477
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
3861
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1630
Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1754

Другие новости