Когда-то афоризм был признан самостоятельным жанром. Кадр из мультфильма «Икар и мудрецы». 1976
В российской словесности сложилась уникальная ситуация: издатели выпускают книги афоризмов, в том числе наших современников, в прессе постоянно цитируют афоризмы известных людей, опять же, и ныне живущих, а вот отдельного афористического жанра (в полноценном его понимании) у нас как будто и нет. Во всяком случае, литературоведы, критики, да и большинство представителей писательского цеха его таковым не считают. Нет таких писателей! Так считает автор юмористической и фантастической прозы, поэт, автор афоризмов Сергей СИДОРОВ, с которым побеседовала Татьяна КОРМИЛИЦИНА.
– Сергей Людвигович, могли бы вы подробнее прокомментировать парадоксальную ситуацию, описанную в вашем заявлении?
– Ярче всего этот парадокс можно проиллюстрировать таким сравнением. Все знают, что в поэзии существует масса направлений, жанров и поджанров, и никто не оспаривает их наличие. Есть поэты, пишущие классическими размерами, поэты-песенники, поэты-верлибристы и т.д. И все они – поэты. В прозе та же история: маринисты, фантасты, детективщики, сатирики, юмористы, мемуаристы, далее по списку. И все они, невзирая на жанр, писатели. Нас же, писателей-афористов, вроде и нет вовсе. Но если жанр афоризма все-таки есть, то почему писателей (ну не поэтов же) этого жанра нет?
Причины этому разные: кому-то из представителей отечественной словесности наш жанр лично не интересен, кто-то о нем элементарно забывает в своих рассуждениях о жанрах, а некоторые принципиально не хотят признавать афористику самостоятельным литературным направлением. Видимо, поэтому до сих пор ни в одной из нескольких существующих в стране писательских организаций или союзов нет ни отделений, ни секций, объединяющих авторов афоризмов. Не организуются круглые столы и конференции (хотя бы в рамках книжных выставок), не проводятся – пусть и заочные – дискуссии в СМИ, где бы обсуждались проблемы нашего жанра, в отличие от детективов, фантастики, поэзии и т.п.
– То есть вы много лет добиваетесь признания самостоятельности жанра, в котором работаете? Удалось ли чего-то достичь?
– Да, я не устаю настаивать на том, что афористика – это самостоятельный литературный жанр, а творчество современных афористов не фантомно, а вполне реально и полновесно. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любое из наших ежемесячных заседаний или обратить более пристальное внимание на сборники и авторские книги современных авторов, пишущих афоризмы.
Напрашивается резонный вопрос по этому поводу: зачем же ждать столетия, чтобы потом признать их произведения классикой наряду с творениями античных мыслителей? Вот же они, живут среди нас, активно пишут, но почему-то пока никем не признаны. А так хочется дожить до дня, когда в каком-нибудь концертном зале типа Политехнического музея состоится вечер именно современного афоризма, на котором не будет свободных мест, а билеты будут спрашивать у выхода из метро. Чем мы хуже поэтов-шестидесятников?
Одним словом, современные афористы – это не фантомы, а реальные писатели, авторы замечательного полновесного жанра Литературы с большой буквы под названием АФОРИСТИКА.
Что касается достижений на ниве популяризации нашего жанра, то об этом, если позволите, обязательно расскажу подробнее в конце разговора.
– Ну, хорошо, ваша позиция ясна. Давайте теперь для наших читателей представим жанр афористики как таковой.
– Начнем с того, что когда-то афоризм был признан самостоятельным жанром. Но со времен Ларошфуко, Вовенарга и Козьмы Пруткова много воды утекло.
Сегодня есть масса определений афоризма. От заумно навороченных до поверхностно-юмористических. Мне больше нравится такая версия: афоризм – это оригинальная законченная мысль (часто парадоксальная), сказанная и записанная в лаконичной, запоминающейся форме, впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми или в печатном виде.
К афоризмам принято причислять следующие словесные формы: фраза, гнома, максима (мораль), изречение, крылатое выражение, сентенция, пословица, поговорка, апофтегма (афоризм определенного лица) и хрия (афоризм определенного лица в определенной ситуации).
– А современные реалии и наличие интернета как-то влияют на процесс развития афористики? Ведь не секрет, что в виртуальном обезличенном пространстве присутствует масса низкопробных и откровенно графоманских афоризмов.
– Увы, но это факт. Поделать с этим вряд ли что удастся. Мы же понимаем, что закрыть эту вселенскую «помойку» нереально. Вот и получается, что одни плагиатствуют, размещая чужие фразы как свои, другие, напротив, составляют липовые подборки, например Михаила Жванецкого и Фаины Раневской, куда включают афоризмы, которых те никогда не писали и не произносили. Между прочим, в таких подборках неоднократно использовались фразы членов содружества «СОКРАТ».
– Не удержимся от банального, но каверзного вопроса: а что, на ваш взгляд, легче написать, толстый роман или хороший афоризм?
– Знаете, я, пожалуй, отвечу не банально. Писатель-романист в процессе творчества может написать один-два афоризма. Да, собственно, любой человек способен в течение своей жизни изречь короткий шедевр, иногда и не один. Вспомните, например, нашего незабвенного Виктора Степановича Черномырдина. И еще не факт, что написать объемное произведение гораздо сложнее афоризма. У меня на этот счет есть такая фраза: хороший роман можно написать за полгода, для хорошего афоризма может не хватить жизни.
Дело тут в совершенно различном мышлении: афорист по определению лаконичен и не будет тратить время на пространное описание философии того или иного персонажа. Ведь то же самое он может выразить в короткой, емкой и всем понятной фразе. Разницу между мышлением беллетриста и афориста я бы сравнил с разницей между мужской и женской логикой. Одним словом, афоризмы пишутся не от нехватки слов, а от переизбытка мыслей.
– Спасибо за оригинальный ответ. Напомню, что в конце беседы вы обещали что-то рассказать подробнее.
– Я хотел сказать следующее: около двух лет назад лучшие на сегодня силы современных авторов афоризмов и короткой иронической поэзии объединились в творческое Содружество авторов афоризмов и малых литературных форм «СОКРАТ», чтобы активно пропагандировать свои короткие жанры. Мы стараемся, чтобы читатели увлекались не только детективами, поэзией или серьезной научной литературой, но с удовольствием брали бы в руки и читали различные сборники и авторские книги как членов Содружества «СОКРАТ», так и других современных авторов. Ведь когда та или иная фраза или шутка в стихах уходит в народ и начинает жить самостоятельной жизнью – это и есть высшая оценка нашего творчества.
Но это внешняя оценка. А мы же еще решили отмечать лучших из цеха афористов, так сказать, по-гамбургскому счету. Поэтому и учредили в целях поощрения авторов, пишущих в жанре афористики, и популяризации и развития этого жанра в целом уникальную ежегодную литературную премию «Афорист года». 10 декабря 2022 года в Центральном доме работников искусств, что у метро «Кузнецкий Мост», состоится первая торжественная церемония вручения премии. Билеты уже сейчас можно приобретать в кассах ЦДРИ или заказывать на сайте дома.
Помимо торжественной части, предполагается и отличная развлекательная программа с участием известнейших юмористов, музыкантов и – да, конечно же, лучших современных афористов. Рекомендую непременно потратить вечер субботы на посещение этого знакового для отечественной словесности события. Социальная же значимость премии заключается в следующем: на фоне снижения интереса к серьезной литературе она призвана показать читательской аудитории, особенно молодежи, красоту лаконичного русского слова и отточенной мысли; привить интерес к сокровищнице мудрости, заключенной как в классических, так и современных афоризмах.
Немаловажно и то, что в условиях обостряющегося кризиса и сложной международной обстановки нашим людям нужно дать дополнительную возможность поднять настроение посредством доброй улыбки, вызываемой юмористическими фразами отечественных афористов.
комментарии(0)