Сегодня учитель – не работа, а призвание. Он должен с горящим сердцем вести за собой. Иллюстрация Бориса Дехтерева из книги Максима Горького «Горящее сердце Данко». 1958 |
Без всяких оговорок можно сказать, что всю жизнь Инна Кабыш посвятила литературе. Это успешное выступление/карьера в поэтической сфере, многие годы работы в школе преподавателем русского языка и литературы, это регулярные выступления в журнальной периодике и прочее. Инна Кабыш – живой и неравнодушный автор и деятель, реагирующий на явления современной литературы. С Инной КАБЫШ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.
– Инна Александровна, в своих воспоминаниях вы писали, что ваш папа привил вам патриотизм. Что для вас патриотизм в душе и творчестве?
– Да, это такая шутка получилась, когда папа переделал строчку и вместо «Солнышко родное светит и поет» предложил написать «Солнышко родное светит на народ». Я это трактую как прививку гражданственности. Но на самом деле привить он мне ее не успел, так как погиб, когда мне было шесть лет, – попал под поезд. Так что со стишком – это моя вольная интерпретация. Но вот то, что он сам был гражданином-гражданином, – это точно. Поэтому я перенесла это на себя. Патриотизм в творчестве – это для меня любовь к родине, явленная в слове. Можно любить родину и очень неловко об этом высказываться, это будет дискредитация идеи патриотизма, а можно не любить и очень ловко уметь манипулировать словами. А вот если человеку удается любовь к родине выразить в слове, явить – наверное, это и будет патриотизм.
– Некоторые люди говорят «Я – человек мира», то есть для них нет какой-то определенной локации. Как вы к этому относитесь?
– Я в данном случае «человек антимира». Я настолько локализована: я человек этой страны, этого города, этой улицы Юных Ленинцев, и совершенно не представляю себя в каком-то другом месте. И всем этим «гражданам мира» не завидую. Вот такое у меня мироощущение. Я – здесь.
– Вы в поэзии – традиционалист, продолжатель акмеизма. А как вы относитесь к другим течениям?
– Я же не просто поэт из разряда тех, которые говорят «вот я такой, и меня больше ничего не интересует». Я – преподаватель литературы, преподаю всю жизнь. И как преподаватель я должна иметь широкое представление о том, что в литературе происходит. Чего-то не любить я могу себе позволить, но чего-то не знать – не могу. К тебе может прийти ученик, который прочитал Хармса и пришел в восторг, а ты вдруг не читал Хармса. Ну и какой же ты после этого учитель? Поэтому в силу сложившихся обстоятельств я просто обязана все это знать. При том что эта обязанность совершенно мне не в тягость. Мне всегда интересно все, что происходит в литературе. Я читаю очень много прозы, в том числе современной. И все эти чужие опыты мне очень интересны. Другое дело, что я, скажем, прочла раннего Заболоцкого, даже заучила наизусть, однако это совершенно не мое. И в то же время это может тебя обогатить: ты даже сам не понимаешь, на каком уровне идут эти тонкие подпитки. Традиционный – это не значит какой-то замшелый, сидящий в своей нише и ничего не видящий. Нет, ты всем этим подпитываешься. Я абсолютно открыта всему новому и не такому, как я.
– Вы – многоопытный педагог. Есть ли у вас какая-то своя концепция – как заинтересовать литературой, чтением детей?
– Если это, конечно, можно назвать концепцией… У меня есть некая философия. Но на самом деле все это громкие слова. Нужно просто самому самозабвенно все это любить. И если 11-летние подростки видят, что то, с чем ты приходишь, – это не просто твоя работа (просто пришел и у тебя по плану урок), а ты это любишь, ты это знаешь, ты этим живешь, вот тогда ты литературой заражаешь. И это единственное, что сейчас может сработать. Когда ты всем своим телом, не словом только умным и правильным, а всем своим телом, всей своей энергетикой доказываешь любовь к тому, что ты делаешь. Сейчас у учителя очень много конкурентов. Раньше учитель – я вспоминаю нашу школу – был единственным источником информации. Если ты не записал, что учитель сказал, ты уже этого не знаешь. Сейчас есть интернет, огромное количество энциклопедий, книг, телепередач. Дети могут добыть информацию откуда угодно. И учитель уже не является ее источником. И стало быть, должен являть что-то такое, что они не могут поймать там
– Получается, сегодня учитель должен быть каким-то магом!
– Вы знаете, это очень просто. Он должен относиться к профессии как к жизни. Это не должна быть работа, это должна быть жизнь, призвание. Конечно, в этом нет ничего нового, но в наши дни эта тема обострилась. Если раньше мог быть учитель, просто дающий информацию, то сейчас это уже не работает. Не побоюсь такого пафоса – сейчас нужен Данко с горящим сердцем, который должен за собой вести. Иначе ничего не получится.
– У вас немало произведений в смежном жанре стихопрозы. Могли бы вы объяснить, как она строится метрически и смыслово?
– Я это очень хорошо помню. Когда у меня вышла первая книга «Личные трудности», – она была очень яркая, успешная, – взрослые поэты мне говорили: «Ты знаешь, тебе будет очень трудно. Напишешь ли ты вторую книгу, напишешь ли ты вообще что-то еще?» Потому что в первую книжку вошло и «Кто варит варенье в июле…», и стихи о Москве, и «Екатерина Великая», – все стихи, которые потом разобрали на цитаты. Вы знаете, я никогда не ставлю перед собой формальную задачу: вот дай-ка я попробую себя в таком-то жанре. Никогда. Это всегда идет от содержания: меняется жизнь, эту жизнь нельзя описать в прежних формах, и приходится искать что-то другое, нащупывать. Таким событием для меня была смерть матери. Она тоже у меня достаточно рано умерла. И я восприняла это как какой-то катаклизм вселенский: совершенно поменялся мир, он превратился в мир, где нет матери. Она всегда была, и вот теперь ее нет. В этом мире невозможно было говорить стихами. И все, что вошло во вторую книгу – это были как раз эти самые стихопрозы. Повторяю, это не было формальной задачей – а попробую-ка я себя в верлибре. Нет. Это была та боль, то ощущение мира, для которых нужно было найти новую форму. И вот так на ощупь я ее и искала. Все, что нашлось, вошло во вторую книжку «Детский мир». И она стала контрастом относительно первой: в первой было все такое рифмованное, а тут некий непонятный жанр…Но для меня это было важно: я нашла ту форму, которая выражала изменившееся сознание. С тех пор я иногда прибегаю к этим стихопрозам. Когда не могу говорить в стихах. Не все скажешь в стихах. Стихи – это все-таки гармония, красота, какими бы они ни были трагическими. Такой гармонический лад…
– Кстати, такой вопрос. Рифма и размер помогают стихам или наоборот мешают, сковывают?
– Мне помогают. Я без них вообще не могу. Ты же вообще не знаешь, что хочешь сказать, и пишешь для того, чтобы понять. Я не представляю себе ситуацию, когда человек знает, что хочет сказать, у него есть некая мысль, и он сидит ее зарифмовывает. Меня всегда что-то мучит, я от этой муки хочу избавиться и избавляюсь при помощи писания стихов. И иногда выскочившая рифма освобождает, ставит какую-то точку. Как бы показывает – вот же что на самом деле имелось в виду. И я говорю: «Господи, спасибо!» Рифма – это очень важно. Я думаю, что у каждого поэта свои отношения с рифмой: кто-то любит свободную, кто-то ассонансную. Я люблю точную. Вообще люблю, чтобы все было точно. Рифмы – это же «сигнальные звоночки», как сказала Ахматова. Пока я не нашла рифму, я понимаю, что недодумала мысль. Если совсем коротко: рифма – это правда. Если я нашла свою рифму, я понимаю, что я сказала правду. А пока я не нашла, это что-то приблизительное. Так что для меня это очень важно, и совершенно меня не сковывает. Это из каких-то глубин вытаскивает хаос, выстраивает, строит. Хотя, конечно, строительство можно трактовать и как сковывание. Построить – это же тоже сковать.
– Есть ли у вас странное воспоминание, связанное с поэзией? Когда она, возможно, поменяла вашу жизнь.
– Это все тоже очень личное. Недаром я свою первую книжку назвала «Личные трудности». У меня был момент, когда от меня ушел любимый человек, и это казалось концом жизни. И я, как утопающий за соломинку, ухватилась за свою способность писать. Я выписала свою любовь, свое горе, и жизнь поменялась. Потому что боль… это, как Ахматова говорит, «Одной надеждой меньше стало,/ Одною песней больше будет». Совершенно четкий механизм.
Превращение боли в красоту меня тогда очень поразило. Потому что одно дело, когда это кто-то сказал, какой-то поэт, и ты это читал и, может быть, забыл, а другое дело – когда это с тобой произошло. И ты понимаешь, что тебе так было больно, что ты не мог жить, и вдруг написал текст, и тебе почему-то стало легче, хотя ничего не изменилось. Никто к тебе не вернулся. Вообще ничего не изменилось. Однако на символическом уровне что-то поменялось. Это было для меня откровением. «Болящий дух врачует песнопенье», как сказал Боратынский. И теперь я это знаю точно. Это способ справиться с жизнью. И когда мне говорят: «Наверное, трудно быть поэтом», я отвечаю: «На мой взгляд, трудно не быть поэтом». Я думаю, как люди, у которых нет такого механизма, как у меня, как они-то с этим справляются? С горем, предательством…
– Ну, наверное, изливают это в других формах творчества, например…
– Да, уверена, Господь не оставил людей. У каждого есть какой-то свой способ. Кто-то идет в храм… У каждого есть свой механизм. Ну, вот у меня он такой.
– Кто из поэтов/писателей лучше всего сказал о смысле жизни?
– Вы знаете, я каких-то формулировок даже и не вспомню. У всех это явлено в образах. Ну, может быть, только Николай Островский сформулировал это прямо в лоб: «Жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы». И кстати, ведь нельзя же не согласиться. Может быть, это слишком прямолинейно. Можно назвать это соцреализмом, да как ни назови, действительно, если тебе не стыдно и ты понимаешь, что выполняешь свое предназначение, это и есть смысл жизни. Так что давайте Островского возьмем. Николая.
– Хорошо! А кого бы вы назвали главным поэтом России сегодня? Если возможно назвать такое имя?
– Мне кажется, сейчас наступило такое время, что нет такого одного поэта. Опять-таки, я как человек, преподающий литературу, оглядываясь на предыдущие времена, могу сказать, что была эпоха, когда Маяковский был кумиром. На смену ему приходили другие. Шестидесятники, как вы помните, были кумирами. И казалось, что центр именно там, где они, хотя наряду с ними были и «тихие лирики». Но казалось, что центр там, где они, и кто-то прямо персонифицировал этот смысл. А сейчас как весь мир становится многополярным, так и наша духовная жизнь очень многополярна. Есть много замечательных поэтов, и одного я не могу назвать. Мне очень многие поэты нужны. Например, недавно ушедший от нас Игорь Шкляревский. Очень мною любимый поэт, много лет был для меня непостижимой высотой. Я очень люблю Виктора Коркию, очень люблю Витю Куллэ. Я люблю Марину Кудимову, я люблю Андрея Коровина, также люблю стихи недавно ушедшего Леши Ефимова. Просто сейчас всех и не вспомнишь – это очень много.
– А Алексей Цветков?
– Если взять троицу – Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев и Сергей Гандлевский, мне, конечно, ближе последний. Его лаконичность и ясность мне ближе, чем размытость, отсутствие знаков препинания у Цветкова, хотя я понимаю, что это совершенно не критерий (это же не школьное сочинение, где нужно расставлять знаки препинания). Они все трое очень хорошие поэты, но из них троих мне ближе Сергей Гандлевский. И очень жаль Алексея Цветкова, который ушел недавно. «Литературная газета» опубликовала статью о нем и его стихи, которые как раз поразили меня своей ясностью. Очевидно, это было что-то из последнего. И я поразилась: вот мы всегда какие-то ярлыки навешиваем, а поэт всегда разный и развивается до последних дней.
– Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь важную и смешную историю, связанную со студией «Луч».
– Пожалуй, расскажу не смешную. Я очень хорошо помню и очень рада, что в моей биографии есть такой факт, как куртуазные маньеристы. Они признанные, они стали частью истории литературы. Вадим Степанцов, известный лидер, засветился во всех энциклопедиях. И я хорошо помню, как на одно из заседаний студии «Луч» ворвался Вадим Степанцов – видимо, после бессонной ночи, когда они рожали манифест куртуазных маньеристов, – подкатил какой-то куб, вскочил на него и прочитал этот манифест. И тогда было ощущение – сейчас оно подкорректировалось – исторического момента. Действительно что-то ёкнуло, было ощущение, что история совершается на твоих глазах. Мы хорошо знаем обо всех объединениях Серебряного века и более поздних, а то, что происходит здесь и сейчас, обычно не ценится, и можно его вообще не заметить. А тут ты понимаешь – история литературы творится здесь и сейчас. Вадим впрыгнул, прочитал, мы были обескуражены и шокированы. И время показало, что это было событие.
– Что интересно, это было объединение именно на тот момент, а потом оказалось, что все поэты настолько разные!..
– Конечно. Ну, как это оказывалось в любом объединении, согласитесь – и у акмеистов, и у футуристов, и у символистов. Они все оказывались разные, и каждый в итоге шел своим путем. Я уже не говорю про имажинистов и обэриутов. Заболоцкий, Введенский, Хармс – крупные фигуры, которые слились совсем ненадолго, а потом каждый состоялся в отдельности. Так что у куртуазных маньеристов все закономерно – ровно по тем же законам, по которым развивается литература. И Костя Григорьев, и Дмитрий Быков, и Александр Бардодым, и Андрей Добрынин, и Витя Пеленягрэ, и Вадим Степанцов, и ненадолго примыкавший к ним Юра Юрченко – все очень разные. И это хорошо. Я думаю, что тогда их объединяло желание явить антикомсомольскую поэзию. Перед ними были бравые комсомольцы, а они хотели быть «анти». На этой волне они и поднялись. А то, что они потом ездили по стране, давали концерты и зарабатывали деньги (это были 90-е годы), – это уже было все вторично. Но деньги ведь нужны поэтам, что же тут такого неприличного?
– Русские интеллигенты постоянно задают вопросы – «что делать?», «кто виноват?», «куда ж нам плыть?», «кому на Руси жить хорошо?». Я даже для смеха придумала пятый «где мои очки?» Надо ли вообще задавать эти вопросы?
– Я думаю, если их и нужно задавать, то себе. Мы очень любим задавать их окружающим. Стоим на кафедре и задаем эти глобальные вопросы другим, а задавать их нужно себе. Иначе это просто неприлично. На Руси хорошо, да и вообще где бы то ни было хорошо человеку, который – возвращаясь к вопросу о смысле жизни – понимает, что живет осмысленно. И пафос весь слетит, и это будет честнее. А насчет очков?.. Они у меня дома. Я их надеваю только для дали.
комментарии(0)