Книга в отличие от безразмерного интернета – законченный проект. Ян Вермёлен. Натюрморт с книгами, глобусом и музыкальными инструментами. Около 1660. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага (Нидерланды)
Арслан Дагирович Хасавов (р. 1988) – писатель, главный редактор «Учительской газеты». Родился в Ашхабаде (Туркменистан). Окончил Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, магистратуру НИУ «Высшая школа экономики» по программе «Менеджмент в СМИ», аспирантуру РАНХиГС при президенте РФ. Публиковался в ведущих российских СМИ, в толстых литературных журналах, работал на радиостанции «Маяк» и Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Автор книг «Смысл» (2010), «Отвоевывать пространство» (2015), «Лучшая половина» (2017), «Диалоги о главном» (2022). Лауреат Премии правительства РФ в области СМИ, литературной премии «Дебют». Удостоен почетного знака Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». Член Общественного совета при Министерстве просвещения России, оргкомитетов всероссийских конкурсов «Учитель года России» и «Успешная школа», директор АНО «Центр развития школьной журналистики «Школьный пресс-центр»
Образование – понятие обширное. Оно включает, собственно, все стороны жизни. А литература, с чем вряд ли кто поспорит, стоит у педагогов в первом ряду. Недавно у главного редактора одного из старейших российских образовательных изданий – «Учительской газеты» – Арслана Хасавова вышла книга «Диалоги о главном». О ее героях, способных подать пример молодым, с Арсланом ХАСАВОВЫМ поговорил Глеб БОГАЧЕВ.
– Арслан Дагирович, представьте, пожалуйста, читателям вышедшую книгу.
– Прежде всего благодарю редакцию «НГ-Exlibris» за проявленный интерес! Сборник «Диалоги о главном» объединил под одной обложкой мои авторские интервью, выходившие в последние годы в «Учительской газете». Среди героев книги – профильные министры, ректоры ведущих вузов, ученые, политики, спортсмены, артисты и общественные деятели. Все они – яркие, энергичные и успешные в разных сферах люди, представители различных поколений и взглядов, чей жизненный опыт, полагаю, переплетается в замысловатый узор динамично меняющейся жизни. Тема образования и науки пусть и не центральная для многих из этих текстов, но является связующей нитью сборника. Книга вышла в одном из старейших российских издательств и, насколько я знаю, уже начала поступать в широкую продажу.
– Какие главные правила в жанре интервью вы для себя выработали? Чего делать категорически не стоит, а что считаете для себя обязательным?
– Думаю, что не открою большой тайны, если скажу, что критически важно умение слушать и слышать своего героя. И речь здесь не столько про хорошую подготовку (без нее, конечно, тоже никуда), но скорее про необходимость попытаться показать спикера таким, какой он есть. К примеру, иногда бываешь не согласен с какими-то из высказываемых собеседником позиций. В этом случае задача интервьюера, на мой взгляд, не затевать спор, а показать читателям героя со всеми его плюсами и возможными заблуждениями. Конечно, не стесняясь при этом задавать неудобные и острые вопросы.
Очевидно, что для интервью должен быть некий общественно-значимый информационный повод. Профессиональный праздник, дата – например, годовщина каких-то событий, юбилей или, как в нашем случае, выход книги.
Важно с самого начала попробовать расположить к себе собеседника, начать выстраивать диалог с чего-то кажущегося не очень обязательным. Если интервьюер заранее согласовывал вопросы, нужно в самом начале предупредить о каких-то возможных отступлениях от списка, чтобы в процессе общения это не стало неприятным сюрпризом.
О том, что нельзя опаздывать на встречу и других прописных истинах, актуальных в рамках любого делового общения, – говорить не буду. Нередко гости бывают многословными и чрезмерно обстоятельными. Автору, на мой взгляд, нужно хотя бы в общих чертах представлять конечный текст, его примерный объем в количестве знаков, чтобы четко вести беседу.
– Был ли у вас опыт неудачных интервью? Например, для меня таким был разговор в 2011 году с известным поэтом. Тогда она написала, что интервью – высокое искусство и волшебное действо. И упрекнула, что слишком поспешно собрал вопросы. А у вас были такие интервью, после которых захотелось собраться и готовиться уже по-иному?
– Наверняка были, но я о них не помню. Иногда случается, что у журналиста и его героя что-то не ладится. Это всегда видно по тексту – чуда не случается, само интервью нередко выходит поверхностным, ничем не отличающимся от сотен других. При этом профессионалу всегда понятно, связано ли это с плохой подготовкой интервьюера. Мне, как вы понимаете, приходится много работать с текстами своих коллег по «Учительской газете».
Что касается моей собственной подготовки к интервью, то, конечно, это занимает очень много времени. Порой мне кажется, что к моменту встречи со спикером я знаю о нем все, что он когда-либо говорил в публичном пространстве. Кроме того, я нередко опрашиваю друзей и коллег героя, чтобы как можно лучше представить его образ.
Помню, как готовился, например, к интервью с министром просвещения России (на тот момент), а ныне президентом РАО Ольгой Васильевой. Вы наверняка можете себе представить количество и качество интервью, которые Ольга Юрьевна давала. Я отсмотрел, прослушал и прочитал все, что было хоть сколько-нибудь важным, потратив на это почти полтора месяца. И было видно, что она это заметила и оценила.
Глубокая проработка вопросов позволит избежать повторов многократно сказанного, и как следствие – раздражения спикера, а результат такой работы неизбежно заинтересует читателей. Кроме того, я стараюсь не брать интервью у героев, которые мне неинтересны. Подготовка в данном случае – пусть сложная, но все-таки интересная часть этой работы. А после того как встреча состоялась, предстоит расшифровка записи, сокращение необязательных фрагментов, редактирование и процедура согласования текста, прохождение производственного цикла в издании, прежде чем материал появится в газете и на сайте.
Все описанное относится к интервью, которые мы готовим при личной встрече, по телефону или в формате видеоконференции. Это гораздо сложнее, чем просто выслать список вопросов и ожидать письменных ответов на них.
– Вы – главный редактор известнейшего образовательного издания. Что дала вам практика в нем? Помогла ли развитию как журналиста?
– В «Учительской газете» сильная и профессиональная команда, причем не только из числа непосредственно творческих сотрудников, но и тех, кто нередко остается «за кадром». Кроме того, у газеты сильные – без малого вековые традиции. Я возглавляю издание вот уже почти четыре года, и за это время мы прошли и продолжаем проходить длинный путь, на котором случается всякое. Это касается в том числе и персонального состава нашего достаточно большого коллектива – часть наших коллег работает в издании на протяжении нескольких десятилетий, другая появилась в газете по моему приглашению.
Регулярное взаимодействие с коллегами, обсуждение выходящих материалов, позволяет каждому из нас расти над собой. Значительная часть моего рабочего дня занята решением вопросов, не связанных с творческими процессами внутри издательского дома. Здесь на первый план выходят менеджериальные навыки, способность к управлению персоналом, возможности и желание выстраивания отношений с ведущими спикерами, источниками, органами государственной власти и так далее. Многому из этого я научился на магистерской программе НИУ «Высшая школа экономики» «Менеджмент в СМИ» и в аспирантуре Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ. С благодарностью вспоминаю каждого, кто прямо или косвенно помогал мне в профессиональном развитии.
Возвращаясь к навыкам интервьюера, стоит сказать, что, наверное, определенный рост связан не в последнюю очередь со спикерами, возможность общения с которыми появилась после того, как я стал главным редактором одной из старейших российских газет.
Еще один важный аспект в этом развитии – консультации, в которых ни разу не отказал многолетний главред издания, а ныне председатель редакционного совета нашей газеты – Петр Положевец. Это настоящий мастер пера, который в сложных ситуациях может дать, как потом оказывается, – единственно верный совет.
К слову, в начале года Распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина нас с Петром Григорьевичем наградили Премией правительства РФ в области СМИ с формулировкой «за большой вклад в сохранение лучших традиций педагогической журналистики, просветительскую деятельность и реализацию новых проектов».
– В предисловии вы пишете: «Мне бы хотелось, чтобы мои собеседники стали вашими и, как бы парадоксально это ни прозвучало, поддержали в наше непростое время». Кто из ваших собеседников способен поддержать читателя именно в нынешней общественной ситуации? И чем именно?
– Профессия журналиста уникальна среди прочего и тем, что открывает двери кабинетов людей, представляющих различные профессии, сферы деятельности, несущих различный опыт. Некоторые коллеги отметили, что на обложке «Диалогов о главном» пересекаются люди, которые, возможно, даже не подали бы друг другу руки. Каждый из них – например, Виктор Садовничий или Сергей Степашин, Лео Бокерия или Евгений Касперский, Александр Архангельский или Александр Проханов – люди, сумевшие внести значительный вклад в развитие нашего общества, преуспевшие в своих областях. Это люди, реализовавшие свой потенциал, сумевшие, скажем так, «сделать себя», порой не благодаря, а вопреки обстоятельствам и временам.
– Кто из героев вашей книги произвел особое впечатление в мировоззренческом смысле?
– Самое первое интервью в этом сборнике датируется 2018 годом, когда мне было тридцать лет, мировоззрение в общих чертах было сформировано. Тем не менее меня всегда впечатляли и впечатляют цельные личности. Люди, которые умеют не только преобразовать свою жизнь и жизнь своих близких, но и реализовывать масштабные проекты, влияющие на развитие общества. Конечно, это невозможно без сумасшедшей работоспособности, смелости идей, порядочности и, что важно, оптимистического отношения к жизненным обстоятельствам.
После общения с такими людьми понимаешь, как важно не жалеть себя, продолжая движение к поставленным целям.
– В рамках фестиваля «Красная площадь» прошла презентация вашего сборника. А что вы сами думаете о движении формата? Сейчас явно более востребованы видео – в связи с этим не думали ли создать YouTube-шоу и имеет ли еще актуальность бумажная книга?
– Начну с последнего. Мне кажется, об актуальности бумажной книги и конкретнее обсуждаемого сборника интервью говорит количество собравшихся на презентации. По словам организаторов, в Демонстрационном зале ГУМа было около двух сотен человек, и это притом, что попасть на эту площадку случайно практически невозможно – надо знать, куда и зачем ты идешь. Плюс это лето, суббота, дачный сезон. Я имел возможность пообщаться с гостями после презентации. Среди них были и совсем еще юные журналисты-старшеклассники, их руководители и маститые коллеги, преподающие на профильных факультетах ведущих московских вузов. Кроме того, книга в отличие от безразмерного интернета – законченный проект или продукт (назовите, как вам больше нравится). Об этом на презентации говорила и декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО Елена Вартанова, назвав этот сборник хроникой отечественного образования и культуры. Не стоит забывать и о литературоцентричности российского общества. Думаю, вы согласитесь, что книга в нашей стране носит еще и сильное символическое значение.
О создании YouTube-шоу я, честно признаюсь, не задумывался. Это, к слову, притом что мне самому порой приходится выступать в теле- и радиопрограммах. Важно, на мой взгляд, чувствовать себя органичным в том, чем занимаешься.
До «Диалогов о главном» у меня выходил сборник эссе «Отвоевывать пространство», удостоенный премии «Дебют». Были и книги прозы, другие публикации. В них, как и в «Учительской газете», я чувствую себя на своем месте.
комментарии(0)