Ни деревенских, ни городских ребят убитая птица не шокирует. Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640-е. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анна Харланова успешно трудится на разных фронтах – поэзия, взрослая и детская проза, педагогическая деятельность. Но сейчас для нее гораздо важнее культуртрегерская работа, помогающая выявлять и продвигать литературные таланты. Организованный ею фестиваль и премия уже дали серьезные плоды. С Анной ХАРЛАНОВОЙ побеседовал Юрий ТАТАРЕНКО.
– Анна, скажите, пожалуйста, что вам ближе – стихи о любви или детская проза? Как переключаете регистры?
– Сказать по правде, сейчас у меня творчество на паузе, вот уже год как. Стихи иногда случаются, когда просто уже невозможно их сдержать, а прозу я себе запрещаю. Почему? Ответ очевиден: вся моя энергия, все время идут на проект «ЛевитовФЕСТ», который включает в себя Литературную премию им. А.И. Левитова, сентябрьский фестиваль, ежемесячные мероприятия в Липецке «Открытый микрофон: Левитов ждет!» и конкурс буктрейлеров по произведениям писателя.
Если говорить в целом о моем творчестве, то стихи сменяют прозу серьезную и прозу детскую, это происходит само собой, без усилий с моей стороны. Первый поэтический опыт случился в возрасте семи лет: это был верлибр, как я теперь понимаю. Первое вдохновение пришло в Добровском лесу, куда с дедушкой Петей и бабушкой Клавой мы приезжали на мотоцикле за грибами.
Пока мои юные родители учились в медицинском институте в Воронеже, я жила безвыездно в селе Добром, неграмотная прабабка Анисья рассказывала мне про царские времена, про послевоенный голод и про Бога, варила мне кулеш (пшенный суп на воде, заправленный сметаной). Бабушка часто брала меня на работу, в поликлинику, где они с дедушкой проработали всю жизнь. С детства я тоже мечтала стать врачом. Потом балериной. Потом летчицей. Потом поэтом.
Стала – по первому образованию – теплоэнергетиком. Даже не знаю, каким чудом я получила диплом с отличием. Затем в моей жизни было счастье длиной в пять лет – Литературный институт. Училась одновременно в двух вузах: после второго курса дневного отделения Политеха поступила на заочное отделение в Лит. Переключаться с лирики на физику было непросто, но мне удалось. Параллельно работала внештатником в одной из липецких газет, стажировалась на телевидении, но пришла к выводу, что журналистика – не мое. Затем работала фотографом и маркетологом.
– Что вы выделяете у своего учителя Владимира Орлова – «Альтиста Данилова» или «Аптекаря»? Чему он вас учил на семинарах?
– У меня есть обе эти книги с автографом автора. И не только они. «Соленый арбуз», «Происшествие в Никольском», «Бубновый валет» – в любой библиотеке найдете книги Владимира Викторовича на самом видном месте. «Альтист Данилов» – это уже классика.
В Лите принято называть своих учителей-писателей мастерами. Кстати, Орлов сам себя писателем никогда не величал. Очень скромный, мудрый человек, мощная личность. Говорил, что научить писать нельзя, но научиться – можно.
Мне было 19 лет, одна из самых младших на семинаре, робела и, даже когда не понимала, чего это мастер мне в тексте начеркал, стеснялась подойти и спросить. Но я сохранила все эти почеркушки и спустя годы как-то открыла – и все поняла, чего Орлов от меня хотел. Хотя, казалось бы, десять лет не писала после окончания Лита, а стоило снова взяться за дело – словно туман рассеялся.
Не только Владимир Орлов был для меня учителем, но и Александр Евсеевич Рекемчук, добрейший человек. Кстати, на его семинаре я познакомилась с Романом Сенчиным, который впоследствии согласился поработать в жюри первого сезона Премии им. А.И. Левитова, за что ему огромная благодарность.
– Как родилась идея премии? С какими трудностями столкнулись, довольны ли итогами первого сезона?
– Первая Всероссийская литературная премия в Липецкой области была учреждена к 185-летию со дня рождения писателя-народника Александра Левитова, моего земляка. Мы оба родились в селе Доброе, в детстве я гуляла по улице Левитова, еще не зная, кто это. Планирую, что премия ежегодно будет вручаться в Липецке и позволит не только открыть новые имена в литературе, поддержать талантливых авторов, сохранить литературное наследие Левитова, но и поставить новую точку на литературной карте России. Лично меня задевает, что Липецк знают только как город металлургов и вообще часто спрашивают: «Липецк – это где?» Надеюсь, теперь все запомнят, где!
Премия Левитова – моя личная инициатива. Я сама не понимаю, откуда во мне такая смелость и упорство – сразу же всероссийский масштаб. Просто год назад в свой день рождения (мне исполнилось сорок) я проснулась с ощущением, что мне море по колено и горы по плечу. Алена Воробьева позвонила меня поздравить, и мы разговорились про премию. Следующую ночь я не спала, писала положение, продумывала детали. Сразу решила, что нужен и литературный фестиваль, в нашем регионе подобного еще не было.
В оргкомитет премии помимо учредителя (то есть меня) вошли писатель Роман Богословский, поэт Алена Воробьева, поэт и общественный деятель Алена Алексеева. Призовой фонд в этом году составляет 100 000 рублей, это спонсорские деньги. В первом же сезоне свои произведения на конкурс прислали более 2000 авторов из 70 регионов России и еще из 8 стран, поэтому в новом сезоне премия автоматически становится международной.
Конечно, мы очень довольны итогами первого сезона, никто не ожидал такого интереса к премии. Разумеется, внимательно прочитать такое количество текстов – очень непросто, но мы справились. Для нас важно было оценивать именно тексты, не обращая внимания на имена, знакомства и регалии. Мы были строги и честны – прежде всего перед собой. Нам удалось. Хотя некоторые наши друзья-писатели, возможно, и обижены, что не вошли в лонг- и шорт-листы. Хочу им сказать: ребята, вы очень талантливы, не опускайте крылья, пишите! Заявки на новый сезон ждем уже с 1 декабря 2021 года. Подробности появятся на сайте www. levitovfest.ru
В составе жюри премии Левитова – писатели, поэты и литературные критики России: Нина Ягодинцева, Роман Сенчин, Борис Кутенков, Андрей Тимофеев, Светлана Чураева, Анна Маркина, Наталия Елизарова, Женя Декина. Всем этим людям низкий поклон за их бескорыстный труд.
Победителей первого сезона объявили в день рождения Александра Левитова на первом Всероссийском литературном фестивале «ЛевитовФЕСТ». Ими стали: в номинации «Поэзия 18–40 лет» – Анна Долгарева (Москва), в номинации «Поэзия 40+» – Максим Жуков (Евпатория), в номинации «Проза 18–40 лет» – Александра Яковлева (Омск), в номинации «проза 40+» – Ольга Фатеева (Москва).
– Анна, что должен знать и уметь детский писатель? Бывает, автору смешно, а ребенку нет…
– Пишу не только для детей. У меня есть стихи и проза для взрослой аудитории. На своем опыте подтверждаю: невозможно писать для маленьких, если ты сам в душе не остаешься ребенком. Хорошо бы как можно дольше сохранять эту детскую непосредственность, способность радоваться жизни. И только тогда получится написать для детей – позитивный текст.
– Как получилось, что после Литинститута вы подались в детскую литературу? Это связано с вашими семейными обстоятельствами?
– Как уже прозвучало, я училась в семинаре Владимира Орлова. И после своим детям действительно что-то такое сочиняла постоянно. Я родилась в селе Добром Липецкой области в здании храма. Знакомый, узнав об этом, загорелся: напиши рассказ! Ну, не знаю – просто роддом тогда находился в здании церкви. С другой стороны, я очень люблю родные места, и мне, конечно, хочется выразить свои чувства и в слове на бумаге. Решила написать о детстве мамы, два года собирала и обрабатывала истории из ее жизни и не только. То есть я осознанно шла к детской книге. Собственно на написание сборника «Добрые рассказы» про девочку из СССР «для детей от 6 до 96 лет» ушел месяц. Работала в деревне, чтобы никто не отвлекал. Девочка Наташа – собирательный образ, это не мама, не я – а девчонка-хулиганка. Она гораздо смелее меня – и такая же кудрявая, как мама (улыбается).
– В книге наряду с веселыми историями есть рассказы с легкой грустцой, отчасти даже философские. Должна ли детская литература только развлекать?
– У меня в этой книге то гуся зарубили, то папа – о, ужас! – курит «Беломор». Но я старалась писать максимально честно. Чтобы получилась не только история, интересная детям, но и своеобразный портрет эпохи. А тогда реально взрослые курили папиросы – не только пастухи, но и хирурги. Да и курица в суп – это по-прежнему деревенские будни. Часто выступаю на разную аудиторию. И отмечаю, что городских ребят убитая птица не шокирует. А уж среди юных читателей из глубинки и вовсе никто даже бровью не повел…
С другой стороны, выступая перед детьми на литфестивале в Тюмени, я обнаружила, что там не знают слова «магарыч». Ребята предположили, что это редкое растение. И только один школьник постарше уверенно заявил: «Это – алкоголь!» Я рассказала, что «магарыч» – это благодарность авансом или после успешного завершения дела. Одна из тюменских мамочек на это гордо сказала: «А у нас и без этого все делается хорошо!»
– Кто из детских писателей вам нравится больше всех?
– Недавно открыла для себя питерского прозаика Ирину Данилову. Мы с дочкой прочли ее историю «Это не тритон» и были в абсолютном восторге. Год назад прочла замечательную книгу «Сиррекот» москвички Анны Маркиной. До сих пор желаем с дочкой другу перед сном: «Пусть тебе приснятся сиррекотята».
– Почему среди детских писателей мало мужчин? Есть Дмитрий Емец – а кто еще?
– Даже не знаю… Не хотите рискнуть закрыть эту амбразуру? Могу назвать вам еще одного Дмитрия – из лонг-листа премии Левитова, это Дмитрий Шнафетдинов из Тамбовской области, талантливый поэт.
– Сами не пробовали писать детские стихи?
– Нет. Это очень сложно. Куда мне до детских классиков: Маршака, Барто, Чуковского… В книге рассказов современного детского писателя Виктории Татур прочитала ее замечательные стихи. У той же Вики Татур есть шикарная история про слониху – просто бери и снимай мультик! Важно понимать, что у тебя получается лучше, что твое, а что нет.
– Кто выбирает или подсказывает название книги? Насколько оно важно для детского писателя?
– У меня никаких проблем с названиями рассказов и книг не возникает. Они приходят сами собой. К примеру, недавний сборник лирических стихов я назвала «Стихоосетр». Эта рыба просто приплыла в один из текстов и так там и осталась. «Добрые рассказы» – про добрую девочку из села Доброе, так что и тут все логично.
Мне очень повезло с иллюстратором. В Липецке есть областная детская газета «Золотой ключик». Художник Эльвира Овечкина помогла оформить книгу «Добрые рассказы». Я в полном восторге. А редактор этой газеты Софья Милютинская помогла книгу отредактировать, спасибо ей огромное.
– Не пытаетесь заинтересовать своими нешаблонными рассказами для детей крупные издательства?
– А как?
– Я вас правильно понял: прожить детской литературой можно и без книги в крупном издательстве?
– Прожить можно, заработать – не факт. Проблема в том, что писать мы умеем, а продвигать себя – как-то не очень. Посылать самотеком рукописи в издательство в надежде на чудо?.. Я в такое верю слабо. Пытаюсь изменить ситуацию: в этом году организовала Всероссийскую литературную премию им. А.И. Левитова. Пожалуй, конкурсы и премии – единственный шанс быть замеченным. Победители получили не только денежные призы, но и рекомендации к публикациям в толстых литературных журналах. Надеюсь, мы смогли кому-то помочь пробиться.
комментарии(0)