0
5062
Газета Персона Печатная версия

29.07.2020 20:30:00

Нырять в бездну, чтобы увидеть свет

Николай Калиниченко о бумажной книге, молодых поэтах и морских млекопитающих

Тэги: поэзия, проза, фантастика, поколения, конвенты, фестивали, мцыри, филатов фест, бумажная книга, 90е, кашалот

Николай Валерьевич Калиниченко (р. 1980) – поэт, писатель, литературный критик. Руководитель литературной секции «Кашалот» Союза литераторов Российской Федерации. Автор сборников стихотворений «Точка зрения» (2012), «Кашалот» (2013), «Когда он шагнет» (2015), «Московский пират» (2017); фантастического романа «Мустанкеры» (в соавторстве), повестей «Мост из слоновой кости», «Дождь над Ельцом», «Здесь будет сад», «Берег ксеноморфов». Составитель сборников поэзии «Созвездие Кита» (2017), «Созвездие Кита. Орбиты» (2020). Его критические статьи и очерки публиковались в журналах «Если», «Мир фантастики», «Fanтастика». В 2012 году со сборником рассказов «Мост из слоновой кости» вошел в лонг-лист премии «Дебют». Участник жюри фестивалей поэзии «Мцыри», «Филатов Фест», «Чемпионата поэзии им. Маяковского», критик на телепрограмме «Вечерние стихи».

поэзия, проза, фантастика, поколения, конвенты, фестивали, «мцыри», «филатов фест», бумажная книга, 90-е, кашалот Кашалот обитает у поверхности воды, но способен нырять в придонные глубины. Рисунок Николая Калиниченко

Так сложилось, что у Николая Калиниченко две литературные жизни и два круга общения. Более зрелым коллегам он известен как автор фантастических рассказов и повестей, а также литературный критик и регулярный участник конвентов фантастики. Молодые литераторы знают его по поэтическим произведениям и работе с начинающими поэтами. С Николаем КАЛИНИЧЕНКО беседует Элина ЧЕРНЕВА.

– С чего начинался ваш путь в литературу?

– В школе преподаватель русского языка сказала мне, что стихи – это не мое… Вот проза – да, а стихи – нет. Позднее я услышал по секрету от одного серьезного критика, что рассказы мне лучше не писать, зато стихи – обязательно. Еще позже знакомая писательница рекомендовала мне бросить прозу и поэзию ради литературной критики. Мол, вот что тебе дается на самом деле! Поэтому как человек добрый и покладистый я решил заняться всем сразу.

Первой ступенькой в литературу стали конвенты фантастики. Это такие специальные встречи авторов с читателями, на которых все сначала делают вид, что собрались поговорить о делах, но на самом деле очень хотят выпить и поесть шашлыка. Сначала я просто наливал и слушал, не забывая, впрочем, читать фантастику. Потом у меня сложилось свое мнение, которым захотелось поделиться, и я стал писать рецензии, затем статьи, а вскоре расхрабрился на первый рассказ. Ну и понеслось.

– Получается, что стихотворения вы стали писать позднее?

– Нет-нет. Я это делал параллельно с прозой, но всегда – в стол. Читал друзьям, чтобы развлечь их. Многим нравилось. Лет до семнадцати отношение к собственной поэзии у меня было не очень серьезным, поверхностным. Потом постепенно мнение изменилось. Появился интерес к слову. Теперь меня уже просили читать не для смеха, а для души.

– Что привело вас к созданию поэтической секции?

– В 90-е годы молодые поэты были никому не нужны. Скажи во дворе, что ты поэт, и тебя в лучшем случае сочтут дурачком. Вот если ты под гитару песни поешь – другое дело. Поэтов никто не поддерживал. Все были заняты своими проблемами. Складывалось ощущение, что новая поэзия России не нужна. Некоторое время я всерьез считал свое поколение последним. И вот в 2007 году Саша Чистяков приглашает меня поработать мастером на фестивале молодой поэзии «Мцыри». Я сначала отнесся скептически. И тут ко мне на мастер-класс приходят Саша Антипов, Алена Синица, Саша Гусев, Катя Яшникова, еще несколько интересных ребят. Я их слушаю и понимаю, что ошибался. Новое поколение – вот оно, передо мной. И они так же, как я в свое время, нуждаются в поддержке. Дальнейшее было делом техники и доброй воли правления Союза литераторов Дмитрия Цесельчука, Нины Давыдовой, Натальи Рожковой и моего старого друга Евгения Харитонова.

– Неужели в эпоху цифровых технологий и клипового сознания есть молодые люди, которые решили посвятить себя поэзии?

– Оказалось – есть. Причем крайне важно, что это явление не ангажированное. Люди просто ощутили потребность в поэзии. Нужно только обеспечить их творческим лифтом (по аналогии с социальным). Этим мы по мере своих сил и пытаемся заниматься. Важную роль здесь играют фестивали поэзии, такие как «Мцыри» и «Филатов Фест». Охват у них всероссийский, то есть каждый молодой автор в нашей стране может попытать счастья других посмотреть и себя показать. В жюри фестивалей – известные деятели искусства, которым тоже важно было увидеть, что молодая русская поэзия жива. Теперь они знают об этом.

– Чем занимается литературная секция «Кашалот»?

– Мы принимаем участие в российских и международных фестивалях и мероприятиях. Участвуем в Московской книжной ярмарке, Дне города, устраиваем концерты. Команда секции «Кашалот» дважды ездила на гастроли в Эстонию к нашим друзьям, организаторам одного из старейших бардовских фестивалей «Нарвский причал», выступали с концертами в Нарве и в Таллине. Последние два года мы сотрудничаем с Российской государственной библиотекой молодежи и устраиваем на базе библиотеки дискуссионный клуб «Кашалот», где молодые поэты и гости клуба могут обсудить актуальные проблемы культуры и общества. Причем споры разгораются нешуточные. Еще время от времени организуем встречи с различными деятелями культуры. Общаемся свободно в неформальной обстановке.

– Кстати, а почему именно «Кашалот»?

– Это по названию одного из моих стихотворений. Я люблю животных и особенно морских млекопитающих. Часто рисую их. Идея так назвать секцию не моя. Мне ее подсказала Нина Давыдова. Сначала название казалось смешным, даже детским. Потом как-то прижилось. Да и кашалот – животное весьма серьезное. Огромный хищник, способный погружаться в придонную тьму, ниже подводных лодок, и охотиться там на гигантских кальмаров. Но обитает кашалот у поверхности, в водах, пронизанных солнцем. Так и настоящий поэт способен искать ответы в бездне, но в душе тянется к свету. Хорошее название. Менять его не будем.

– В 2017 году вы стали составителем сборника «Созвездие Кита», в 2020 году вышел еще один составленный вами сборник – «Созвездие Кита. Орбиты» (см. стр. 9). Межавторские сборники иногда называют «братскими могилами». Согласны ли вы с этим эпитетом?

– Тут, как и со всеми «клише», придумано, чтобы не думать. Межавторские сборники – это корабли поколений. Это геологический разрез, позволяющий оценить возможности современных поэтов, не пускаясь в долгие исследования. Прочли, нашли интересных для себя авторов и копаете в нужном направлении. Я в свое время знакомился так с европейской фантастикой. Сейчас информационное поле гораздо насыщеннее, чем в 90-х, и захочешь найти поэтов – не найдешь. Так что никакая это не могила, а – спасательный круг для читателей. Кроме того, не стоит забывать, что у антологий есть редколлегия.

– Этот год с самого начала выдался сложным. Скажите, есть ли у вас поэзия «на злобу дня». Часто ли об этом пишут молодые поэты?

– Разумеется, есть. Но я ее не люблю и почти никогда не читаю. Есть еще одно расхожее клише «поэт – рупор эпохи». Я с этим не согласен. Рупор – это аксессуар митингующих. Грубое оружие пропаганды и черно-белого мира. Мне кажется, настоящая поэзия работает на более тонком уровне. Поэт, творящий по принципу «утром – в газете, вечером – в куплете» обрекает себя на творческое выгорание. Что до актуальности, у хорошего автора даже в безобидной любовной истории есть приметы времени.

– Возвращаясь к теме эпохи информации и цифровых технологий. Для чего сегодня нужен бумажный сборник, ведь все можно опубликовать в Сети?

– А ну как электричество отключат? Ну, а если серьезно, то для большинства молодых поэтов бумажная книга по-прежнему значима. Как пойдет дальше – сложно сказать. Мне бы хотелось, чтоб так было. Я вырос с бумажной книгой, и сейчас, когда ее роль в массовой культуре умаляется, она мне еще дороже.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
4296
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
3899
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
2344
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2981

Другие новости