Андрей Коровин, Олег Хлебников и Ольга Медведко на первом Гумилевском вечере, дне рожденья Гумилевского общества. Фото Михаила Пазия
В этом году отмечают 10-летний юбилей Гумилевского общества, которое все эти годы в прямом смысле слова боролось и продолжает бороться за сохранение памяти о судьбе и творчестве Николая Гумилева. О достижениях и проблемах общества Елене СЕМЕНОВОЙ рассказали его создатели – Андрей КОРОВИН и Ольга МЕДВЕДКО.
– Ольга и Андрей, расскажите, пожалуйста, как зародилось Гумилевское общество? Почему вы решили его основать? Кто стоял у истоков?
Ольга Медведко: Идея зародилась давно, о необходимости создания такого общества еще говорил юрист Сергей Павлович Лукницкий, который 20 лет жизни посвятил делу реабилитации Гумилева. Его отец, Павел Николаевич Лукницкий, был другом и секретарем Ахматовой и первым биографом Николая Гумилева. В 1927 году он написал курсовую «Труды и дни Н. Гумилева». Позже эта работа превратилась в книгу, но опубликована она смогла быть только в 2010-м. Лукницкий был собирателем и хранителем самого большого архива Серебряного века – в нем были рукописи Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой и.т.д. Этот уникальный архив был сдан в Пушкинский дом в 1997 году. Благодаря этому архиву вышло полное собрание сочинений Гумилева в восьми томах. Павел Николаевич умер в 1973 году и завещал сыну реабилитировать Гумилева, что Сергей и исполнил. Реабилитация состоялась лишь в 1991-м. Я прожила в семье Лукницких в гражданском браке с Сергеем почти девять лет и всегда помогала ему в деле популяризации жизни и творчества Гумилева. К сожалению, Сергей Павлович скоропостижно умер в 2008 году. Его последние слова были: «Докончи, что я не успел! » Это была огромная потеря. Когда я начинала заниматься делом Гумилева, я поняла, что есть отдельные энтузиасты и группы, которых надо объединить, ведь одной общей организации не было. Дело осложнялось еще и тем, что при всей народной любви к великому поэту ни в Москве, ни в Петербурге нет ни памятника, ни музея Гумилева. Это факт национального позора. На Украине, в Харькове, есть памятник Гумилеву в полный рост скульптора Кочмара, а в России нет. И могилы тоже нет... Даже цветы поэту принести некуда. Вот поэтому мы с Андреем Коровиным и стали инициаторами создания Гумилевского общества. Сегодня наша главная задача – открыть музей «Дом Гумилевых» в Бежецке. Поскольку, несмотря на многочисленные призывы к Министерству культуры, нас никак не поддержали ни морально, ни финансово, мы ведем сбор народных денег на этот проект через интернет.
Андрей Коровин: Для меня Гумилев – больше чем поэт. Я подростком прочитал его маленькую книжечку, вышедшую в 1988 году в библиотеке «Огонька», запоем и почти сразу запомнил наизусть. Потом оказалось, что он родился 3 апреля по старому стилю, а я в этот же день – по новому. Так началось это знакомство, и Гумилев меня привел к акмеистам и поэзии Серебряного века, фактически открыл для меня этот космос. Уже в школе я написал выпускное сочинение на «свободную тему» – о Гумилеве и Ахматовой, а их тогда не то что не проходили, они еще были под неофициальным запретом. Спустя годы с поэтом Александром Переверзиным мы написали сценарий художественного фильма о Гумилеве, который, к сожалению, так и не был экранизирован. А когда в преддверии 125-летия поэта оказалось, что никто в России не собирается отмечать эту дату, я стал искать других поклонников поэта, и нашел, и так начался международный Гумилёвский фестиваль. Очень нам помог тогда замечательный поэт Олег Хлебников.
– В этом году был запланирован 10-й Гумилевский вечер в ЦДЛ в день рожденья поэта. А как вообще родилась традиция проведения Гумилевских вечеров в ЦДЛ?
А.К.: Первый Гумилевский вечер мы провели в большом зале ЦДЛ в Москве в 2011 году. Я помню, что, когда подходил к Дому литераторов, не мог понять, куда идет так много народу – молодые и пожилые, это была буквально река людей. Оказалось, что все шли на наш вечер. Все соскучились по гумилевским стихам, по его живительному слову. Тогда не хватило мест не только в зале и на ступеньках в проходах, тогда люди вообще не могли войти в зал, даже стояли на лестнице – так много было желающих услышать слово поэта. А на мой призыв отметить юбилей поэта в других городах откликнулись люди из самых разных городов и стран – от Америки до Австралии. Юбилейные вечера, посвященные Гумилеву, прошли тогда по всему миру. И мы с Ольгой Медведко поняли, что надо создавать клуб друзей поэта – Гумилевское общество, которое объединит тех, кто сохраняет память о поэте и несет людям его имя и его творчество. Учредительное собрание прошло в Булгаковском доме, где я веду литературный клуб. Наверное, тогда впервые собрались многие гумилевоведы и гумилеволюбы, чтобы поговорить о том, что нам нужно делать. Так мы учредили юридическую организацию – «Гумилевское общество», но в итоге у многих оказалось свое видение того, каким путем нужно идти. Поэтому всю основную работу по-прежнему координируем мы с Ольгой Медведко. А Гумилевское общество – это по-прежнему клуб друзей Николая Гумилева.
О.М.: Да, именно тот первый Гумилевский вечер, о котором рассказал Андрей, мы и считаем днем рожденья Гумилевского общества. На этом вечере его участники приняли обращение к президенту России о необходимости создания музея Николая Гумилева в Бежецке, где находится дом Гумилевых, в котором после революции проживала семья поэта. Под обращением подписались поэты Евгений Евтушенко, Игорь Волгин, Юрий Кублановский, писатели Юрий Поляков и Игорь Золотусский, режиссеры Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, актеры Алексей Баталов, Алла Демидова, Вениамин Смехов, академик РАН Николай Шмелев и многие другие.
– Обычно все ваши вечера тематические. Какие бывали темы вечеров, кто в них участвовал?
О.М.: Ежегодные Гумилевские вечера, приуроченные ко дню рождения поэта, которые вот уже десять лет проводим мы с Андреем Коровиным в Большом зале ЦДЛ в начале апреля, давно стали доброй традицией. Эти вечера просветительские, и вход на них свободный. И на них всегда аншлаг, зачастую люди сидят в проходах. Наши вечера тематические, приурочены к значимым событиям из жизни Гумилева. Напомним о тех вечерах, что мы провели: «Гумилев – основатель Цеха поэтов и акмеизма» (2012), «100 лет африканского путешествия Н. Гумилева» (2013), «Гумилев на войне. 100 лет Первой мировой» (2014), «Гумилев и все-все-все. 100 лет Бродячей собаке» (2015), «Еще не раз вы вспомните меня…130 лет Гумилеву» (2016), «Заблудившийся трамвай Николая Гумилева. 100 лет революции» (2017), «Муза дальних странствий Николая Гумилева» (2018), «Николай Гумилев и издательство «Всемирная литература» (2019).
А.К.: В этих вечерах в ЦДЛ и в других наших мероприятиях совершенно бескорыстно принимали участие артисты: Алексей Баталов, Вениамин Смехов, Александр Филиппенко, Дмитрий Певцов, Валерий Баринов, Сергей Никоненко, Лев Прыгунов, Юрий Назаров, ученые-гумилевоведы Аполлон Давидсон, Евгений Степанов, Юрий Зобнин, Владимир Полушин, Елена Раскина, а также, конечно же, поэты Евгений Рейн, Надежда Кондакова, Олег Хлебников, Марина Кудимова, Вероника Долина, Мария Ватутина, Амарсана Улзытуев, Инна Кабыш, директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) Юрий Чистов, литературоведы Павел Крючков и Сергей Зенкевич, музыканты Андрей Крамаренко, Виктор Попов, Геннадий Пономарев, путешественник Николай Носов, режиссер и писатель Вячеслав Недошивин, режиссер Валерия Приходченко со своими актерами и многие другие.
О.М.: И, конечно, постоянным участником этих вечеров является творческий дуэт «Коровин и Фагот» (поэт Андрей Коровин и музыкант Александр Фагот Александров) при участии актрисы Екатерины Ишимцевой. К нашему великому сожалению, в этом году, по понятным причинам, вечер не может состояться в обычные даты, но мы обязательно проведем его чуть позже.
– Я знаю, что деятельность общества не ограничена вечерами памяти. Есть ведь и Гумилевские фестивали в стране, и ведется большая работа по популяризации творчества поэта в СМИ и интернете. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
О.М.: Мы – организация в прямом смысле общественная, финансирования у нас, к сожалению, на текущий момент вообще нет, вся работа основана на голом энтузиазме наших участников, их пассионарности, любви к Гумилеву и его поэзии. Прежде всего хочется отметить огромную работу Александра Курлова, который еще в 1997 году создал сайт Николая Гумилева gumilev.ru и с тех пор ведет его. У Гумилевского общества есть свой сайт nsgumilev.ru и группы в социальных сетях – на Facebook: «Гумилевское общество» и партнерский проект «Лев Гумилев», а наш Гумилевский фестиваль представлен одноименными группами на Facebook и в сети «ВКонтакте».
Особое внимание Гумилевское общество уделяет работе традиционного Гумилевского фестиваля на Бежецкой земле, где в 2019 году прошел уже 13-й фестиваль. Фестиваль вырос из слепневских молодежных Гумилевских поэтических встреч, которые инициировали местные энтузиасты в 2007 году. Организатором и бессменным руководителем молодежного Гумилевского фестиваля была и остается заместитель председателя Гумилевского общества, отличник народного просвещения Галина Яковлевна Козловская. Начинался фестиваль с небольшого палаточного лагеря, а к 2016 году, когда мы праздновали 130-летие Гумилева, на поляне Слепнево собиралось уже более 100 человек – гости из Твери, Москвы, Петербурга и даже из Франции, Германии, Латвии. Писатель Владимир Полушин разыскал в Молдавии правнучку Гумилева Марину Бондаренко и привез ее на фестиваль. Она впервые побывала в доме своего прадеда и на могиле своей прапрабабушки Анны Ивановны Гумилевой. Слепнево для любителей поэзии – это такое же святое место, как Шахматово Блока или Таруса Цветаевой. Сейчас здесь безлюдные просторы и перелески. А когда-то в Слепневе располагалось имение Львовых-Гумилевых. Сюда в 1911 году Гумилев привез Анну Ахматову, и вплоть до революции они проводили каждое лето в этой усадьбе. В Слепневе ими написаны десятки стихов, здесь прошло детство их сына Левушки. И хотя деревни Слепнево сейчас не существует, она остается местом силы и продолжает жить в пространстве нашей культуры, наполняя нас энергией прошлого и давая заряд на будущее.
В Петербурге ежегодно в рамках фестиваля «Петербургские мосты» проходит литературный поэтический конкурс «Заблудившийся трамвай». В Калининграде каждый октябрь проходит литературный праздник «Гумилевская осень» в тех местах, где в годы Первой мировой войны сражался поэт Николай Гумилев. Мы тесно сотрудничаем с Музеем-квартирой Льва Гумилева в Петербурге. Директор Марина Писаренко и старший сотрудник музея Алексей Бондарев ведут активную просветительскую работу по жизни и творчеству отца и сына Гумилевых. Гумилевская тема постоянно звучит в рамках международного литературного Волошинского фестиваля, который ежегодно проходит в сентябре в Коктебеле и других городах Крыма вот уже 18 лет. Также в Крыму в начале апреля проходит Гумилевский фестиваль «Коктебельская весна».
– А как все же обстоит дело с Музеем Гумилева?
О.М.: Открыть официально музей Гумилева в Бежецке не удалось. Нас никто не поддержал в администрации города, сказав, что уже существует Музей Гумилевых «Дом поэтов» в усадьбе Львовых-Гумилевых в селе Градницы, в 20 км от Бежецка. Тогда в 2012 году я и Галина Козловская решили открыть Народный музей Гумилева в Доме молодежи в Бежецке. Причем экспонаты для него стали дарить люди из разных городов страны: подлинные книги и вещи семьи Гумилевых, карты, документы. Нашими дарителями были академики-африканисты Глеб Старушенко и Аполлон Давидсон, академик Николай Шмелев, краевед Сергей Сенин, писатели Петр Образцов, Евгений Степанов и другие. В Бежецк поехали туристы! Я понимала, что наш «народный музей» – это бомба замедленного действия и когда-нибудь она обязательно рванет. Так и случилось. В 2017 году директора Дома молодежи Галину Козловскую вынудили подать заявление об уходе. Закрылись три музея, созданные молодежным коллективом. Люди в Бежецке, особенно молодежь, вышли на улицу и провели несколько пикетов с лозунгами: «Хватит хоронить культуру», «В ХХ веке убили Гумилева, в ХХI – его музей». Потрясающая команда молодых экскурсоводов, созданная за 5 лет работы, распалась. Ребята разъехались: кто в Питер, кто в Тверь. Разразился грандиозный скандал в Тверской области и в СМИ. Мы с Галиной Яковлевной пошли на прием к советнику президента по культуре Владимиру Толстому. Он вник в драматизм ситуации и написал письмо губернатору Твери с просьбой разобраться и вернуть музей. И вот наконец в июне 2018-го в одном из старинных зданий в центре Бежецка была организована первая официальная экспозиция «Николай Гумилев – поэт, воин, путешественник». Так мы получили хоть какой-то официальный статус. До настоящего музея Гумилева еще далеко, но это уже основа будущего музея в Бежецке с потрясающими подлинными экспонатами семьи Гумилевых и вещей эпохи.
– Какие поэты сегодня, по вашему мнению, наиболее близки поэтике Гумилева?
А.К.: Гумилев создал такую школу, которая не снилась ни символистам, ни футуристам, ни другим «-истам» в русской поэзии. Я считаю, что великого поэта Мандельштама выковал именно Гумилев. Я уже молчу о Георгии Иванове, который прямо называет Николая Степановича своим предвечным собеседником. Гумилевым восхищалась Цветаева. Гумилевым зачитывались, учились, подражали ему Николай Тихонов, Эдуард Багрицкий, Владимир Луговской, десятки, сотни поэтов советской России и русской эмиграции. Стихи Гумилева помогали людям выжить в сталинских лагерях. Стихи Гумилева читали в землянках в Великую Отечественную, они помогали сражаться. Существуют ли сегодня «новые акмеисты»? Да вся современная русская поэзия – это и есть новый акмеизм. В русской поэзии победила школа Гумилева. Пора уже это признать. И лишь жалкие попытки «обамериканить» русскую поэзию недопонятым и филологическим верлибром болтаются где-то с краю.
– Есть ли могила Гумилева? Как вообще обстоит дело с увековечиванием памяти поэта?
О.М.: Эта история достойна отдельной статьи. Существует как минимум пять предположительных мест расстрела, и в каждом из них в день памяти поэта люди приходят и читают стихи Гумилева. Гумилеву бы понравилось это! Но наиболее вероятным местом расстрела считают Ковалевский лес на Ржевском полигоне. Здесь у излучины реки Лубья поставлен огромный крест, а к сосне прибит портрет Николая Гумилева. Туда ежегодно в день расстрела поэта 26 августа приезжают сотни людей, и здесь служится панихида по невинно убиенному поэту. В этот же день в городе Всеволжске под Петербургом ежегодно проходит День памяти поэта вот уже на протяжении 30 лет. Под открытым небом у символичного надгробного камня у реки люди приходят и читают весь день стихи Николая Гумилева. Начинали эту традицию подвижники «Мемориала Гумилева» из Петербурга, сейчас организатор Дней памяти – Ирина Гуреева-Дорошенко.
А.К.: Вообще с Гумилевым в России происходит что-то странное. Вначале его расстреляли непонятно за что. И даже Горький, который его очень ценил, не смог его спасти. Потом 70 лет за его стихи и портреты сажали в лагеря. И в то же время стихи ходили в списках, люди читали их наизусть, переписывали от руки, прятали во время обысков, хранили под угрозой ареста. И в печати иногда даже появлялись его стихи – в институтских хрестоматиях, где-то еще. Говорят, что даже у самого-самого советского поэта Николая Тихонова в его личном, закрытом для всех кабинете висел портрет Гумилева. Чудовищно тяжело шла реабилитация поэта. И вот, наконец, реабилитировали, а архивы опять наглухо закрыли. И вроде бы уже все знают, что Гумилев случайно попал под чистку ЧК, что это была акция устрашения интеллигенции, и вдруг какие-то чиновники публично называют его «террористом». И вот уже у каждого большого поэта Серебряного века есть свой персональный музей, а у некоторых, как, например, у Цветаевой и Ахматовой, и не один, а множество, а у Гумилева до сих пор – нет (только в селе Градницы). Хотя сохранились дома, где он жил, сохранились личные вещи, архивы, есть основа для экспозиции. А музея – нет. Было несколько попыток снять полнометражный фильм или сериал о Гумилеве. Его судьба – это и авантюрный роман, и любовный триллер, и патриотическая поэма, и высокая трагедия. Это не судьба, а подарок для биографов! А кино до сих пор нет. Про памятник вообще молчу! Установка памятника у нас – либо большой бизнес, либо кровавая битва энтузиастов с государством. Нет памятника Гумилеву. В городе Бежецке есть памятник семье Гумилева, но сам поэт представлен в этой композиции лишь в виде бюста. Расстрелять невинного человека – легко, а вот памятник поставить – оказывается, трудно! Господа и дамы, да когда же мы все наконец поймем, что Гумилев – один из символов нашего российского XX века? Поэт, учитель, исследователь, воин, патриот, жертва. Странно, что никому до сих пор не пришла идея его канонизировать.
– В 2021 году будет 135-летие со дня рождения Гумилева и 100-летие со дня его расстрела. Что актуально для вас сейчас? Что планируете провести?
О.М.: Самое актуальное – это открытие музея Гумилева в Бежецке и других городах. Конечно, хотелось бы, чтобы памятник открыли в Петербурге, может быть, в Кронштадте, где он родился. А потом обязательно и в Москве. Но как, на каком языке взывать к чиновникам от культуры, я уже не знаю. Здесь я хочу привести последнее письмо Евгения Евтушенко, адресованное министру культуры Владимиру Мединскому, написанное еще в 2016 году:
«Дорогой Владимир Ростиславович!
Прошу Вас со вниманием отнестись к письму Ольги Медведко, председателя Гумилевского общества, по поводу официального отмечания и празднования 130-й годовщины со дня рождения Николая Гумилева – одного из крупнейших поэтов России. Он ни в чем не виноват перед своей Родиной, и если эта дата не будет отмечена, не только мне, но и многим писателям и читателям придется возложить эту вину на Министерство культуры, чьим прямым долгом это является. Я лично готов подготовить речь и участвовать в торжественном вечере, посвященном памяти Гумилева в Москве. Буду Вам очень признателен вместе со многими писателями и читателями, если Вы поймете назревшую наконец необходимость такого шага.
С уважением, поэт Евгений Евтушенко».
Гумилевское общество получило официальный ответ из Министерства культуры, в котором энтузиастов поблагодарили за активную гражданскую позиции и сообщили, что в связи с сокращением бюджетных денежных средств министерство не имеет возможность оказать финансовую поддержку вышеуказанным проектам, а также посоветовали и в дальнейшем участвовать на конкурсной основе в федеральных целевых программах.
А.К.: Я считаю, что нам предстоит большая работа. Вышли многочисленные биографии поэта. НО: полное собрание сочинений Гумилева в 10 томах почему-то оборвалось на восьмом томе. Гумилевиана до сих пор нуждается в значительном пополнении. Обязательно нужно собрать и издать книгу «Современные поэты – Гумилеву», ведь ему посвящены сотни стихов самых разных современных поэтов. Нужно переиздать сборники гумилевских Цехов Поэтов. Я бы обязательно издал антологию «Ученики Гумилева: от Ахматовой и Мандельштама до наших дней». Считаю, что нужно налаживать тесные культурные связи с родиной духа Гумилева – Абиссинией. Туда в последние годы уже было несколько исследовательских экспедиций. А я считаю, что для каждого поэта, любящего Гумилева, самая высокая честь – это пройти его путем по земле Абиссинии. Можно даже учредить Международную премию Гумилева, где главным призом будет такая экспедиция. Много разных идей есть у нас. Хорошо бы еще найти финансирование для их реализации. А то почему-то не отпускает мысль, что в современной России все спонсоры вымерли, как мамонты. Давайте уже научимся ценить людей, которые составляют славу России. Таких, как поэт Николай Гумилев.
.
комментарии(0)