0
4744
Газета Персона Печатная версия

31.10.2019 00:01:00

Подорвать танк деревянной гранатой

Сергей Самсонов о черпании сил из ничегонеделания и детской безоговорочной вере

Тэги: проза, премии, ясная поляна, украина, шахтеры, донбасс, фсб, дартаньян, рафаэль сабатини, пираты карибского моря, литинститут

Сергей Анатольевич Самсонов (р. 1980) – писатель. Родился в Подольске. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Автор книг «Ноги», «Аномалия Камлаева», «Кислородный предел», «Проводник электричества», «Железная кость», «Соколиный рубеж», «Держаться за землю». Лауреат премий журналов «Знамя» и «Октябрь». Книга «Аномалия Камлаева» входила в шорт‑лист «Национального бестселлера» (2009), роман «Соколиный рубеж» был удостоен премии «Дебют» и вошел в финал «Большой книги – 2017». Произведения переведены на итальянский и английский языки.

39-10-1350350.jpg
Шахтеры – это особая порода людей, которой
свойственны и стоицизм, и фатализм, и
пренебрежение к смерти. Николай Касаткин.
Шахтер-тягольщик. 1894.
Киевский национальный музей русского
искусства

Недавно наградили лауреатов литературной премии «Ясная Поляна». Победителем в главной номинации «Современная русская проза» стал Сергей Самсонов за роман «Держаться за землю». О сострадании к творцам и жертвам украинской катастрофы, об особой породе людей, о синхронном переводчике с замысла на русский язык и кутеже с продажными женщинами с Сергеем САМСОНОВЫМ побеседовала Марианна ВЛАСОВА.

– Сергей, в вашей речи после награждения вы были кратки: «Я слушал все, что говорили о моем романе, и у меня было такое ощущение, что все сказанное не имеет отношения ни ко мне, ни к этой книге». Сейчас, по прошествии недолгого времени, как бы вы прокомментировали свою победу? Почему роман пришелся по вкусу всем членам жюри?

– Я и тогда сказал, и сейчас могу повторить, что все соположения этой книжки с какими‑то классическими образцами представляются мне чрезмерными и незаслуженными. Ну, это как если бы курсанта летного училища поздравили с выходом в космос или с полетом на Луну, в то время как он всего лишь прошел испытание на центрифуге, да и то после этого имел «бледный вид и кривые ноги». Я не берусь судить о выборе жюри. Насколько мне известно, подобного рода решения редко бывают единодушными, и окончательный вердикт – это, как правило, результат компромисса. Полагаю, что движущей силой моего сочинения была эмпатия или, проще говоря, сострадание к творцам и жертвам украинской катастрофы, и для жюри это оказалось одним из ключевых условий.

– Заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов сказал про ваш роман, что это настоящая классическая проза, которая отвечает на наши вопросы и делает нас лучше. Когда вы начинали писать эту книгу, вы думали об этом? С чего, собственно, начался роман?

– «Возьму‑ка я и напишу настоящую классическую прозу»? Нет, этого я не думал. Все началось, мне кажется, со слов «начальника Донбасса» Александра Захарченко: «У нас совсем другое отношение к смерти... Каждый день я спускался в шахту, а брат – поднимался... Мы все понимаем, что можем спустившегося больше никогда не увидеть... Мы становимся сильнее оттого, что постоянно готовимся к тому, что кто‑то из нас не вернется». Тогда‑то я и заподозрил, что шахтеры – это особая порода, которой свойственны и стоицизм, и фатализм, и пренебрежение к смерти, и в то же время знание цены человеческой жизни, каждого дня, каждой минуты. Я далек от того, чтоб шахтеров идеализировать, но все же склонен полагать, что у многих уроженцев Донбасса особенная связь с родной землей, со своими дедами и прадедами, которую эту землю мучительно трудно осваивали. «С чего начинается Родина» – была такая песня, так вот для них она начинается на глубине 500 метров от поверхности земли, то есть там, где никакого человека в известном смысле вообще быть не должно.

– Почему вас заинтересовала эта тема? Насколько вы увлечены политикой?

– Этим‑то и заинтересовала. Особой породой людей в исключительных обстоятельствах – под гнетом горя и беды. Любая война, тем более гражданская, нелепая вдвойне, всегда обращает нас ко все тому же лермонтовскому вопросу: «Но беспрестанно и напрасно/ Один враждует он – зачем?» Я политикой увлечен настолько, насколько она сказывается на моем рядовом, «массовом» современнике и соотечественнике, насколько она его «расчеловечивает», унижает, оскорбляет, ожесточает и подталкивает его к той самой войне. Я бы хотел не увлекаться ею вовсе, но пока не получается.

– Насколько мне известно, вы не были в Донбассе. Каково это – писать о том, о чем знаешь только из СМИ или со слов очевидцев? Из чего складывалась книга, на что вы опирались?

– На отчеты международных правозащитных организаций, на интервью с бойцами воюющих сторон и с мирными жителями в зоне АТО. Но книга, конечно, складывалась исключительно из моего стихийного «ватничества» и сервильности по отношению к правящему российскому режиму. Так что писалось мне очень легко – в комфорте, в безопасности и с перспективой присвоения внеочередного звания майора ФСБ.

– Почему читатель должен прочитать ваш роман «Держаться за землю»?

– Читатель никому ничего не должен. Любой роман сам по себе – единственная причина читать его или не читать.

– Расскажите немного о ваших предыдущих романах. Я лично читала «Аномалию Камлаева» о выдающемся андеграундном композиторе, и мне понравилось. А «Ноги», «Кислородный предел», «Проводник электричества», «Железная кость»? Хочется понимать, как вы шли к победе в «Ясной поляне».

– Если я начну рассказывать о каждой из этих книжек в отдельности, то никакого времени не хватит. Они все очень разные и стилистически, и тематически. Но главное, что их объединяет, – «экзотичность» профессии главного героя: музыкант, врач, футболист, очень крупный предприниматель, летчик. Меня всегда занимала тайна человеческого самоосуществления – предназначенности человека для того или иного ремесла: как человек становится тем, кто он есть, и почему не может стать никем другим больше. Никаким хождением к победе я, разумеется, не занимался, и если и иду к каким‑то «достижениям», то это к власти над читателем, который в идеале должен быть гипнотизирован сочиненной реальностью.

– А как вообще в ваше поле зрения попадают те или иные герои?

– Герой для меня всегда начинается с ремесла. Я спрашиваю себя: «Про кого? Чем он будет заниматься?» И сегодня мне интересен Майлз Дэвис, а завтра – Александр Покрышкин, а послезавтра – вот шахтер, на которого давят 300 метров породы. Исключительность литературы еще и в том, что она дает автору и, главное, читателю возможность прожить еще одну, чужую, жизнь, не менее или даже более достоверную, чем твоя собственная.

– Как вы считаете, каких книг нам не хватает? Какие темы, на ваш взгляд, не охвачены?

– Во‑первых, я не знаю, кто такие «мы». Мне не хватает книг, которые бы возвращали меня в детство – вернее, к детскому восприятию книги, когда ты не думаешь, как написана книга и что в ней похоже на правду, что нет, а безоговорочно веришь всему – как окружающей тебя реальности, как в ранние года ты верил в непобедимость д`Артаньяна и неандертальцев из книжки «Борьба за огонь». Отчасти это проблема зрелого читательского восприятия, когда искушенность мешает, отчасти – слабость автора, которому недостает художественной силы убеждения.

Что касается тем, то у нас прямо целые «области» выпадают. Вот мы уже 20 лет живем в «эре капитализма», а сколько у нас книг об этом самом «капитале» – о «хозяевах» и «работниках», о деньгах и о том, что деньги делают с человеком, о нефтяной добыче и пивоваренных заводах? Или вот современная школа, современный ребенок – кто он, человек или андроид‑мутант, – об этом что‑нибудь написано?

– Сможете ли вы назвать пять имен современных прозаиков, которых вы с удовольствием читаете? Кого любите из классиков?

– Могу назвать больше. Терехов, Иличевский, Славникова, Алексей Иванов, Прилепин, Сенчин, Рубанов, Геласимов... Конечно, градус удовольствия – от книги к книге и от автора к автору – разный, в диапазоне от «я тоже так хочу, но не могу» до «уважаю», но, в сущности, да, с удовольствием. Из иноязычных – Кормак Маккарти, но это вообще динозавр, таких больше нет и в ближайшем обозримом будущем не ожидается. А классики вон все на полках – любого бери, не ошибешься.

– Как вы вообще относитесь к премиям? Важны ли они, на ваш взгляд?

– Что тут скажешь? Премии – это едва ли не единственный «внерыночный» инструмент установления литературных иерархий. О ежегодных результатах можно спорить, конечно, хотя, на мой взгляд, это совершенно бессмысленно. Во‑первых, время все расставит по своим местам, как ни банально это звучит. Во‑вторых, и время‑то давно уже отправляет практически все книжки на утилизацию – примерно с той же скоростью, с какой и айфоны прошлогодних моделей.

– Поделитесь, как вы начали писать. Когда вы поняли, что это ваше? Поддерживали ли родные и близкие? Как вы решили поступать в Литинститут?

– Да что тут понимать? «Дорогою свободной/ Иди, куда влечет тебя свободный ум». Лет в 11, кажется, я взял стопку бумаги формата А4 и стал писать роман. Под сильным влиянием Рафаэля Сабатини «Пираты Карибского моря». А родные и близкие поддерживали бы меня, даже если бы я съел человека. То есть из дома бы, наверное, все равно не прогнали – а какая еще поддержка нужна? В Литинститут же я намерился поступать, как только узнал о его существовании. О нем часто говорили в программе «Графоман» Александра Шаталова.

– Вашим мастером был Сергей Есин. Много ли дал вам этот период? Чем была интересна учеба в этом желтом двухэтажном особняке?

– Это была моя молодость – об этом времени нельзя вспоминать иначе, чем с благодарностью и ностальгией. Это был период игры в «настоящего писателя». Все дети играют всерьез. Они верят, что деревянной гранатой можно подорвать железный танк, а худо‑бедно зная русскую грамоту – войти в историю мировой литературы. Все мои товарищи по семинару замахивались на вечность – по крайней мере те, с кем я был особенно близок. И Сергей Николаевич поощрял эту нашу щенячью напыщенность и сатанинскую гордыню. Мне кажется, он сам сохранял в себе детскую тягу к игре и даже возвращался вместе с нами в свои мечтательные ранние года, и это давало нам – по крайней мере мне – ни с чем не сравнимое чувство свободы и даже как бы собственного всемогущества. А это чувство и делает молодость молодостью. Я в некотором смысле до сих пор играю – и за Сергея Николаевича тоже.

– Я знаю, что вы быстро пишете. Откуда вы черпаете силы? Как отвлекаетесь? Какое занятие, помимо литературы, вам по душе?

– Да нет, давно уже не быстро, а очень даже медленно. И чем дальше, тем медленнее. Это раньше я все делал быстро. Когда служил в издательстве, все делал урывками, одним глазом смотрел на монитор, а другим – на дверь: не идет ли начальство. Меня, в общем‑то, изгнали с работы за то, за что теперь вот издают. Больше всего мне по душе – ничего не делать, и силы я черпаю из ничегонеделания. Мне бы хотелось, чтобы книжки писались сами, чтобы в башке у меня был установлен синхронный переводчик с замысла на русский язык.

– Как собираетесь распорядиться выигрышем?

– Значит, часть средств я собираюсь обменять на золото, сложить его в трехлитровую банку и закопать у себя на дачном участке, остальное же спустить на кутеж с продажными женщинами под песню «Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем». Мне кажется, все люди распоряжаются деньгами примерно одинаково: решают, сколько им потратить на себя, а сколько на ближнего своего. Как правило, это разделение по принципу: «Все – мне, а остальное – на эсэмэску со словом «добро». Хотя возможны варианты. Ну вот и посмотрим.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1166
Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Наталья Приходко

День достоинства и свободы в Киеве отметили указом о лишении госнаград из-за инакомыслия

0
894
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
1579
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1846

Другие новости