Дендизм – личностная, умная история
человека, который не хочет быть серым в мире. Казимир Малевич. Супрематическое построение цвета. 1928–1929. Русский музей |
– Владимир Олегович, вы окончательно ушли из политики в культуру или продолжаете заниматься общественно-политическими проектами?
– Действительно, в политике я уже давно поставил точку. Мне кажется, в нынешних условиях заниматься культурой гораздо интереснее. Культура в любом случае оказывает влияние на сознание людей. Влияя на тонкую эмоциональную сферу, культура помогает донести до людей ценности и идеи гораздо эффективнее, чем политика. К тому же культура является одной из самых осмысленных сфер. Я совмещаю ее с общественной и общественно-экологической деятельностью. Сфера культуры всегда являлась важнейшей для меня. В Государственной думе я был заместителем председателя комитета по культуре, потом делал проекты, связанные с культурой. Я действительно поставил точку в своей политической карьере и решил сконцентрироваться на общественной деятельности.
– Православный христианин, денди, вегетарианец, писатель, яркий чиновник – это все о вас. Это часть какого-то имиджа, хорошо проработанная стратегия или вы такой и есть?
– Я бы сравнил себя с многоголовым драконом, головы которого мирно сосуществуют друг с другом. Одна «голова» – это литература, писательство и культура. Это то, к чему лежит моя душа. Наверное, если бы я был абсолютно свободен, я все свободное время посвящал только этому. Вторая «голова» – это экология. Экологический стиль жизни для меня – это прежде всего вопрос этики. Отношение человека к окружающему миру, к природе и животным. Через этический принцип я пришел к вегетарианству. Я считаю, что человек, который делает шаг на ступеньку в своем развитии, не может не быть вегетарианцем. С точки зрения этики и эстетики однажды во мне что-то переключилось, и я понял, что некоторые продукты просто больше не могу употреблять в пищу. Эстетика стала моей новой «головой». Вы назвали меня денди и ярким политиком. Дендизм все равно остается для меня одной из «голов». Дендизм – не одежда и не мода, а самовыражение. Дендизм – личностная, умная история самоощущения человека, который не хочет быть серым в мире, пытающемся заставить всех быть серой массой. Дендизм – это эстетизм, собственное позиционирование и аристократизм. Об этом моя любимая и самая главная книга – о дендизме как противоположности гламуру. Не знаю, существуют ли денди-вегетарианцы, но мне кажется, что эти вещи взаимосвязаны. И наконец, вы назвали меня православным христианином. Это самое главное. Я не всегда был глубоко православным. Это был очень личностный и сложный жизненный процесс. Христианство никак не противоречит дендизму и экологии. Поэтому свою принадлежность к православию из всего, о чем мы говорили, я бы поставил на первое место, а дальше – экологию, культуру, вегетарианство и дендизм.
– Ваша библиотека недавно подвела итоги конкурса среди молодых писателей. Можете отметить какие-то самые яркие работы? И вообще, можете ли выделить какие-то основные тренды в прозе и поэзии молодых авторов?
– Наш проект называется «Социальные лифты для молодых писателей». Когда мы его задумывали, то поначалу просто хотели создать новую площадку, на которой молодые авторы могли бы как-то представлять себя, свои тексты. Даже запустили пилотный проект, специально для поэтов – марафон молодых поэтов «ДА». Марафон оправдал себя, стал интересным для зрителей и теперь действует на регулярной основе. Сейчас мы стараемся организовать его прямые трансляции в Интернете. А вот что касается прозы, публицистики и других жанров, то здесь все сложнее. Ну не устраивать же еще одни литературные чтения! И поэтому мы решили, что лучшим вариантом будет организовать конкурс. Так и появился конкурс «Молодые писатели: Россия, XXI век». Мы особо ничего не рекламировали, не организовывали «заказные» публикации в прессе. О конкурсе сообщили несколько дружественных сайтов. И вот случилось неожиданное. Никому не известная площадка получила более 300 заявок, причем тексты присылались со всего русскоязычного пространства. Мы сразу решили, что читать работы должны очень опытные рецензенты, поэтому и предложили возглавить жюри известному прозаику Евгению Попову. Он много сил уделяет работе с молодыми писателями, постоянно ездит по стране, ведет мастер-классы. Кстати, он прочитал более 50 работ и на все написал рецензии.
Что касается открытий, то пока у нас прошел только первый этап, мы составили лонг-лист из 50 авторов, а основная работа еще впереди. Поэтому я бы пока не стал особо выделять никого, ну, может быть, назову только одно имя, которое для меня уже кажется бесспорным. Это молодой прозаик Евгения Декина, кемеровчанка, недавно переехавшая в Москву. Родилась в шахтерском городе Прокопьевске, окончила ВГИК, много раз участвовала в знаменитых форумах молодых писателей «Липки». По-моему, она одна из самых ярких представительниц своего поколения в литературе, обладающая уникальным видением мира. Это заметно по представленным на конкурс рассказам. Описывая жуткий мир социальных низов российской глубинки, Женя Декина не пытается быть прокурором или судьей, а, наоборот, ищет – и находит! – лучшее в этих людях. Вот это настоящий, а не показной гуманизм. Может быть, отчасти и чернуха, но не нагнетаемая искусственно, ради большей яркости картины... Но, повторяю, конкурс еще далеко не закончен, и я уверен, что мы сможем открыть новые имена писателей и помочь им войти в большую литературу.
– Делать из библиотек культурно-досуговые учреждения, по вашему мнению, – это правильно? Как-то вы говорили в одном из своих интервью, что намерены вернуть в библиотеки «работу со словом»...
– Безусловно, библиотека должна быть не просто местом для чтения, а культурным центром. У нас проходят замечательные выставки и концерты. Сейчас, например, открылась выставка живописи и графики великого модельера Вячеслава Зайцева. Можно сказать, что мы ведем активную выставочно-галерейную деятельность, но при этом понимаем, что библиотеки – это прежде всего Слово, литература и писатель. Задача «работы со словом» подразумевает, что библиотека станет не просто читальным залом. Дальнейшая задача, которую мы реализуем в контексте становления культурной площадки, – сделать Библиотеку им. Боголюбова одним из самых востребованных литературных центров, местом притяжения писателей: уже состоявшихся и молодых, с литературными вечерами и презентациями книг. Раз в месяц у нас проходит марафон молодых поэтов «ДА», на который мы приглашаем известных поэтов как менторов. Они открывают марафон, а потом слушают молодых поэтов. Мы реализуем большой проект по созданию социального лифта для молодых писателей с общероссийским конкурсом, о котором мы уже говорили вначале. Наша библиотека открыта для всего писательского сообщества. Таким образом мы пытаемся стать новым «литературным домом» для нашей писательской среды.
– Недавно вы запустили сайт «Библио ТВ». Он, судя по названию, будет про литературу. Чем он будет отличаться от сотни подобных ресурсов?
– Мы планировали «Библио ТВ» не просто как литературный сайт. Все началось с того, что мы создали интернет-телевидение, YouTube-канал «Библио ТВ». Мы активно создаем видеоконтент о литературной жизни Москвы и страны в целом. Мы говорим об известных писателях нашей страны. Основное отличие портала «Библио ТВ» – наличие в нем видеоконтента. Уже сделали более сорока бесед-интервью с такими писателями, как Евгений Попов, Игорь Волгин, Борис Евсеев, Марина Кудимова, с литературными критиками Львом Аннинским, Игорем Золотусским, Евгением Сидоровым. Нашими гостями были Михаил Веллер и Владимир Вишневский, Юрий Кублановский и Олеся Николаева и еще многие авторы, которых знают и любят миллионы российских читателей. Основное отличие литературного портала «Библио ТВ» в том, что мы не воспринимаем его как интернет-телевидение. Мы воспринимаем его как проект, который должен объединить писателей, библиотеки и толстые литературные журналы, а возможно, и небольшие книжные издательства. На этом портале предусмотрены отдельные рубрики о литературной жизни библиотек с их афишами, отдельный раздел с анонсами известных литературных журналов и большой раздел, посвященный новым именам в литературе. Наша идея заключается в создании единой коммуникационной площадки, которая дала бы возможность упростить взаимоотношения молодых писателей с толстыми литературными журналами. Многие молодые авторы боятся обратиться в литературный журнал, потому что считают, что их не опубликуют. Литературные журналы нуждаются в объединении с библиотечной сетью, потому что вопрос подписки для них – вопрос выживания. Литературные журналы сейчас находятся в сложном положении, есть риск прекращения их печатных версий. А ведь это – гордость нашей культуры! Поэтому мы предлагаем в качестве одного из вариантов помощи «литературным толстякам» налаживание сотрудничества с библиотечными сетями, которые гарантируют потенциальных подписчиков. Возможно, это поможет выжить нашим литературным журналам. Мы пытаемся сделать этот сайт именно коммуникационным центром, зрительной составляющей которого будут видеосюжеты «Библио ТВ».
– Есть ли у вас планы посвятить себя литературе, написать книгу мемуаров? Ведь у вас такая интересная биография.
– Я побаиваюсь книг мемуаров, хотя еще десять лет назад взялся за подобную книгу – по итогам работы в Государственной думе – и даже написал ее примерно наполовину. Но вскоре понял, что мемуары – вещь, которую хочется менять постоянно. Каждые полгода я ее переписывал и переставлял акценты, потому что собственные оценки событий со временем меняются. Основная сложность в написании мемуаров состоит в соблюдении тонкой грани: книга не должна быть сиюминутной. Мемуары – вещь, которую по большому счету нужно писать уже состоявшимся человеком, подытоживая свою деятельность. А возможно, лучше мемуары вообще не писать, а составлять из своих разных книг книгу своей жизни. Одна из моих книг про дендизм – важный пройденный этап, который остался для меня приятным воспоминанием. Наверное, из подобных этапов и подобных книг и должна складываться биография человека. Оскар Уайльд говорил: «В свои произведения я вложил свой талант, а свой гений я вложил в свою жизнь». Мне кажется, каждый творческий человек должен жить по этому принципу.
комментарии(0)