0
4757
Газета Персона Печатная версия

16.08.2018 00:01:00

Сценарист сновидений

Андрей Сен-Сеньков о выращивании текстов-жемчужин и нежной книге PorNobody

Тэги: facebook, поэзия, музыка, контрабас, басгитара, китай, сноб, кошки, африка, маски, жемчуг, толстой, серебряный век, сны, сценарии, джаз, винил, вавилон

Андрей Валерьевич Сен-Сеньков (р. 1968) – поэт, прозаик, переводчик. Родился в Таджикистане. Окончил Ярославскую медицинскую академию. С 2002 года живет в Москве. Работает врачом. Публиковался в журналах «Новое литературное обозрение», «Воздух», «Арион», «Волга», «Урал» и др. Трижды входил в Шорт-лист премии Андрея Белого (2006, 2008, 2012), дипломант премии «Московский счет» (2007, 2011), лауреат II Тургеневского фестиваля малой прозы (2006). В 2015 году книга Anatomical Theater получила премию американского ПЕН-клуба как лучшая переводная поэтическая книга года. Автор многочисленных книг, включающих стихи, лирическую прозу и визуальную поэзию. В 2018 году вышла его книга избранного «Стихотворения, красивые в профиль».

facebook, поэзия, музыка, контрабас, бас-гитара, китай, «сноб», кошки, африка, маски, жемчуг, толстой, серебряный век, сны, сценарии, джаз, винил, вавилон Главное, удивить в неожиданном месте – и чтобы все вспыхнуло, засверкало, не сгорело. Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика». 2005

В творческой натуре Андрея Сен-Сенькова есть черты человека Возрождения. Легко представить, как он жил бы в другую эпоху и занимался бы видом искусства, не связанным с текстом. Его новая книга «Стихотворения, красивые в профиль» не врет читателям, ибо и сам автор – красивый в профиль. В тексте он использует старомодную метафору, но это не просто те джинсы, которые в моде всегда, но бренд, интеллектуальный лакшери-класс. О новой книге и книге, которую боятся печатать типографии, с Андреем СЕН-СЕНЬКОВЫМ поговорил Владимир КОРКУНОВ.


– Андрей Валерьевич, поздравляю с выходом избранного. Расскажите немного о книге: как она сложилась, какой путь прошла до принта?

– Спасибо! Давайте я сначала лучше расскажу о названии. Где-то за полгода до сдачи рукописи в «Новое литературное обозрение» ко мне обратился филолог Михаил Павловец и спросил, правда ли, что у меня есть визуальный текст, называющийся «Стихотворение, красивое в профиль». Я что-то смутно помнил, но пришлось совершить маленькое путешествие в прошлое, чтобы убедиться, да, есть. Написан он году в 1992-м… Так вот. Стихотворение мне кажется до сих пор вполне симпатичным. Чтобы увековечить интерес ко мне научной среды в лице Павловца и чтобы было о чем рассказывать потом во всяких интервью, я немного видоизменил название стихотворения и превратил в название книги. Там очень мало стихотворений из 90-х, чуть больше из нулевых, львиная доля – это 10-е годы. Есть циклы стихотворений, есть фрагменты циклов, есть совсем отдельные стихотворения, визуальная поэзия...

– Избранное получилось слишком избранным с учетом множества вышедших ранее книг. Издательство ограничило объем 192 страницами или внутренний цензор постарался?

– Было с точностью до наоборот. Я прислал страниц 100 сначала. То есть вот только то, за что и жить, и выпить, и умереть не стыдно. Но сказали – мало. Пришлось по бумажным сусекам скрести. А было бы красиво – тоненькая книга избранного, говорящая о потрясающей скромности автора. А изначально даже другая идея была: в Facebook повесить пост с вопросом друзьям: ну, чего печатать будем? Интересно вот сейчас, насколько бы отличалась та вымышленная книга от этой реальной.

– Вы были одним из тех, кто «строил» «Вавилон» в начале 1990-х. И если тогда (вспоминают очевидцы) Союз молодых литераторов бросил вызов официальной занудно первобытной поэзии, то сейчас экс-вавилонцы и примкнувшие к ним молодые поэты – самая авторитетная группа в нашей поэзии. Получается, башню все же достроили?

– Ну, нет. Я к отцам-основателям не принадлежу. Просто печатался там часто (в половине, наверно, номеров). Вызова тоже чего-то не помню… В прошлом году подарил другу первый номер «Вавилона», перед этим его перечитав. Вы знаете, львиная доля текстов вполне жизнеспособна и куда более интересна, чем большинство журналов сегодняшнего дня. А башню мы и не строили. Там не Вавилонская башня имелась в виду, а строчка песни про Вавилон Гребенщикова. Что-то такое: «Вавилон – город как город,/ Печалиться об этом не след./ Если ты идешь, то мы идем в одну сторону –/ другой стороны просто нет».

– А вспомните об атмосфере тех лет. Было больше драйва?

– Ну, нам же по 20 было! Конечно, драйв, как же без него! В любую эпоху это свойство талантливых, красивых и юных. Хотя все мы знаем, что Диму Кузьмина этот драйв и не покидал никогда.

– А у вас? Хулиганства-то и сейчас в ваших стихах немало, вспомнить ту же PorNobody.

– Какое же это хулиганство? Нежная выдающаяся книга, которую мы с художником из Израиля Светланой Дорошевой написали-нарисовали и которую боятся печатать не то что издательства, а просто типографии. Серьезно. Вот была история с Китаем, где лучшая сейчас полиграфия в мире. Испугались штрафов и лишения лицензии. В других странах – то же самое. Притом что желающих ее купить немереное количество. На сайте «Сноба», где ее опубликовали в электронном виде, что-то за 20 тысяч просмотров.

– А кошка, которая у вас живет, – та самая мышка, которая из книжки? Или это чисто художественный гибрид?

– Жила. 17 лет с нами прожила и умерла в глубокой старости. В этой детской книге сказок все персонажи с кого-либо списаны. Паучок Павлик – мой сын, девочка Надя – его тогдашняя подружка и т.д. Сейчас другая кошка живет. Зовут Тесла. Чтобы ей не обидно было – про нее тоже сказку написал. Пока не могу найти издательство.

– Думаю, что вы еще и коллекционируете что-нибудь необычное…

– Да самое обычное. Джазовые виниловые пластинки, африканские маски. Коллекции очень скромные. В последнее время вообще коллекционирование заморожено. Все пожирает музыка. Ужасно дорого заниматься музыкой. Одни струны для контрабаса стоят около 15 тысяч рублей, дорогие ноты, альбомы Play along…

– А на чьем инструменте из великих гитаристов хотели бы сыграть?

– Я не гитарист. Я на контрабасе играю. Ну, как играю… Учусь играть. Тут можно перечислять просто десятками имена – Дейв Холланд, Рон Картер, Рэй Браун, Пол Чемберс… А из современных, вот, может, знаете, группу GoGo Penguin? Там басист у них Nick Blacka. Вот совсем мне крышу сносит от его игры на свежем, четвертом, альбоме группы.

– Не знал, буду слушать. А кто живее: Цой или Моррисон?

– Боуи.

– Барт говорил о поэзии как о последней возможности спасения доживающей свое литературы. (Я бы добавил синкретические припарки.) Если бы книжка с пустыми страницами пришла к вам на прием, вы бы тот же рецепт выписали?

– Я вот никогда этим не болел. Спасать литературу, человечество, язык… Скучно все это. Когда-то казалось, что спасаю себя. Но и это не так. Мне вообще часто кажется, что я занимаюсь поэзией только потому, что не существует того вида искусства, где я был бы на месте. Это как если бы Робби Мюллер родился в XVI веке. Был бы, наверно, неплохим художником, но кинооператором Deadman (фильм режиссера Джима Джармуша «Мертвец» - прим. «НГ-EL») он стать не смог бы по понятным причинам. Кому-то я уже говорил, что из меня получился бы, возможно, хороший сценарист сновидений. Умею я вот это, удивить в неожиданном месте – и чтобы все вспыхнуло, засверкало, не сгорело. Как во сне.

– Образ вы «разымаете», как заправский анатом, да. И ведь редкий ваш текст удается дочитать до середины и не встретить ни одной метаморфозы. Вы показываете предметы с необычных, казалось бы, невозможных ракурсов и заставляете видеть это читателя. Расскажите о вашем методе письма…

– Это похоже на выращивание жемчужин. Попадает песчинка-пылинка, и нужно только создать правильные условия, чтобы она покрылась перламутром. Иногда это 10 минут, иногда несколько лет. А метафора – просто любимый инструмент, такая бас-гитара Rickenbacker-4001 1973 года. Можно и другое использовать, но чем лучше владеешь, на том и стараешься играть.

– А как поэт под чьим влиянием вы формировались? У петербуржцев хочется спросить про местную неподцензурную поэзию и петербургский текст, у москвичей свой локальный иконостас, а у человека, родившегося в Душанбе, простите, пасую.

– Литература далеко не главное, что на меня влияло. Прочитал я, конечно, много, даже чересчур, иногда кажется…. Но короткометражки Гая Мэддина мне дали больше, чем весь Серебряный век, а любая пластинка позднего Колтрейна важней, чем любой роман Толстого. А если показывать сегодняшний иконостас, то там мало будет очевидных для большинства писателей. Джеймс Парди, Чарльз Симик, Гай Давенпорт, Рон Паджетт…

– Соберите анамнез на сегодняшнего «жизнеспособного» поэта – какими качествами он должен обладать, чтобы его было интересно читать вам, например?

– Ключевое слово, да, интересно. Я должен увидеть что-то новое, свежее, яркое. Сейчас только социальная поэзия показывает что-то подобное.

– Социальная – в смысле «актуальная», которая на повестке языка, или та, что на повестке дня?

– На повестке дня. Работы с языком я что-то давно не встречал, такого, что изменило бы мое представление о слове или запятой.

– С книги начали, книгой и закончим. Приведите одно из стихотворений, которое особенно красиво в профиль.

–  Пусть будет такое:

Cross road blues


роберт джонсон

на пересечении шестьдесят первой 

и сорок девятой

продает душу дьяволу

чтобы от звука его гитары

женщины увлажнялись

как камешки у берегов миссисипи


долго торгуются

обязательные бумаги в двух экземплярах

попсовая подпись кровью

дьяволу просто скучно со всеми 

этими паганини

он развлекается и тянет время


потом возвращается в мотель

меланхолично сжигает бумаги

закуривает

наливает стаканчик бурбона

закрывает глаза

и слушает

как камешки у берегов миссисипи

высыхают


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
3851
Доброе кино в стиле советской эпохи

Доброе кино в стиле советской эпохи

Вера Цветкова

Вышла премьера еще одного музыкального сериала – «ВИА «Васильки»

0
2923
Габон пересмотрит отношения с Францией

Габон пересмотрит отношения с Францией

Юрий Сигов

У России может появиться новый друг в Западной Африке

0
3200
Любовь и судьба в спектаклях «Волга Оперы»

Любовь и судьба в спектаклях «Волга Оперы»

Георгий Ковалевский

Постановки на музыку Рахманинова и Калинникова показали на ежегодном фестивале балета

0
2893

Другие новости