0
4011
Газета Персона Интернет-версия

13.04.2017 00:01:00

Не юмор и барабанный бой

Тэги: искусство, литературные премии, россия, деревня, сериалы, идиот, министры, проза, псков, ярославль, оренбург


искусство, литературные премии, россия, деревня, сериалы, «идиот», министры, проза, псков, ярославль, оренбург Никому из лауреатов и в голову не пришло спросить: а кто судьи? Фото Дениса Тихомирова

В апреле вручили Горьковскую литературную премию – 2017. Премия вручается с 2005 года. Цель ее – поддержка авторов, в чьих произведениях на основе лучших традиций русской классической литературы и высокого уровня владения языком с наибольшей полнотой и художественностью отражены процессы в стране и обществе. В этом году организаторы сделали упор на жизнеутверждающие произведения, восполняющие литературный дефицит светлых эмоций. О необычном устройстве и установках премии со Львом ПИРОГОВЫМ поговорила Елена СЕМЕНОВА.

– Лев Васильевич, в своем интервью на сайте Года литературы вы сказали, что Горьковская литературная премия продвигает литературу, которая «не пыжится, что она великое искусство». А есть ли у вас примеры такой «пыжащейся литературы»?

– Ну, вот я сейчас назову какое-нибудь произведение, а вам, допустим, оно нравится. Во-первых, вас это расстроит, нехорошо. А во-вторых, вы поймете, что я дурак, говорить со мной не о чем, и мое интервью не состоится. Нет уж, давайте следующий вопрос.

– Было заявлено, что особенность премии этого года – реалистическая добрая проза о простых людях без «самоуничижений», без «все пропало и все спились». А если серьезно, по результатам оценки, много ли сейчас авторов в России пишут таковую?

– Если серьезно и по результатам оценки, то много. Я и сам не ожидал, что так много. Видимо, пишущие люди сами находят утешение в том, чтобы проживать в тексте светлые стороны жизни. Тут надо уточнить, что значит «светлые стороны». Имеется в виду не юмор и барабанный бой, а произведения, которые не оставляют после себя гнетущего, отчаянного чувства. Такие, что прочитал – и жить хочется.

– Нет ли в случае с «реалистической доброй прозой» риска сбиться на пресность, приукрашивание. К тому же литература без привкуса зла может оказаться чем-то недоделанным, кастрированным?

– Не волнуйтесь, не нужно прикладывать никаких усилий для того, чтобы у литературы не отсох привкус зла. Усилия нужно прикладывать к тому, чтобы он из штанов не вывалился. Вот, например, в рассказе одного из наших дипломантов речь идет о том, как на деревенском кладбище молодой человек (автор рассказа сам молодой человек) встречается с местным жителем. Во всех смыслах местным: деревня вымерла, развалилась, и он переселился в кладбищенскую часовню. Ему так легче за могилками бывших односельчан ухаживать. Представьте, как бы эту историю рассказал искренне и глубоко уважаемый мною Роман Сенчин… А вот Алексей Артемьев, так зовут автора, дарит этим рассказом читателю покой и умиротворение. Вот какие люди хорошие были… И есть еще, и будут (повторяю, автор – очень молодой человек).

– 4 апреля состоялось вручение. Лауреатами стали Владимир Клевцов из Пскова за сборник рассказов «Родник», Владимир Пшеничников из Оренбурга за сборник прозы «Черты лихого лета» и Алексей Серов из Ярославля за сборник рассказов «Хозяин». Не могли бы вы поделиться личными впечатлениями от этих произведений? Название книги Алексея Серова, кстати, не очень ложится в концепцию «доброй прозы».

– А название «Идиот» в концепцию умной прозы ложится? «Хозяин» – это рабочий, которому на своем заводе до всего есть дело. Он чудной, слегка не от мира сего, но когда читаешь, начинает хотеться, чтобы вот такие чудаки и были нормой. Не то что на заводах – в жизни… Серов пишет кратко, внятно и интересно. По нему сериалы можно снимать.

Пшеничников – это повести и рассказы о людях труда, сельского труда. Вот вы знаете, например, что они до сих пор существуют? А Владимир Анатольевич всю жизнь живет в селе и видит то, о чем пишет, не глазами дачника.

Псковитянин Клевцов – мастер тонкой чеховской интонации. О любви, о старческом одиночестве, о звездах зимних колючих – не перескажешь. «О чем дева плачет?» О всех усталых в чужом краю. По-моему, Клевцов выдающийся писатель. Родись он лет на 20 пораньше, мы бы хорошо его имя знали. А так – ну живет какой-то человек в Пскове, рассказы пишет. Вот и весь сказ.

– Номинанты публиковали книгу на Bookscriptor и имели возможность приглашать читателей проголосовать за нее. Жюри принимало во внимание голоса читателей, если было более 20 голосов. Были ли произведения, набравшие эксклюзивно много голосов? Что это за вещи?

– Да, сегодня всем надо на что-нибудь нажимать и лайкать, без этого неприлично. Поэтому мы решили так: если за автора подано больше 20 голосов (то есть больше, чем в среднем бывает у человека друзей и бабушек), надо к нему внимательнее присмотреться. Но на решение жюри голоса никоим образом не влияли. У нас жюри – звери.

– Попались ли среди номинированных произведений веселые вещи в жанре лирической комедии, о которых вы упоминали в интервью? Приведите примеры, если такие есть.

– У Серова, например, «Черная подводная лодка».

– У вас необычное жюри: три критика, семь читателей – люди самых разных профессий, один издатель. Вы сочли ненужным раскрывать их имена. Можно ли это расценивать как борьбу со сложившимися авторитетами? Не страдает ли при этом принцип открытости, гласности?

– Критик был один. И это был не я. Мы отказались от услуг профессионалов, у которых слишком много «связей» и «интересов». Люди вошли в жюри на добровольной основе. Бесплатно. Имена их были скрыты точно так же, как были скрыты от них имена претендентов на премию. Все произведения подавались на суд жюри анонимно. Читайте текст и слушайте, что вам сердце скажет (а не что говорят ваши предубеждения).

Что же до принципа открытости, то он важен в коррумпированной профсреде, где все всем не доверяют, потому что по себе судят. Наши лауреаты съехались на церемонию вручения в электричках, мы пожали руки, посмотрели друг другу в глаза и никому в голову не пришло спросить: а кто судьи, почему у меня не главная премия, а диплом. Наоборот, все были счастливы и подружились.

– Что это за общественная организация «Народное министерство литературы», в результате работы в которой сформировался общественный совет – семерка читателей. Чем организация занимается, кто в ней может состоять?

– Состоять может кто угодно, любой чудак, которому небезразлична литература. Читатели в основном. У писателей и прочих профи – профдеформаций много, они либо смотрят, что им за это будет, либо лезут командовать. А чем занимаются министры – вот премию организовать помогли, помогают детскому литературному журналу «Лучик» (бывшая «Литературная учеба»), разговариваем, выносим планы. Членов горьковского жюри в своих рядах воспитали, да.

– Вы в этом году впервые предоставили авторам возможность номинироваться через онлайн-издательство Bookscriptor.ru, они могли зайти на сайт и сами бесплатно и быстро издать книгу, которая потом публикуется для продажи в Интернете на персональной странице писателя. Поясните немного эту систему. Неужели изданы книги всех номинантов или все же только лауреатов?

– Всех. Там достаточно мышкой покликать – вот тебе и электронная книга, бесплатно. За бумажную нужно заплатить и чуть подождать. А что удивительного, сейчас много таких сервисов. Просто не на всех Горьковские премии дают, ну и плюс мы там кое-что такое придумали… Но этого пока нет, рассказывать рано.

– Лауреаты помимо денежного приза получили возможность заключения контракта с периодическим изданием, тираж которого в настоящий момент 750 тысяч экземпляров. Какого рода это издание?

– Это газета, охват аудитории которой составляет 2 миллиона человек. Ну, все 2 миллиона наших лауреатов не прочитают, но прочитают многие – их же в течение всего года будут печатать. Тут мы можем ступить на скользкий путь рассуждений о том, что лучше: 300 человек в литературном журнале или миллион каких-то фросек и дусек, а можем и не ступить. Я считаю, что возможность писать для ценителей современный литпроцесс авторам полностью предоставляет. Он не предоставляет возможности писать для народа. Вот поэтому мы и сделали такую премию.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1177
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3019
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2124
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1697

Другие новости