0
4060
Газета Персона Интернет-версия

21.04.2016 00:01:00

Люблю рассказывать истории

Тэги: поэзия, слэм, сценарии, театр, культурная революция, музыка, норильск, пермь, москва, пушкин, тютчев, мирослав немиров, красный матрос, вениамин смехов


люди
Андрей Родионов:
«Мне не хватает пространства
одного стихотворения».
Фото Елены Семеновой

Андрей Родионов – один из самых ярких поэтов, дебютировавших в начале нулевых годов. Вначале его творчество было тесно связано с урбанистической культурой, городской окраиной. По причине сюжетности стихов критики подверстали его к так называемому «новому эпосу». Поэт также прославился оригинальной манерой исполнения стихов, метко поименованой «субмаргинальным рэп-лиризмом». О городской балладе, поэтических слэмах и новом этапе творчества с Андреем РОДИОНОВЫМ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.


– Андрей, ко всем поэтам клеят некие ярлыки, хотя сами поэты могут быть с ними не согласны. Вас назвали «поэтом городских окраин». Как вам это определение?

– Естественно, всем свойственно ассоциировать любого поэта с какими-то уже готовыми решениями. «И улица корчится безъязыкая…», и все такое… Ко мне это тоже применяли на определенном этапе, где-то в начале нулевых. Да, это было.

– То есть вы были с этим согласны?

– Дело в том, что я тогда существовал в контексте героев своих стихотворений. Я 17 лет проработал в театре в красильном цехе, и вокруг меня собирались именно те люди, о которых я писал стихи. Потом ситуация изменилась. Я был уволен из театра за алкоголизм, прямо скажем. Но тогда я уже и сам понимал, что моя ситуация разрывает меня. В силу того, что я выступал уже со своими собственными проектами, я отвык от того, чтобы мной кто-то командовал, и мне было невероятно тяжело в театре становиться безъязыким исполнителем чужих художественных поисков. Поэтому все это окончилось алкоголизмом и тяжелым разрывом.

– И ваш лирический герой тоже с тех времен изменился?

– Да, видимо, алкоголизм был также связан с творческим кризисом, а еще с переменами в личной жизни. Я встретил свою любовь. У меня произошел тяжелый разрыв с бывшей женой. И это все происходило одновременно. Уход из семьи и уход из театра. Это было тяжело невероятно. Мне повезло: я уехал с Катей в Пермь и два года там проработал. Это было время пермской культурной революции. Для меня эти два года были как служба в армии – уехал в Пермь мальчиком, а вернулся мужем.

– Ваше творчество относят к звуковой, голосовой поэзии…

– Нет. Не могу сказать так. Я думаю, что нет ни одного поэта в русской традиции, чье творчество не было бы связано с «голосом». Просто, допустим, голоса поэтов Золотого века до нас не дошли. Но тем не менее поэт – это по большей части голос. Бессмысленно читать стихи Пушкина и Тютчева просто глазами. Естественно, их нужно повторять про себя, чтобы это действительно пришлось по душе. А не просто – читаем глазами и забываем, как прозу.

– Как можно назвать вашу манеру исполнения: нечто среднее между пением и декламацией?

– Я думаю, что это был самый простейший театр, который потом усложнился, поскольку я стал работать с профессиональными театральными деятелями. А изначально был некий артистизм, который был во мне заложен, и я вместе с музыкантами пытался его реализовать, рассказывая истории о своих товарищах. Но в какой-то момент я их все рассказал, и дальше делать было нечего. В году, кажется, 2007-м я поехал в Норильск на неделю. Эта неделя произвела на меня большое впечатление. Я написал одно стихотворение о Норильске, потом другое, на следующий день – третье и четвертое. Получилось их семь. Это была, конечно, еще не пьеса, а просто семь стихотворений, но я понял, что мне не хватает пространства стихотворения, чтобы высказать то, что я хочу. Мне надо много – штук 50–60, чтобы выговориться…

– И это само подвело к написанию сценариев?

– Поскольку в Перми долгими зимними вечерами делать было особенно нечего и моя жена Катя тоже высказала заинтересованность в подобного рода творчестве, мы составили тандем. Написали сначала пьесу, все-таки более стихотворную, нежели драматургическую, – «Нурофенова эскадрилья» про четырех конструкторов, судьба которых оказывается печальна, несмотря на то что они очень талантливы. Их отправляют на фронт в ими же самими сконструированных аппаратах, и там они разными способами гибнут. Пьеса получила первый приз на большом театральном фестивале «Текстура», нам подарили ноутбук.  Эта пьеса заставила нас сделать определенные выводы…

– То есть «городская баллада» переродилась в более крупные формы?

– Да, безусловно. Просто в начале нулевых я действительно искренне читал эти стихи, потому что я жил в этом «оторванном» панковском мире, а потом я жил уже в мире скорее богемном. То есть я поймал себя на мысли, что я вру, когда выступаю. И меня это стало ломать. А при написании сценариев я смог реализовать и свою эгоистическую потребность рассказывать истории (потому что мне это просто нравится), и вкладывать в эти поэтические вещи некую систему (а Катя – замечательный стратег), превращающую это все в пьесу. Это сложный процесс, там масса вещей, которые надо учитывать. Это как конструкция автомобиля: и про то нельзя забыть, и про это. И надо еще, чтобы это все вместе ездило. Вдвоем мы, конечно, справляемся.

– А как вы относитесь к понятию «новый эпос», к которому вас причисляли? 

– Это Федор Сваровский пытался объединить несколько поэтов – в их числе, если не ошибаюсь, еще была Мария Степанова – в жанр городской баллады. Просто в современном мире, когда общение часто происходит не с людьми, а с гаджетами, все равно остается потребность рассказать что-то повествовательное и не только ухватить какой-то момент и разобрать его по косточкам, но и рассказать историю, которая случается с людьми в реальности.

– Вы совсем оставили малые стихотворные формы?

– Вовсе нет. Недавно был вечер в клубе «Вермель», где я под электронную музыку в исполнении Андрея Гурьянова читал свои новые стихи. Я придумал сам для себя проект: c 25 октября 2015 года каждый день пишу по восемь строчек – своего рода дневник. Пройдет еще полгода, и я все написанное издам одной книгой-дневником. Стараюсь делать там больше некрологов, чтобы он был мрачноватый.

– Кстати о некрологах. Не скажете ли о своем отношении к покойному поэту Мирославу Немирову?

– Мирослав Немиров – замечательный поэт, он сыграл роль и в моей судьбе. То, что этот человек с абсолютным чувством стиля нас вместе собрал и организовал нам издания первых книг в издательстве «Красный матрос», – это как «Куницыну дань сердца и вина!». Тут ничего не скажешь. Он создал нас. Правда, если говорить о живом общении, он становился совершенно невыносимым после третьей рюмки, поэтому что-то проектировать с ним было проблематично. Ты договаривался с одним человеком, а потом получалось «идите все в баню!».

– Не могу не задать вопрос о слэмах, которые вы проводите, если не ошибаюсь, около десяти лет…

– Да, я лично отвечаю за московские слэмы, которые проходят весь сезон, и за Всероссийский слэм, который пройдет в этом году на Красноярской книжной ярмарке.

– Меня всегда интересовал один момент на слэмах: карточки для оценки качества стихов и артистизма исполнителя вы даете случайным людям. Это такая рулетка, колесо Фортуны?

– Нет, я не даю судить совсем случайным людям. Тогда б я должен был бы завязать себе глаза. Во-первых, я москвич, во-вторых, я думающий москвич и много замечающий… Поэтому я всегда смотрю, кому дать карточку. Пусть это даже незнакомые люди, но тут всегда во мне работает некий Шерлок Холмс – я считываю: ага, он одет так-то, рядом сидят такие-то люди…

– Примерно прикидываете, к какому социальному слою человек принадлежит?

– Да, конечно. Иногда и коллега Данил Файзов что-нибудь подскажет. В общем-то, это важный и трепетный момент, от которого зависит, как пройдет слэм, какие будут результаты.

– Кто из поэтов «продвинулся» благодаря слэмам?

– Не могу сказать, чтобы так уж «продвинулась», но стала заметнее, например, Анна Русс, которая несколько раз выигрывала всероссийские слэмы. Герман Лукомников вместе с участием в слэмах получил второе дыхание в своей основной деятельности и, более того, достиг самого высокого результата на международной арене. В прошлом году он занял второе место на Всемирном слэме в Париже, обойдя и США, и Канаду, и Нигерию, где слэмы на высоте, пропустив вперед только француженку. Слэм дает возможность поближе познакомиться с литературной ситуацией. Вот, например, есть талантливый поэт Михаил Чевега. Он выступил на слэме пару лет назад, потом занял второе место в финале, мы съездили с ним в Воронеж, потом он выступил с Верой Полозковой и таким образом получил известность. Или, например, Андрей Орлов. Его успех, безусловно, не связан со слэмом, но одно из первых его публичных выступлений было именно там. В последнее время мне понравился Иоанн Демидов, такой товарищ с низким голосом, хотя он еще не занимал призовых мест.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших поэтических театральных проектах.

– С актерами «Мастерской Брусникина» два раза в месяц в Центре им. Мейерхольда идет спектакль «Сван» Юрия Квятковского. Сейчас мы для «брусникинцев» адаптировали или изуродовали (как угодно) «Кандида» Вольтера. То есть переложили его в стихах и попытались создать драматургию, чтобы он выглядел как либретто. Буквально вчера доделали титры к художественному фильму Андрея Сильвестрова «Прорубь», к которому мы написали сценарий в стихах. Сейчас я написал девять зонгов по «Преступлению и наказанию» Достоевского, и мы с замечательными музыкантами Ильей Рубинштейном и Андреем Гурьяновым сделали перформанс, также при участии Андрея Сильвестрова. Он был представлен в «Электротеатре», и мы более-менее регулярно будем показывать его в Театре.doc. Иногда мы делаем пьесы в стихах, которые мы называем поэтическим вербатимом. Мы берем документы из архивов (записки режиссеров, отчетности, вырезки из газет), рифмуем, и получается веселое полотно. Когда Вениамин Смехов, Феликс Антипов и еще несколько молодых актеров читали такую пьесу в Театре на Таганке, зал просто лежал. Думаю, мы еще вернемся к этой форме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
539
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
608
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
374
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
467

Другие новости