0
7406
Газета Персона Интернет-версия

17.12.2015 00:01:00

Орган письма

Тэги: проза, санктпетербург, андрей битов, генрих сапгир, эдуард лимонов, татьяна толстая, виктор ерофеев, владимир сорокин, катя гордон


проза, санкт-петербург, андрей битов, генрих сапгир, эдуард лимонов, татьяна толстая, виктор ерофеев, владимир сорокин, катя гордон

Инга Петкевич: «Самое любимое – то, на что не хватает сил». Фото автора

9 декабря Инге Петкевич исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, потому что она скончалась после тяжелой болезни в августе 2012 года. По счастью, автору «НГ-EL» Екатерине БОГДАНОВОЙ, поклоннице творчества Инги ПЕТКЕВИЧ, в 2010 году удалось взять у нее интервью. Беседа состоялась в Токсово, под Петербургом. Сокращенная версия интервью вышла в «НГ-EL» от 26.05.11. По случаю годовщины предлагаем читателям полный вариант.


– Инга Григорьевна, не слишком ли все страшно, безысходно и мрачно в вашей книге «Плач по красной суке»? Даже непохоже, в общем, на вас, на те вещи, к которым мы привыкли.

– Я не очень люблю «Красную суку». Это написано, чтобы не умереть от злобы. Я выплеснула туда все свои эмоции. Что и помогло. А то ведь у нас у всех было дворовое детство. А работать мы были все не приучены. В войну играть – это пожалуйста, в казаки-разбойники – пожалуйста. Но чтобы что-то делать... Так и расхлебываем. О том я и написала: смотрите, будете расхлебывать это все еще 100 лет. А то сейчас говорят: надо вернуть нравственность. Но если людей 50 и более лет во лжи держать, приучать к тому, что «норма жизни – это ложь» – что они потом получат? Не надо быть буддистом или йогом, не надо быть философом, чтобы понять – получат они то самое, что получили сейчас: полную безнравственность и аморальность. Так у нас и в писательской нашей среде. Недавно кто-то по телевизору сказал: «Спроси у одного писателя: а вот как ты относишься к другому? – всегда скажут гадость». Это так. Не признавать никого, никогда. Я знаю цену Пелевину, к примеру, знаю цену Валерию Попову. Но все равно. Писатели все-таки – это какие-то выродки. Не вполне люди. У них только орган письма. Комплименты друг другу писатели не говорят никогда. Исключено! Только ревностное отношение, только счеты, счеты бесконечные.

– А вы много смотрите телевизор? Кто там у вас в Питере? Как и раньше – Невзоров?

– Много смотрю. Ну, так, в основном новости, всякие программы. Порядочно, короче, смотрю. Слишком много. Отвлекает меня. А Невзоров мне нравится. Вот у него тут лошади заговорили. Колоритный. Питер ненавидел. Чопорный. Депутатом был, лошадей здесь разводил.

– Лошади – это хорошо. А писатели... ну, не все же они такие бяки. Кого-то, наверное, можно и почитать, с кем-то вы и общались.

– Это да, много с кем. Это Сапгир, Холин. Я очень дружила с ними. С Сапгиром особенно. Да даже с Лимоновым я дружила. Он сейчас скандальная фигура. Хотя это, так сказать, все писатели «второго круга». Битов-то с Беллой Ахмадулиной дружил. Но я и с ними в хороших отношениях была, и с Беллой, и с Аксеновым... Венедикта Ерофеева у Сапгира несколько раз видела. Так, чтобы близко – нет. Как-то тогда внимания не обратила. Тогда не было «Петушков». Хотя читала, конечно. Юз Алешковский. Помню, он песни писал и хулиганил по Москве. Вот он придумал песню: «Там красят яйца в желтый и зеленый, а я их крашу только в красный цвет». И мы ее сидели и орали. Нас выгоняли из Дома журналистов с милицией.

– А с Довлатовым какие были отношения?

– Сложная фигура. Там, помимо пьяни, такая сложность идет... Даже когда человек очень талантлив, обобщить его образ невозможно. Он не типаж, он герой, понимаете? Герой своего времени... А вообще он был большим моим поклонником. Помню, уговаривал нас с дочкой уехать с ним в Америку. Но он был такой пьяный, что потерял бы нас по дороге. Это так, трепотня, он всем делал предложения, всем бабам делал предложения, всем подряд. Поэтому я не горжусь этим фактом, но нервов он мне подпортил много. Он напротив меня жил и изводил меня чудовищно. В лагерях где-то застрял, я его до того не знала, а вернулся из лагерей – мы уже были «продвинутые люди», а он стал воду мутить. Я говорю – ну, это мурло, он ростом до неба, страшон, как черт, то есть красивый, но очень пьяный когда – старушки в обморок падали, когда его видели. Это что-то страшное, такая глыба пьяная. Войдет, на пол упадет... Гаргантюа... И давай рыдать чего-то. И я говорю: «А уж это мурло я в дом не пущу!» Так он наловчился: брал три рубля и отдавал три рубля, брал три рубля – отдавал три рубля. А потом стал свататься. Телеграммы мне слал. Умоляю, обожаю, женюсь.

– Красиво.

– А я ему отвечала... Если ты женишься, ты должен сначала сказать, на ком ты женишься.

– Ну, вышли вы замуж не за Довлатова, а за Битова. Сколько вам лет было?

– 21, а ему 20. Но еще раньше мы друг друга знали. Его быстро забрали в армию: он со мной загулял, и его выгнали из института. Мы вообще хиппари были. Хотя тогда еще слова «хиппи» не было. А познакомились мы с ним вот как. Пошли с подругой ночью рвать сирень на Аптекарский, на Каменный остров, а они с приятелем учились водить машину, ночью, два идиота. А мосты развели. И мы стоим под мостом, и они стоят. «Девушки, довезти вас?» – «Ну, довезите». Вот, на коробочке спичечном спичкой написал телефончик. Я тогда на Кировском жила. Он на Аптекарском, мы рядом жили. Вот так и познакомились. А вообще, когда я молодая была и красивая, то все говорила: Господи, когда же цветочек кто подарит, одну водку тянут все. И к одному пристала чуть не с ножом у горла. Ну надоела мне такая жизнь. Он мне популярно все объяснил. Говорит: конфетки я дарю секретаршам. Для тебя это унизительно – иметь цветочки и конфетки. А чего унизительно – я так и не поняла...

– Ну, как... Пьет водку – значит, можно доверять.

– Да. Значит, свой человек. Такая эпоха была. Всякие тонкости не приветствовались. Цветочки не дарили дамам. Я тогда в общежитии жила Литинститута, в этом борделе всесоюзном. Ужасный притон там кое-где. Милиция говорит: «В следующий раз будем убивать». Там сетки развешаны везде очень внимательно.

– Чтобы люди не падали сверху?

– А они падают, всегда падают. Там молодые гении со всей страны – черные, белые, черные с белыми каждый почти день дерутся, бегают, орут по коридорам – страшно выйти. В общем, такое, как приют, наверное, местечко. Я там жила.

– Вот вы говорите – эпоха. Непростая, в общем, была эпоха-то. КГБ вас не донимал?

– Ну, они в основном травили Битова. Хотя однажды меня арестовывали на собственной лестнице. «Детгиз», где меня печатали и куда я ходила все время, и КГБ – находились через дорогу, на Литейном. Там у нас особняк, и этот Шереметьевский особняк сгорел в начале перестройки. Три раза его поджигали. В конце концов сгорел. Такой шикарный особняк был! А через Литейный как раз «Большой дом», КГБ. И они, гэбисты, у нас праздновали. Порою нас выгоняли и свой банкет делали. И вот как-то мы там выпивали в ресторане, а кагэбэшник один меня присмотрел. А домой меня увозил директор «Детгиза». Николай Антонович Морозов, легендарный директор ленинградского отделения «Детской литературы». Очень колоритный мужик был. Пьяница, конечно. Так вот, он меня на своей машине какой-то увез. И привез домой. Через двор провел и уехал. Я поднялась на один этаж и вижу: стоит хмырь. Хмырь говорит: «Вот мои документы, сейчас вы поедете со мной». Арестовал меня. Для своих личных нужд. Я выглянула в парадное окно, и как заору: «Николай Антоныч, Николай Антоныч! Идите скорей сюда!» Он прибежал и гэбисту говорит: «Ты что, с ума сошел?» А тот: «Я ее заарестую сейчас. Имею право! Мне нужно ее арестовать. Нужно!» Ну и стал убеждать, что меня надо арестовать. Тут директор «Детгиза» достает свое удостоверение – он, оказывается, тоже кагэбэшник, и побольше, чем тот. Да ты, мол, да я, да я тебя завтра в порошок сотру. Тот пугается: «Извините, это я просто за вами ехал, пива хотел предложить...» Вот так. А не было бы Николая Антоныча? Что бы со мной было? Я бы с ним в драку полезла, и он бы меня подстрелил просто... Или еще чего, не лучше. А вообще Морозов хороший был мужик, свойский. Мы ему: ну, покажите нам свой билет КГБ. Он показывает, мы разглядываем внимательно. Его спрашивают: как же вы попали на эту должность? А, говорит, очень просто: тонул Балтийский флот, немцы уже наступали, все документы выбросили, а я свой комсомольский билет в плавки зашил. Я один вынырнул с комсомольским билетом. Тут меня сразу и назначили на хорошую должность. 

А еще был стукач-сосед. Платный стукач. Он в конце концов заболел сильно, у него горло вырезали, и он мне письма писал. И я стала его подкармливать, супчик ему носить. А ведь – стукач...

– Трудно быть писателем и женой писателя?

– Тяжелый случай, да. Как говорил один партдеятель: «У вас же особый случай. Вы же жена писателя. Им – недоверие полное. Ну как может жена писателя быть писателем тоже? Не может». У нас тяжелая судьба.

– А у них в головах штампы. В советское время вас экранизировали. Какие у вас были отношения с кино?

– До сих пор мне кошмары про кино снятся. Что это не кино, а какой-то вселенский заговор, чтобы делать гадости. Все с ног на голову переворачивать. Никто ничего не читает, никто не знает, что снимает, концов не найдешь. Вселенский заговор, несознанка полная – будем делать наоборот – и все! А что выйдет – никто даже в голову не берет, что они делают. И большинство режиссеров совершенно не знают человека. Вчера он посмотрел Бунюэля, потом посмотрел Тарковского – что он посмотрел? Вот сейчас мы будем это делать. Почему это? Каша полная! Каждый день он хочет что-то другое снимать. Нет, большинство из них – такие тупицы... Вы видите, что в телевизоре делается? Не только героинь нет и героев, но у них даже типажи исчезли. Почему типажи-то исчезли? Раньше хотя бы, понимаете, типажи делали точно. Нет ни того, ни другого, ничего нет. Детей они своих, внуков снимают, что ли… Непонятно что: откуда они берутся, эти безликие люди? Можно ж найти колоритных людей. Ведь в моей книге «Лесные качели» как было? Была девочка такая – царевна-лягушка переходного возраста. Еще не царевна, но уже не лягушка, что-то в этом духе. А в нее влюбился лучший мальчик. Весь из себя. Но утверждалось это лет пять, туда-сюда, восемь вариантов. А актеров выбрали... Очень красивую, стройную, изящную девочку и очень страшного мальчика. То есть наоборот, сюжет взяли и перевернули наоборот.

– А кого сейчас читаете? Из современных. Читаете ведь?

– Читаю, я все подряд читаю. Пелевина. Хорошие детективщицы есть, бабы хорошо пишут детективы, даже литературно. Акунин.

– Сорокин? Виктор Ерофеев?

– Ой, это ужасно. Читала, даже в рукописи. Но мне непонятно, что это такое. И Татьяна Толстая не нравится. И Виктора Ерофеева не люблю. Передачу его много раз пыталась смотреть. Но каждый раз так расстраивалась. А вот Катя Гордон понравилась. Красивая такая. Я ее по телевизору видела.

– Много у вас есть написанного и ненапечатанного?

– Нет, мало, мало. Скорее уж – ненаписанное. Самое любимое – то, на что не хватает сил. Этакий замок. Мой замок. Как я представляю, как говорил один из наших политзаключенных, он сидел, рисовал свой замок. Так вот, я тоже нарисовала свой замок. Но он только в черновиках существует и только в моей голове. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1147
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1413
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1284
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1258

Другие новости