0
3737
Газета Персона Интернет-версия

01.10.2015 00:01:00

Оставить нам литературу

Тэги: поэзия, нонконформизм, вгик, союзмультфильм, хитрук, арсений тарковский, шпаликов, пушкин, лермонтов, гоголь, хлебников, гаринмихайловский


люди
Александр Тимофеевский:
«Моих стихов боялся
всесильный КГБ».
Фото Екатерины Богдановой

В советские времена Александр Тимофеевский не был избалован известностью, его поэзия оказалась «неудобной» для режима. Долгие годы он писал стихи «в стол», работал как редактор и сценарист на различных киностудиях, на телевидении и радио. Главным образом, в мультипликации. Его визитной карточкой для широкой публики стала «Песенка крокодила Гены», которая, кстати, воспринимается почти как народная. Однако в новые времена читатели познакомились с другой стороной творчества Александра Тимофеевского – с его тонкой лирикой, философскими и часто ироничными стихами. С Александром ТИМОФЕЕВСКИМ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.

– Александр Павлович, в этом году вы стали лауреатом премии «Независимой газеты» «Нонконформизм». Как вы раскрываете этот термин вообще и в отношении к своему творчеству?

– Отвечу любимыми пушкинскими строками:

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, 

для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, 

ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь 

и там,

Дивясь божественным природы 

красотам…

Вот программа жизни для поэта и вообще для любого любознательного человека. В иных странах это норма, у нас пока еще нонконформизм.

– Вы учились на сценариста во ВГИКе. Не могли бы рассказать, почему выбрали именно эту профессию?

– Я мечтал после школы попасть в Литературный и прошел творческий конкурс, но тут вышло распоряжение принимать только с производственным стажем, и я с горя поступил во ВГИК.

– Какая работа из вашего богатого сценарного опыта вам особенно запомнилась? Ведь приходилось же сотрудничать с интересными и знаменитыми композиторами, актерами.

– Мне повезло – я попал на «Союзмультфильм» в эпоху его расцвета. Одновременно работали три поколения блистательных мастеров – режиссеров, драматургов, художников, композиторов. Старшее по возрасту – Иванов-Вано, сестры Брумберг, Эрдман, Вольпин, Ефимов, Богословский, среднее – Хитрук, Качанов, Дегтярев, младшее – Норштейн, Хржановский, Шпаликов. Я горжусь тем, что мне довелось сотрудничать с Николаем Робертовичем Эрдманом.

– По причине «неудобности» вашей взрослой поэзии для советского режима вас начали публиковать поздно. Как вам жилось в «подполье» и как произошел выход из него?

– В «подполье» мне жилось очень хорошо. Моих стихов боялся всесильный КГБ. Выход был не очень удачным. Была такая газета «Гуманитарный фонд». Литературная тусовка поставила меня в рейтинге на 265-е место, а я рассчитывал хотя бы на 264-е.

– Вам, как человеку, увидевшему по крайней мере три периода российской литературы, в каком времени интереснее жилось?

– 60-е, оттепель, я был молодым.

– Мне кажется, ваш стиль, скажем, «Кулинарии эпохи застолья» или «Писем в Париж о сущности любви», в котором вы с легкостью и юмором переходите от стихов к прозе и обратно, заметно тяготеет к пушкинскому поэтическому задору.

– Возможно, тяготею к недостижимому Пушкину, а еще  к задору Алексея Константиновича Толстого.

– Кого вы считаете своими литературными учителями? Какие книги, авторы произвели в жизни самое сильное впечатление?

– С учителями сложно. Всегда не любил учителей. Училку литературы в школе звали Кобыла. Я написал такой стишок:

Кобыла вздумала от скуки

Поэту диктовать науки.

Совет мой – не соваться сдуру

Достигнуть первенства во всем,

Оставить нам литературу

И ограничиться овсом.

Мои любимые поэты – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Хлебников, а еще обожаемый несравненный Гарин-Михайловский, увы, в сегодняшние дни забытый. Я всегда говорю, что веду свое происхождение от «Темы и Жучки», но если говорить серьезно, во ВГИКе были замечательные Маневич, Каплер, Габрилович, Ольга Игоревна Ильинская. Это мои наставники, благодарность им бесконечна.

– Вы обаятельно читаете свои произведения на публике. Когда был первый опыт вашего публичного выступления? И как сложился ваш выход на актуальные литературные площадки в XXI веке?

– Про литературные площадки ответить трудно. Я никогда не знаю, что мне удалось, а что нет.

– Какой момент в жизни вы ощутили как важное для вас литературное признание?

– Если говорить о признании, то это встреча с Арсением Александровичем Тарковским. Замечательный поэт благосклонно отнесся к моим стихам.

– Кто из молодых поэтов, с которыми вы часто выступаете на одних сценах, вам близок и, если можете объяснить,  почему? Есть ли, по-вашему, сейчас поэтическая тенденция, вредная для развития русского слова?

– Начну с конца. Вредная тенденция – литературная тусовка. Не верю в школы, литературные направления, течения, «измы». Все это, с моей точки зрения, явления не эстетические, а социальные. Существуют отдельные поэты, все остальное – от лукавого. Теперь о молодых. Моей маме подарили котиковую шубку, когда она была уже в преклонных летах. Я горевал: почему не раньше? Мама в молодости была такой красавицей. То же самое можно сказать о молодых – их не замечают, забывают, о них мало пишут. С моей возрастной колокольни все – молодые, и сказать о тех, чьи стихи мне по сердцу, не хватит места. Из самых молодых замечательны Лета Югай и Настя Строкина. Они так вдумчивы, так внимательны к жизни и знают, что им нужно написать. Ушел гениальный Григорий Дашевский – вот великая потеря. Но поэзия жива.

– Процитируйте какое-нибудь ваше новое стихотворение, которым хотели бы поделиться с читателями.

– Новых стихов нет, но всплыли в памяти нигде ранее не печатавшиеся с хрущевских времен, когда меня еженедельно таскали в КГБ:

Там, где плаха и топор,

Там, где Кремль стоит, пугая –

Ненавистный мне собор

В оперенье попугая.

Зря воздвигли этот храм

Наши Сакко и Ванцетти.

Лучше б он ко всем чертям

Провалился на рассвете.

Вместе – черт их разрази,

Храм безвкусный, Кремль зубчатый,

И не стало б на Руси

Азиатчины проклятой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1433
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3325
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2416
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1939

Другие новости