0
6430
Газета Персона Интернет-версия

17.09.2015 00:01:00

Как Бетховен, в четыре удара…

Тэги: поэзия, бардовская песня, хлебников, хармс, кушнер, высоцкий, губерман


поэзия, бардовская песня, хлебников, хармс, кушнер, высоцкий, губерман Александр Городницкий: «За окнами гудит Гиперборей. И слышу снова сорок сороков я». Фото с сайта www.svoboda.org

Александр Городницкий – один из основоположников российской бардовской песни. В советскую эпоху его песни распространялись способом «магнитофониздата», часто – в чужом исполнении. О творческом процессе и жанрах с Александром ГОРОДНИЦКИМ беседовала Елена СЕМЕНОВА.

– Александр Моисеевич, о вашей интересной жизни известно немало. Но поговорим о поэзии. Как вы в первый раз написали стихотворение?

– Когда я в 1947 году учился в седьмом классе – это была мужская школа, – мой товарищ, сосед по парте Володя Михайловский уговорил меня пойти поступать в кружок рисования во Дворец пионеров. Мы пришли в отдел художественного творчества, нашли дверь, где должен был быть кружок рисования, но выяснилось, что кружок в тот день не работает, на двери висел большой замок. Когда мы, несолоно хлебавши, направились обратно, я услышал, что за соседней дверью звучат стихи. Приоткрыл дверь и увидел – сидят человек 10 мальчиков и девочек 12–13 лет, перед ними стоит человек в офицерской гимнастерке без знаков различия, курчавый, в очках и читает им очень хорошие стихи. Потом я узнал, что это были стихи Франсуа Вийона. Это была студия литературного творчества. Выяснилось, что для того, чтобы туда приняли, нужно написать два стихотворения или рассказ. До этого никаких стихов я не писал. Мне очень захотелось туда попасть. В течение двух дней я написал одно стихотворение о гладиаторах, подозрительно напоминавшее лермонтовское, и другое – про геологов. Почему про геологов, не знаю: ведь я еще был далек от того, чтобы выбирать себе профессию. Тем не менее оно осталось.

– А как получилась первая песня?

– Тут еще смешнее. На третьем курсе Ленинградского горного института мы ставили спектакли. И для спектакля нашего геофизического факультета (я принимал участие в постановке) я написал текст песни, которую должна была петь наша прима-исполнительница. А музыку взялся писать Юра Гурвич. Мы были на третьем курсе, а он учился на пятом и считался композитором, потому что играл на фортепьяно и что-то сочинял. А я сольфеджио и тогда не знал, и сейчас не знаю. Смешно сказать, я – автор около 300 песен, изданных, в частности, Музгизом с нотными строчками, оригинальность моих мелодий подтверждена комиссией охраны авторских прав, но… ни одной музыкальной строчки я прочитать не могу, потому что я неграмотен. Так вот, Юра написал мелодию, передал ноты приме, а та расплакалась и сказала, что это петь она не может, что у нее не тот голос, что это слишком высокие ноты… А через день конкурсный спектакль. Меня вызывают в комсомольское бюро и спрашивают: ты заварил кашу с песнями? Мы же говорили – никаких песен не надо. Теперь садись и пиши. Я говорю: ребята, какая песня? Я не умею писать мелодии! А мне в ответ: хорошо, дело твое, завтра комсомольский билет на стол положишь за невыполнение задания. Я всегда был и остаюсь человеком очень дисциплинированным. И я «с перепугу» написал первую свою песню «Геофизический вальс», которая тоже вошла в мои сборники. С этого я начал. Потом все шло автоматом, само по себе.

– Как вообще происходит процесс создания песни?

– Еще раз скажу, что я никогда не мог записывать мелодию на бумаге, никаких нотных значков. Это происходит странным образом. Иногда, как правило, утром, у меня начинает проклевываться музыкальная тема. Если я придумываю строчку, чтобы она пелась, то я мелодию запоминаю, если не придумываю, то забываю через два часа, потому что записать ее не могу. И самые хорошие мелодии, которые я так придумал, погибли, потому что я не мог их записать. Либо надо иметь под рукой магнитофон или мобильный телефон, чтобы напеть. Вообще если пишется песня, то текст приходит вместе с мелодией. Почти никогда не бывает случая, когда сначала придумываются стихи, а потом на них сочиняется мелодия. Исключением является известная песня «Атланты», которую я написал в 1963 году на судне «Крузенштерн», в плавании. Написал стихи, два-три дня смотрел на них и думал – не выкинуть ли? Там было просто: все, что не нравится, я сразу выкидывал за борт. И вот я пошел выбрасывать. Шел по трапу на палубу, и вдруг возникла мелодия. Кстати, иногда жизнь выкидывает с тобой злые шутки. Я, например, всегда любил симфоническую музыку. Когда я учился в Горном институте, я ходил в Ленинградскую филармонию. И иногда ты думаешь, что сам придумал мелодию, а оказывается – не придумал, а вспомнил. И не свою… Приведу пример с одной из песен, очень популярной, ставшей народной, – «На материк». Я считал, что придумал мелодию сам. Прошло много лет, и как-то, когда я в очередной раз слушал любимую мою вещь Бетховена – 2-ю часть Allegretto 17-й сонаты, оказалось, что начало песни – буквально четыре ноты – совпадает с началом бетховенской композиции.

– А в роду у вас музыканты были?

– Насколько я знаю, не было. Но у меня есть стихотворение «Скрипачи», где я пишу, что если у меня в роду были музыканты, то я их очень люблю. Это одно из главных моих стихотворений, где есть такие строки:

Помню с детства отцовскую

фразу:

«Кем угодно –

но не скрипачом!»

Как мне жаль, что я в жизни

ни разу

Никогда не играл ни на чем!

Стану я одиноким и старым,

И судьба приплетется

за мной,

Как Бетховен, в четыре удара

Постучавшись у двери

входной.

В этот час, когда дверь

моя скрипнет,

Я хочу умереть налегке,

Ощущая потертую скрипку

В потерявшей подвижность

руке.

– Вы – «смысловик», пишете сюжетные вещи. А как вы относитесь к абсурду, к стихам Хармса или к звукописи, к традиции Хлебникова?

– Хармс – мой любимый поэт. Это была моя первая детская книжка «Плих и Плюх», которую я знал наизусть, еще не зная, кто автор, что примерно в это время он умер от голода в «Крестах», затравленный. Я, кстати, не считаю Хармса заумным поэтом. А к Хлебникову я отношусь с осторожностью, потому что Хлебников – технолог. Поэт для меня – не тот, кто ищет, как писать, но философ, который думает о том, что сказать людям. А что сказал людям Хлебников? Хлебников – интереснейший экспериментатор. Что же касается Пастернака с его системой сложных образов, потока подсознания, то я отношусь к этому с большой завистью. Потому что это то, что дает Бог. Я считаю таких поэтов поэтами более высокого уровня, чем я. У меня так не получается. Такое мне не шепчут…

– Случались ли споры с поэтами на тему – является ли бардовская песня поэзией?

– Ну, конечно. Я же из Ленинградского литобъединения Глеба Семенова. У нас есть московская школа поэзии, которую во многом подпитывал Павел Григорьевич Антокольский, а есть питерская, к которой я себя причисляю. Московская школа – это блестящий поэт Вознесенский: «Ах, поручик, биты ваши козыри»./ «Крою сердцем – это пятый туз!» или «Мой кот, как радиоприемник,/ зеленым глазом ловит мир». Или блестящий образ из его «Лобной баллады», когда Петр I берет в руки отрубленную голову Анны Монс, «точно репу с красною ботвою». К этой же школе относится Евтушенко с его роскошной эстрадной поэзией, которая держала стадионы, и очень талантливый и, по-моему, недооцененный Роберт Рождественский. В Питере все было не так. Там не было эстрадной поэзии. Нашими лидерами оказались Бродский и Кушнер. Оба они остаются моими любимыми поэтами, так же как и Женя Рейн. Но это другая школа, другая технология, которая не стремится ошарашить. Не вверх, не вширь, но в глубину. Поэтому в Ленинграде не очень любят бардовскую песню. Александр Кушнер мне говорит: зачем ты пишешь песни, у тебя же стихи неплохие. Давид Самойлов и Борис Слуцкий, которых я считаю своими мэтрами, считали, что настоящая поэзия не нуждается в гитарной «подпорке». Хотя у всех есть свои исключения. Кушнер почему-то терпеть не может Высоцкого, а Бродский, наоборот, любил Высоцкого и делал исключение для него. Знаете как: у каждого антисемита есть свой любимый еврей, которого он будет спасать. Так же и с авторской песней у наших ревнителей чистой поэзии. Я вот, например, считаю, что слово, которое звучит, ничуть не хуже, чем слово, напечатанное на листе, потому что, если «в начале было Слово и Слово было Бог», то вряд ли это было слово с печатного станка и Господь использовал СМИ. Бардовская песня – это форма звучащей поэзии, или, как сказал один хороший человек, музыкальное интонирование поэтической речи. Это определение в точности относится к Окуджаве, к Галичу, Новелле Матвеевой и Юлию Киму. Это все звучащая форма литературы, а не подтекстовка под эстрадную музыку.

– Есть ли литературные произведения, которые вы бы назвали вредными?

– Я лично воспитан на классической русской литературе и наивно полагаю, что литература должна быть нравственной, что она должна воспитывать доброту, самопожертвование, героизм, любовь к Отечеству, «любовь к отеческим гробам», если цитировать Пушкина. Я лично считаю, что нецензурная лексика не может быть предметом изящной словесности. Терпеть не могу мата, и это странно, потому что я 17 лет проработал в полевых партиях на Крайнем Севере, где без мата все равно что в Британии без английского. Делаю исключение только для двух человек. Для Игоря Губермана – я его очень люблю. Он, по-моему, гениальный поэт. Неровный, но все-таки гениальный. Недавно на выступлении в России его спросили, как он относится к нашей ситуации в стране, на что он ответил: «Поскольку Госдума РФ запретила неформальные выражения, я не могу комментировать этот вопрос». Второй человек – это Юз Алешковский.

– Не раз говорилось, что у вас есть примеры стихотворений-пророчеств…

– К сожалению, да. Или не к сожалению. Я не знаю, с чем это связано, но я ловлю себя на том, что целый ряд моих стихотворений и песен сбывается. Сейчас записал новый диск, нашел песню, написанную в 2008 году: «Путь мой жизненный итожа, в рубежах родной страны,/ Ты не дай мне только, Боже, до большой дожить войны,/ Где себе мы не вольны./ Барабанным перепонкам свист крепчающий знаком./ В той войне я был ребенком,/ В этой буду стариком –/ Ни при чем и ни при ком». Или, например, есть стихотворение, написанное восемь лет назад: «За окнами гудит Гиперборей./ И слышу снова сорок сороков я./ Московия, лишенная морей,/ Стремительно летит в Средневековье./ Мятеж и смута, спирт и анаша,/ Грозит орда кровавою расплатой,/ Сидит Кучум на бреге Иртыша,/ Евразиатской думою объятый,/ Клубится дым у Терека-реки,/ Ждет беглецов литовская граница –/ Так распадаются материки,/ Чтобы потом опять соединиться./ Лихие наступают времена,/ Русь, как пружина, сжата до отказа –/ Все будет вновь – Ливонская война/ И покоренье Крыма и Кавказа». Откуда? И все пошло! А песня «Севастополь останется русским», написанная в 2007 году? Когда я исполнял ее на «Эхе Москвы», позвонила женщина и сказала: «Александр Моисеевич, вам надо запретить писать песни, они становятся пророчествами, – потом помолчала и добавила: – А вы не можете что-нибудь такое же написать про Харьков?» Не смешно. Есть у меня еще вот такое стихотворение, найденное в черновиках и еще не опубликованное: «Полдневный пройден перевал –/ Сумел заметить я не сразу,/ Что все, о чем бы ни писал,/ Сбывается, как по заказу./ Не знаю, есть ли в мире Бог,/ Но что-то есть, и это что-то –/ Предощущенье поворота/ Еще не пройденных дорог./ Другие усмехнутся – пусть,/ Меня же время научило,/ Что, если без причины грусть,/ Недалека ее причина./ Не властный в собственной судьбе,/ Ведомый чувством странной боли,/ Боюсь писать я о себе / И все ж пишу, помимо воли./ Так с поднятою головою/ В лесном бревенчатом дому/ Перед бедой собака воет,/ Сама не зная почему».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1455
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3355
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2443
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1962

Другие новости