0
6845
Газета Персона Интернет-версия

10.09.2015 00:01:00

Но зряч старик Гомер…

Тэги: поэзия, пушкин, достоевский, дмитрий лихачев, натан эйдельман, лито луч, евтушенко, гомер, эллада, москва, давид самойлов


поэзия, пушкин, достоевский, дмитрий лихачев, натан эйдельман, лито «луч», евтушенко, гомер, эллада, москва, давид самойлов Игорь Волгин: «Я москвич, под бомбами зачатый...». Фото Екатерины Волгиной

Игоря Волгина литературной (да и не только) аудитории представлять не нужно. Долгие годы во всех своих многочисленных ипостасях он неизменно радует коллег, учеников и всех ценителей русского слова. Поводом для нынешнего разговора стала поэтическая книга «Персональные данные», которая вышла после долгого перерыва. С Игорем ВОЛГИНЫМ беседовала Елена СЕМЕНОВА.

– Игорь Леонидович, многие литераторы давали определения поэзии. Начиная от того, что «поэзия должна быть глуповата», и заканчивая пафосными высказываниями. Многие считают поэзию легкомысленной, а в то же время, по статистике, на сайте Стихи.ру около 600 тысяч авторов. Что для вас поэзия сейчас?

– Мне кажется, попытки дать исчерпывающее определение – занятие довольно бессмысленное. Ни одно из них не будет полным. Как сказал Борис Пастернак (правда, применительно к женщине): «и прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен». Возможно, поэзия и есть разгадка жизни (не сочтите за очередной трюизм): «процесс», очевидно, никогда не завершится. Мастерство, конечно, не пропьешь. Но что значит мастерство Пушкина без «самого» Пушкина? Он сам и есть это мастерство. Упомянутая вами тяга к стихописанию – дело, конечно, благородное. Но порой, как заметил однажды Мандельштам, «...это не что иное, как неудачное цветение пола, стремление вызвать к себе общественный интерес, это жалкое, но справедливое проявление глубокой потребности связать себя с обществом, войти в его живую игру». И когда другой поэт, его тезка, в своей нобелевской лекции вдруг ошеломляет публику заявлением, что поэзия – наша «видовая цель», что он имеет в виду? Очевидно, речь идет о том, что поэтическое восприятие мира станет естественным состоянием человеческой души. (Не то же ли имел в виду Гоголь, говоря, что Пушкин – это русский человек в полном его развитии, каким он явится через 200 лет.) Срок почти исчерпан – но, увы! Может быть, поэзия – это напоминание о собственном несовершенстве и попытка таковое несовершенство преодолеть.

– Какой вашей литературной работой вы гордитесь и почему?

– Вообще гордиться чем-то тобою написанным, метафизически небезопасно. Другое дело, что какие-то мои вещи мне ближе. Полагаю, удалось написать десяток-другой стихотворений, за которые не стыдно. Мне дорог большой цикл работ о «Дневнике писателя». Ибо тогда, «пускаясь на дебют», я шел по абсолютной целине. Сейчас вокруг «Дневника» возникла целая научная индустрия. Но я никогда не забуду сладость первого шага. То же – «Последний год Достоевского». Скоро исполнится 30 лет со дня выхода этой книги (мытарства, которые претерпела рукопись, – отдельная песня: если бы не участие Дмитрия Лихачева и Натана Эйдельмана, она так бы и не увидела свет). Там были целые материки, куда, как я позволил себе выразиться позднее, не ступала бодрая нога достоевсковеда. Отрадно, что и наши, и зарубежные читатели находят книгу (последнее издание 2010 года) ничуть не устаревшей. Еще бы я назвал «Пропавший заговор». В другие мои книги, например в «Уйти ото всех. Лев Толстой как русский скиталец» или в «Родные и близкие», я бы внес значительные уточнения и дополнения. А вот почти 800-страничная книга «Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания» практически не дошла до читателей: в магазинах, во всяком случае, она не наблюдалась.

– Вы долгие годы почти не писали стихов, а углубились в исследовательскую и педагогическую работу. И это при том, что все это время вы руководили студией «Луч» – непрестанно «варились» в поэтической среде. В чем причина столь продолжительного молчания и возвращения к стихам?

– Как говорится в одном из анекдотов о Чапаеве: «Видите ли, Петя…» Это вещь очень личная, сокровенная. Вот Дмитрий Быков полагает, что мне стал неинтересен мой лирический герой. В этом есть доля правды. Но дело еще и в том, что поэзия не терпит измен. Даже с Достоевским. Она не одобряет существования на два дома. С другой стороны, Достоевский тоже не выносит соперничества. Мне казалось, что именно в исторической прозе я смогу «адекватно» выразить и свое понимание жизни, и кое-какие мысли о ней. Хотя в тогдашних моих мотивах, как я теперь догадываюсь, присутствовало некоторое лукавство. Возможно, это было подсознательным бегством от смертельного риска, малодушной попыткой физического выживания. Ведь сказано: «нахлынут горлом и убьют». А возвращение, что ж: дарован, очевидно, последний шанс.

– В своей статье о вас («Новые известия» от 28.11.14) и в программе на телеканале «Культура» Евгений Евтушенко назвал некоторые из ваших стихов гениальными и завершил так: «А ты и вправду, Игорь, – первый из досточтимых достоевсковедов – попал в первую десятку русских поэтов и вряд ли оттуда уже выберешься».

– Вообще-то с классиками не спорят (смеётся). Я имею честь быть знакомым с Евгением Александровичем более полувека – и меня всегда поражала в нем удивительная благожелательность к товарищам по поэтическому цеху, способность слышать и различать чужие голоса. Для нас, его младших современников, такое качество драгоценно.

– В разные годы вы написали стихотворения с диаметрально разным посылом. Это «Ты говоришь, что книжная культура – лишь мертвый слепок», где читаем «Посмотрим: жизнь направо, жизнь – налево./ …Но слепы мы. Но зряч старик Гомер» и из поздних – «Не хочу я больше быть ученым…», где «за светильник разума – Эразма я и гроша медного не дам». Что это – следствие пресыщения или новое осмысление?

– Да нет, и тут и там – своя правота. «Старик Гомер» – это метафора всей культуры, которая ничуть не меньшая реальность, чем, скажем, «почва». (Кстати, наши подлинные почвенники ХIX века мыслили о соединении этих начал). А второе стихотворение – просто о неизбывности живого чувства: «Был я умный,/ врал напропалую,/ но мое устало ДНК./ Дай тебя я лучше поцелую/ на исходе летнего денька». ДНК здесь именно «оно», хотя грамматически это и неточно.

– Какой период, по-вашему, сейчас переживает мировая поэзия вообще и российская в частности? Спрашиваю потому, что мнения полярны – одни говорят о смерти, другие о небывалом возрождении.

– Знаете, об упадке поэзии твердили всегда, даже в ее золотые годы. «И Пушкин стал нам скучен,/ и Пушкин надоел,/ И стих его не звучен,/ и гений охладел./ «Бориса Годунова»/ он выпустил в народ:/ Убогая обнова –/ увы! – на новый год!» Это напечатано в журнале «Северный Меркурий» в 1831 году. Состояние поэзии и общественное к ней внимание, как говорят в Одессе, две большие разницы. Позволю автоцитату: «И Бог мычит, как корова./ И рукописи горят./ Вначале было не Слово,/ а клип и видеоряд./ О, дивный мир этот тварный –/ пою тебя и хулю./ Хотя мой запас словарный/ давно стремится к нулю». Поэт по-прежнему «чрез звуки лиры и трубы» пытается воссоздать вербальную картину мира. Но это почти никак не влияет на акустику века. Если для «продвинутых» читателей всегда существовали некие поэтические коды, знаки культурного опознания (например: «я достаю из широких штанин», «неужели я настоящий и действительно смерть придет», «покуда над стихами плачут», «мой милый, что тебе я сделала» и т.д.), то теперь аудитория сильно сегментирована и часть ее поражена «глухотой паучьей»: «общественное ухо» почти не различает богатейший диапазон ментальных значений. Между тем именно поэзия фиксирует и одновременно формирует мирочувствование нации. Недаром говорят, что Гомер создал Элладу.

– У каждого поэта есть любимый город или другое географическое место, сильнее всего пробуждающее вдохновение. Какой город вдохновляет вас и почему?

– Тут опять не обойтись без стихов… «Я москвич, под бомбами зачатый,/ и рожденный в городе Перми». Я вырос в Москве и кое-что о ней написал. Балчуг, Садовническая (бывшая улица Осипенко), Пятницкая, Ордынка – все это моя малая родина, «ареал обитания». И еще район трех вокзалов – Ольховка, Красносельская… Недавно на Садовнической снесли дом, где я жил в детстве, снесли 626-ю школу. Но, к счастью, – как памятник конструктивизма 30-х – сохранилась школа № 518, куда я пошел в первый класс… Как сказал Давид Самойлов: «И в той Москве, которой нет почти/ и от которой лишь осталось чувство…». Это чувство – может быть, атавистическое, фантомное – с годами все сильнее. Впрочем, об этом сказано давно и куда лучше нас: «Вновь я посетил тот уголок земли…». 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1455
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3354
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2442
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1962

Другие новости