0
6205
Газета Персона Интернет-версия

02.07.2015 00:01:00

Побежденный своею победой

Тэги: проза, философия, солженицын, бродский, теология, евреи, авигдор эскин


24-2-2_t.jpg
В сторону библейских смыслов.
Василий Поленов. Рабби Гиллел.
Портрет-этюд «Старик-еврей»
для картины «Среди учителей». 1896. ГТГ
По случаю выхода новой книги «Еврейский взгляд на русский вопрос» о русско-еврейском симбиозе, теологии и метафизике с Авигдором ЭСКИНЫМ побеседовала Екатерина МАЕВСКАЯ.

– Авигдор, ваша книга «Еврейский взгляд на русский вопрос» уже в первые дни после выхода обратила на себя, как мне кажется,  повышенное внимание. Ждали вы этого?

– Моя книга написана как серия философско-теологических эссе, привязанных к реальным событиям нашего времени. В ней также содержится попытка вступить в диалог с Александром Солженицыным по широкому спектру сущностных вопросов, затронутых им в книге «Двести лет вместе». Нельзя сказать, что я выбрал «ширпотребные» темы. Но российский читатель, как я еще раз убедился, ищет серьезного разговора о главном. Он нацелен на смыслы, а не на развлечение. Отсюда и успех.

– У вас много отсылок к личным воспоминаниям. Вы говорите о сложности бытования евреев в СССР и запрете на изучение иврита и иудаизма, о том, что именно это и усиливало тягу к запретному. Несмотря на некую обиду, есть ли ностальгия по советскому прошлому? Было что-то, безвозвратно ушедшее с эпохой?

– Никаких обид. Есть чувство досады в связи с вынужденным противостоянием, навязанным нам советскими властями. Ностальгия – это чувственная категория. Не стоит основывать на чувствах смысловые суждения об эпохе и о такой сложной и великой стране, как СССР. Могу засвидетельствовать, что в годы моего становления вокруг меня оказалось множество прекраснейших людей. Не опишешь словами степень благородства и мудрости психолога Марка Боймцагера. Он самолично лазил под колючей проволокой в Мордовии, чтобы передать каким-то заключенным лекарства. А моя учительница фортепиано в Гнесинском училище, Наталья Андреевна Мутли? Ее я видел всегда на более высокой ступени, чем Прекрасную Даму Блока и Белого. Мои первые восемнадцать лет жизни прошли в Москве, и я благодарю Создателя за каждый день того драматического опыта, которому не сыщешь подобия. Никто не написал полно и правдиво о том времени, а жаль. Да, было подавление, были тяжелые притеснения. Но помню, как в тринадцатилетнем возрасте я пошел на службу в костел одним воскресным утром со своим другом – украинским католиком. Ему было четырнадцать лет. Выйдя из костела после службы, мы пустились в спор. Я жестко критиковал некоторые аспекты увиденного, опираясь на свои первые представления о вере. Он возражал мне, а потом умолк, поднял палец руки вверх и сказал многозначительно: «Видимо, Богу угодно, чтобы ты был иудеем». И он помог мне найти синагогу. Вот так выглядела внутренняя жизнь двух подростков. Сегодня я вижу в этом не только поиск пути и свободы, но и настоящую свободу...

– Уже с первых строк вы часто обращаетесь к Солженицыну. Книга строится как некий диалог. Даже позволю себе несколько субъективное суждение – диалог-противостояние с Солженицыным. Можно ли сказать, что он представляется вам неким «буфером» в русско-еврейском вопросе? Считаете ли вы его в чем-то неправым?

– Даже великий Солженицын не захотел подняться над социальным аспектом и попробовать обсудить метафизический смысл русско-еврейского симбиоза. Многие его рассуждения в книге «Двести лет вместе» высоки и неоспоримы, а вот тенденциозность в выборе тем и в преподнесении фактов – как слой дегтя. И также в его разборе отсутствует самое главное: любое обсуждение еврейского следа в России требует метафизического и религиозного понимания. А Солженицын просто игнорирует истинный многовековой Израиль и только ведет разговор с обрусевшими, либеральными или революционными отщепенцами с нашей исторической обочины.

– Вы приводите массу цитат из статьи Солженицына о Бродском, построенную на сплошных придирках к поэту. Почему, на ваш взгляд, Солженицын так не хочет понять Бродского?

– Подробно приведенные цитаты указывают на более глубинную тенденцию, нежели сердечную косолапость, назойливо преподносимую Солженицыным по отношению к творчеству и личности Бродского. Это напоминание всему еврейскому народу, что его подлинное призвание – это теология и метафизика. И даже не физика, не поэзия, не шахматы и не скрипка. Не поймите меня неверно: тут нет пренебрежения науками и ветвями искусства. Мы говорим о том, что должно быть самым важным и чем пренебрегли. А Солженицын напоминает нам:  не туда путь держите, не о том пишете и грезите. Понять Бродского Солженицын не в силах: это его эмоциональный антипод. Солженицыну чуждо чувство юмора, его бесят полутона.

– Если бы в наши дни вам выпала возможность личной встречи с Александром Исаевичем, помимо основного вопроса книги о чем бы хотели поговорить с ним?

– Хотелось бы продолжить разговор с последних предложений его Нобелевской лекции. И двинуться в сторону высоких библейских смыслов, оставив в стороне социальные и политические споры.

– Кто из писателей близок вам? И какую цитату вы бы привели из классики, чтобы охарактеризовать собственную судьбу?

– Мои писатели сегодня – это светочи теологической мысли. Вот несколько имен: Виленский Гаон, рабби Хайим-Моше Луцато, Раввин Авраам Ицхак Кук... Я также постоянно читаю Рене Генона, Василия Розанова, Николая Бердяева. Если попытаться вместить самое сокровенное в одно предложение, то обращусь к сказанному легендарным рабби Нахманом: «Куда бы я ни шел, куда бы я ни ступал, я держал путь в Землю Израиля».

– Книга весьма неоднородна: наряду с Пушкиным, Бродским, Галичем, Мирзаяном вы упоминаете об одной из важнейших на сегодняшний день проблем Израиля – о создании Палестинского государства. Как видится вам решение в данном случае исламского вопроса? Решаем ли он?

– Если США, Европа и арабские страны перестанут вмешиваться в наши дела, то мы договоримся с нашими арабскими соседями в два счета. А пока могу засвидетельствовать, что жизнь в Израиле намного интереснее и качественней, чем в любом мыслимом месте на земном шаре. Невзирая на все проблемы.

– Вернемся к основному. С 90-х годов вы открыто говорите о близости, пересечении путей Сиона и России. Какова их природа? Это прежде всего ментальная, духовная близость? Смотрят ли сегодня Израиль и Россия в одном направлении? Казалось бы, в советском прошлом приходилось говорить о еврейском вопросе, который хотели и пытались решить. А существует, существовала ли русско-еврейская проблема?

– Еврейско-русский симбиоз стал основополагающей и болезненной темой для нашего поколения, как и для предыдущих. Опыт показывает, что обрусение и ассимиляция российских евреев никак не приводят к благим результатам. Вся моя книга посвящена идее того, что русские почвенники и израильские почвенники сумеют найти общий язык и исправить то, что было испорчено революционерами, ассимилянтами и либералами. Русский народ всегда был восприимчив к мессианской идее. Сегодняшний Израиль – это первичный оплот всего мессианского процесса. Сам факт возвращения еврейского народа на Святую землю – это претворение слов библейских пророков. Такие грандиозные события найдут свой путь к сердцу России, когда мы, израильтяне, начнем говорить о сущностном и метафизическом, а не повторять пустые лозунги о безопасности и правах человека и народа.

– Спустя длительное время появилась возможность приехать в Москву. Кажется, в 90-е? Чем для вас стало возвращение в Россию?

– Все сказано у Галича в его гениальном творении «Когда я вернусь»: «И я упаду, побежденный своею победой...» Мало кто способен прочувствовать это до основ. Требуется живой опыт, чтобы понять и пропеть. В 90-м году я приехал в Москву после без малого 12 лет. Сразу представляю себе встречу с подругой детства на станции метро «Арбатская», внизу. Заметив меня издалека, она не побежала, а полетела ко мне птицей. Впилась глазами, притрагиваясь к самым душевным корням. «Ну, как ты?» И надо ответить правдиво и лаконично, как прошли 12 лет жизни. А потом закрываешь глаза и падаешь. Откуда взять столько сил, чтобы сдерживать слезы и на могилах близких, и в объятиях любимых друзей? «И я упаду, побежденный своею победой...» Затем самолет снова приземляется в Израиле. Сходишь с трапа и целуешь снова асфальт Святой земли. Еще более осмысленно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1093
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
774
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
879
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
932

Другие новости