0
4135
Газета Персона Интернет-версия

14.05.2015 00:01:00

Все переворачивается

Тэги: поэзия, авторская песня, камчатка, юмор, евтушенко, сталинизм, диссиденты, правозащитники


люди
Обычно я рекомендуюсь так:
поэт и драматург.
Фото Сергея Иванова/PhotoXPress.ru

13 апреля Юлий КИМ стал лауреатом премии «Поэт». 28 мая в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына состоится вручение премии. По этому случаю с лауреатом о его жизни, творчестве и литературной России побеседовала Елена СЕМЕНОВА.


– Юлий Черсанович, в первую очередь хотелось бы узнать ощущения, которые вы испытали, получив премию «Поэт».

– Для меня это было приятной неожиданностью.

– Как вы расшифровываете поэтическую строку Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт»? Она с двойным дном: нечасто ведь раскрывают, что именно заключено в слове «больше».

– Я эту формулу расшифровываю так: «Поэт в России непременно еще и гражданин» – и отвечаю: «Совсем не обязательно».

– Спасибо, так смешно и мудро. А был ли знаковый эпизод, с которого началась ваша судьба в поэзии? Или, если не было, опишите сильное поэтическое впечатление в жизни.

– Рифмовать я научился у мамы. Она преподавала литературу, и вся худсамодеятельность в школе, где я учился, была на ней. В институте и после мои поэтические опыты благословляли Николай Асеев и Борис Слуцкий, спасибо им. Самое сильное впечатление произвела на меня Камчатка, и первыми настоящими стихами я обязан ей.

– У вас корейские корни. Повлиял ли этот факт на ваше сознание, жизнь, творчество?

– Сталин убил моего корейского папу, едва я появился на свет, и все мое дальнейшее воспитание происходило в семье моей русской мамы. Так что с корейской культурой, к сожалению, я толком так и не познакомился.

– Станислав Рассадин назвал вас «русский писатель с гитарой». А кем вы себя сами считаете – писателем, поэтом, бардом, драматургом? Или это все существует в синкретической взаимосвязи?

– Обычно я рекомендуюсь так: поэт и драматург. Стихи бывают песенные (большинство текстов Окуджавы) и не песенные (большинство текстов Бродского). И те и другие входят в понятие «поэзия». Тем более что песенные на бумаге часто читаются как полноценные не песенные.

– Стилизация, шутки, гиперболы, фольклор, пародия – все эти слова употребляют применительно к вашему творчеству. В этом есть что-то от певца в древнейшем понимании – сказителя, скомороха. Ощущаете ли вы такую взаимосвязь?

– Люблю подурачиться, что греха таить. В русской поэзии много было таких любителей. Обэриуты, например, Саша Черный, Козьма Прутков. Вот с ними я ощущаю взаимосвязь, чего не скажу о древнейших трубадурах.

– Вообще что вы вкладываете в понятие «бард»? И что значит бардовская песня для России?

– Главный теоретик бардовского дела Дмитрий Сухарев после долгих раздумий вывел: «Бардом является всякий, кто таковым себя считает».

Бардовская песня есть продукт песнетворчества российского образованного слоя, возникший сразу и повсеместно в СССР в 50–60-х годах, легко различимый в кругу других песенных жанров благодаря собственной музыкально-поэтической интонации. Об этом лучше меня расскажет Александр Мирзаян.

– Хотелось бы вспомнить ваши песни для кино. Работа над песнями к какому фильму была наиболее интересной? Может быть, был какой-то запоминающийся случай?

– Хорошо работалось над песнями к фильмам «Бумбараш», «12 стульев», «Обыкновенное чудо» – и еще десяток названий. Больше всего запомнилась работа с фильмом «Чародеи», куда я сочинил 13 текстов, прямо скажем, превосходных – и ни один не вошел. Не совпал со стилистикой фильма.

– Ничего себе! А каково ваше впечатление от современного состояния русской поэзии в контексте музыкального жанра?

– К сожалению, я не совсем в теме. Больше всего, понятно, удручают безвкусица и пошлость в большинстве шоу.

– Что бы вы сказали, если бы вам предложили сравнить литературную атмосферу страны 60-х годов, когда происходил бум поэзии (да и не только), и нынешнюю? Какой образ возникает?

– Условно говоря, в период оттепели (1950–1960-е годы) состоялся первый этап обновления: мы переосмыслили старое и устремились к свободе. В 1990-е годы мы эту свободу обрели и не очень знаем, что с ней делать. На первом этапе прорыв был по всем направлениям нашей культуры. На втором этапе идет поиск, новые формы, интонации только нащупываются. Почти по Толстому: «Все перевернулось и только укладывается». Впрочем, мне кажется, что «все» еще только переворачивается.

– В силу того что многие вещи вы творили при советском режиме, вам часто приходилось прибегать к приему иносказания. Насколько эти приемы востребованы сегодня? У кого из творцов, по-вашему, они лучше раскрываются?

– Патриотический обморок, в котором пребывает наше общество, дает богатую пищу для иронии, причем скорее горькой, чем гневной. В первых рядах – Дмитрий Быков, Игорь Иртеньев, Виктор Шендерович и, разумеется, несравненный Михаил Жванецкий.

– Как вы относитесь к тому, что литературная жизнь сейчас во многом переместилась в виртуальное пространство и блоги, по сути, стали живыми книгами?

– И в блогах, и в книгах тексты остаются текстами, а следовательно, читатели остаются читателями. Разница в том, что если вы захотите посмотреть фильм или позвонить по телефону, то книгу придется отложить, а в компьютере – только нажать на кнопку.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Уж который год ломаю голову над либретто «Опера нищих на русский мотив».

– Планируете ли вы по приезде в Москву какие-нибудь вечера, встречи помимо вручения премии?

– 29 мая я в «Гнезде глухаря», 5 июня – в театре «Мастерская Петра Фоменко». На этом мой сезон заканчивается, а новый я еще не планировал.

– Хотелось бы услышать ваше новое стихотворение.

– Вот не совсем новое, зато вечно актуальное.

Как прекрасна мозаика 

жизни,

Хоть и логики как лишена!

Как луч света 

в вертящейся призме,

Так сверкает 

и брызжет она!

Не ищите порядка 

и связи,

Проповедуйте горе уму!

А когда чёрный кот

Вам тропу перейдёт,

Перейдите её же ему!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1381
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3267
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2356
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1889

Другие новости