0
5778
Газета Персона Интернет-версия

09.04.2015 00:01:00

Назло вам не умру!

Тэги: толстые журналы, санктпетербург, солженицын, зощенко, довлатов, хемингуэй, новый мир, фурцева, некрасов, петропавловская крепость, балтийское море


толстые журналы, санкт-петербург, солженицын, зощенко, довлатов, хемингуэй, «новый мир», фурцева, некрасов, петропавловская крепость, балтийское море «Нева» впадает в океан современной словесности. Обложки журнала «Нева»

Журнал «Нева» возник в 1955 году на базе «Ленинградского альманаха». В нем печатались Михаил Зощенко, Михаил Шолохов, Лев Гумилев, Дмитрий Лихачев, Александр Солженицын, братья Стругацкие, Владимир Дудинцев и другие. По случаю 60-летия журнала о его авторах, судьбе толстых журналов и питерской литературной среде с Натальей ГРАНЦЕВОЙ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.

– Наталья Анатольевна, 60 лет существования журнала – солидный срок. Расскажите, пожалуйста, какова была раньше литературная концепция журнала, как она менялась за годы существования?

– Основанный в послесталинскую эпоху, журнал, естественно, априори издавался, ориентируясь на требования теории социалистического реализма, как, впрочем, и другие журналы советского времени. В нем было много пропагандистских материалов публицистического и журналистского характера, он печатал очень разнородные тексты – вплоть до тематических фотоподборок на вклейках, театральных рецензий, шахматных партий и нот свежесочиненных песен ленинградских композиторов. Новое издание пользовалось популярностью у читателей. В 1960 году, например, его тираж превысил 120 тыс. – больше, чем у «Нового мира», «Москвы», «Звезды»... Впоследствии – особенно в последние десятилетия – журнал становился все более «литературоцентричным». Не свойственные толстому литературному журналу материалы уходили из содержания, зато собственно художественная литература и критика обретали более значительный вес. В период перестройки «Нева» вошла в число журналов, на страницах которых появились остросоциальные и политические тексты, а также запрещенные прежде произведения. Тогда всем казалось, что запрещенное содержит в себе всю правду и конечную истину, достаточно его опубликовать – и жизнь чудодейственным образом изменится... Краткий период этих массовых иллюзий, конечно, миновал, оставив память о гигантских тиражах. В 90-е годы журнал позиционировал себя как независимое литературное издание и не столько думал о концепциях, сколько о трудной науке выживания. В последнее десятилетие произошла естественная ротация творческого актива, и на повестке дня появилась новая задача: выявить и сформировать у читателя представление о том, что собой представляет новый писатель XXI века.

– Расскажите о значительных литераторах и произведениях, которые печатались на страницах журнала. Может быть, есть интересная байка о взаимодействии издателей и автора?

– Значительных и известных авторов было множество: Михаил Шолохов, Вениамин Каверин, Константин Паустовский, Василь Быков, Даниил Гранин, Федор Абрамов, Александр Солженицын, братья Стругацкие... Всех не перечислить. В годы, когда создавали свои произведения перечисленные авторы, основные коллизии их взаимодействия с издателями состояли в непредсказуемости цензурных требований. Пишущему иной раз даже в голову не могло прийти, что конкретно числится в разряде «охраняемых тайн». Так, например, в 1960 году журнал «Нева» запланировал опубликовать роман Хемингуэя «По ком звонит колокол». Редакция запросила разрешение автора, получила его, запаслась ходатайством Михаила Шолохова, отправленным на имя Екатерины Фурцевой, – все было напрасно, публикацию запретили. Оказалось, что запрет наложила... Долорес Ибаррури, главный в то время «эксперт» по освещению войны в Испании и роли в ней коммунистов... Или вот еще. В 1973 году оказалась под цензурной угрозой публикация вполне безобидного рассказа Сергея Довлатова «По собственному желанию»... И почему? Оказывается, в нем упоминался всем известный в Ленинграде адрес, который значился в списках Горлита секретным. Этого ни редактор, ни автор не знали и знать не могли. Теперь это может показаться байкой, но, увы, это достоверные факты.

– Многие сегодня считают, что «толстяки», игравшие значительную роль во второй половине XX века, сегодня не создают силового поля в литературе. Что вы думаете о роли толстых журналов сегодня?

– Кардинально изменилось конкурентное поле. Толстые журналы утратили функции единственных универсальных просветителей – собственно, они таковыми были лишь в предперестроечное двадцатилетие, и вечно так продолжаться не могло. Ныне «толстяки» выполняют свойственную им исторически роль: это экспертный фильтр, призванный сохранять и развивать высокие стандарты большой литературы, устанавливать планку мастерства, отделяющую художественный текст от коммерческой беллетристики. Так было и во времена Пушкина и Некрасова, и это нормально. Так будет и впредь. Конечно, Ломоносов был прав – российская земля способна в любые эпохи рождать собственных «Платонов и Невтонов», однако они всегда – явления штучные, а следовательно, не могут быть по определению источником извлечения большой прибыли. Так было и в XIX веке, и в XX, когда силовое поле создавали талантливые авторы, ведомые большими художественными идеями. Так будет и в наступившем веке, когда появится автор большого масштаба, умеющий выразить свое время и пренебрегающий сиюминутным быстротечным успехом.

– Что сейчас, по-вашему, в русской литературе наблюдается – расцвет, упадок, застой? Влияют ли сегодня художественная проза, поэзия на умы, как это было в XX веке?

– Думаю, сейчас на литературном календаре апрель... Световой день удлиняется, снег еще не растаял, но в воздухе явственно пахнет весной... Есть области, где наблюдается определенный расцвет, в других же – явный упадок... В целом же создается ощущение, что все многообразие сущего набирается питательных сил, чтобы выйти к точке бифуркации – новому качеству. Мы чего-то ждем, а чего конкретно – пока остается только гадать. И наблюдать – влияет ли современная проза и поэзия на состояние умов. При этом не следует забывать, что результат зависит не только от качества самих художественных текстов, но и от качества умов... Развиты ли они, восприимчивы ли к прекрасному, имеют ли представление о вкусе и обладают ли умением мыслить...

– Чем литературная жизнь Питера отличается от московской? Чем разнится (судя по нынешним авторам) поэтическая традиция?

– Литературная жизнь Санкт-Петербурга, на мой взгляд, предпочитает камерные залы, а московская – открытые пространства. Это, конечно, всего лишь субъективное ощущение, но, может быть, и им диктуется представление о разноформатности поэтической традиции обоих мегаполисов, они связаны с географией. Одно дело, когда автор ощущает себя живущим в центре страны/мира, и совсем другое – жить на краю страны, на обрыве...

– В каких точках концентрируется литературная жизнь Питера? Кто, по-вашему, является «властителями умов», если вообще есть таковые?

– Конечно, такие точки есть – включая секции отделений союзов писателей, библиотеки, книжные магазины, арткафе и т.п. И в каждой такой точке есть свой «властитель», который ни в ком другом не нуждается. Подобная же картина наблюдается в виртуальных точках – в Интернете, в социальных сетях. Происходит, так сказать, атомизация литературного процесса, а механизма, способного собрать все эти точки в единую картину, еще не придумали... Поэтому, на мой взгляд, мы имеем тысячи маленьких властителей и ни одного крупного, великого.

– Вашим стихам свойственна отточенность форм, строгость линий, торжественность дворцовых зал, через анфиладу которых вы как бы путешествуете по эпохам. Поделитесь стихотворением, которое, на ваш взгляд, более всего отражает наше время.

– Не знаю, символизирует ли наше время мое стихотворение, но вот тот, о ком оно написано, сам является символом явления новой поэзии в новом времени России. И хочется думать, что у этого феномена есть ресурс развития и в будущем.

Ломоносов

Наук духовных генерал,

Боец в чужом пиру,

Отец поэзии сказал:

Назло вам не умру!


Рожденный истину любить

И камни собирать,

Не дам историю убить

И правду переврать!


Я, холмогорский Златоуст,

Пройду по всем векам.

Я до бессмертья доберусь

Назло клеветникам!


Я все наречья охвачу,

Чтобы унять глупцов.

Я никогда не замолчу

И в царстве мертвецов.


Я – слова царь, я – мысли бог,

Меня не покорить.

Я буду бурям поперек

Дышать и говорить.


Вот мой закон и мой завет –

Творить судьбы оплот.

Я – Ломоносов, и мой свет

Назло вам – не умрет!

– Как журнал «Нева» отмечает юбилей? Какие мероприятия уже были, что еще планируете?

– В отличие от одноименной реки «Нева» впадает не в Балтийское море, а в огромный океан современной словесности, взаимодействует с авторами, живущими на разных континентах. Весь год мы будем проводить встречи с читателями в библиотеках Санкт-Петербурга, проводить выездные заседания редколлегии в разных городах с целью знакомства с новыми авторами, запланированы публикации об истории журнала «Нева» в литературных газетах. Выпустим в свет антологию произведений молодых писателей – «Молодая «Нева». В мае журнал примет участие в работе Книжного салона в Санкт-Петербурге, тогда же объявим лауреатов премии журнала «Нева» за лучшую публикацию минувшего года. А в официальный день рождения журнала – 16 апреля – сотрудники соберутся на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, чтобы в честь своего праздника салютовать городу и миру полуденным выстрелом из пушки!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1384
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3277
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2363
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1895

Другие новости