0
5907
Газета Персона Интернет-версия

18.12.2014 00:01:00

Пеплос из простыни

Тэги: поэзия, античность, пушкин, бесы, есенин, чуковский, шкапская, кузмин, заболоцкий, ходасевич, сапфо, аполлон григорьев, олимп, минотавр, рождество, державин


поэзия, античность, пушкин, «бесы», есенин, чуковский, шкапская, кузмин, заболоцкий, ходасевич, сапфо, аполлон григорьев, олимп, минотавр, рождество, державин Вера Павлова: на стихи меня подсадила бабуля. Фото Елизаветы Павловой

Поэзия Веры Павловой ворвалась в литературную жизнь Москвы конца XX века и породила множество, с одной стороны, восхищенных отзывов, с другой стороны – жесткой критики. Многие сочли, что Вера Павлова – мистификация, за которой кроется перо мужчины, настолько ярки, плотски и лексически раскованны были образы. Но мистификация раскрылась… еще большей мистификацией: Вера Павлова оказалась реальным человеком, причем автором, в произведениях которого акцентировано именно женское начало. Другое дело (и это играло не последнюю роль в эпатаже), что женская поэтическая сущность выражаема ею на пределе раскованности мысли и слова, на острие смыслов, когда плоть и дух почти уравновешены на чашах весов. В преддверии издания новой поэтической книги «18+» с Верой ПАВЛОВОЙ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.


– Вера, вопрос, что называется, с места в карьер. Можно ли создать гениальное произведение в условиях внутреннего и внешнего комфорта или творческая энергия нуждается в бурях и катастрофах?

– Гениальное произведение нуждается во внутреннем и внешнем комфорте, как нуждается в нем беременная женщина: полноценный сон, здоровое питание, покой, свежий воздух… Без этого не выносить дитя, не написать стишок. А в крайних точках, на полюсах эмоций – на самом дне горя, на седьмом небе счастья – стихов нет. По крайней мере, таков мой опыт.

– Какое у вас было самое первое сильное поэтическое впечатление в жизни? Кто из поэтов минувших дней больше всего повлиял на поэтессу Веру Павлову?

– На стихи меня подсадила бабуля. С ее молоком я впитала множество стихов. Ее любимцами были Пушкин и Есенин. Которых она читала мне наизусть на прогулках. Которые я выучила с ее голоса (в пять лет декламировала на потеху пьяным гостям «Черного человека»). Которые трогали меня до слез. В особенности жалостливые: «Песнь о собаке», «Корова». Но если уж выбирать что-то одно, то – «Бесы». Повторяла их, пританцовывая, и когда доходила до строчек «Домового ли хоронят, /Ведьму ль замуж выдают», впадала в вакхический транс. Бабуля прожила 99 лет и 8 месяцев. У меня в айподе есть видео: девяностодевятилетняя бабушка Роза читает мне «Ты жива еще, моя старушка?» Наизусть. С трудом выговаривая слова. Целиком. Мало чем я дорожу так сильно, как этой записью… Что же до поэтов минувших дней, то вопрос это часто задаваемый и всегда напрягающий, поэтому у меня есть домашняя заготовка. Знаете, игра такая детская: стучишь мячом об асфальт и скандируешь: «Я знаю пять имен девочек – Вера раз, Таня два…» Главное, не сбиться и мяч не уронить. Так вот, стучу по мячу: «Мои любимые пять русских поэтов: Чуковский – раз, Шкапская – два, Кузмин – три, Заболоцкий – четыре, Ходасевич – пять». Вроде не сбилась.

– Критики отмечали, что в вашем творчестве больше чувствуется античное языческое мироощущение, чем какое-либо еще. И точно, я вас очень хорошо представляю в пеплосе на берегу Адриатического моря.

– Пеплос примеряла. Сделанный из простыни. У дочки в школе играли в Грецию, меня позвали побыть Сапфо. Могла ли я отказаться! А венок лавровый мне вырезали из картона, в который была упакована книга «Четвертый сон», за которую я через пару месяцев получила премию Аполлона Григорьева. Я восседала на Олимпе из поставленных друг на друга парт и задавала Лизиным одноклассникам вопросы по истории греческой литературы, после чего они убегали в физкультурный зал сражаться с Минотавром-физруком. Совсем уже под вечер ко мне на Олимп прибежала сияющая Лиза: «Мамочка, мы нашли Золотое руно!» Была и на Адриатическом море – на поэтическом фестивале на острове Тинос. Читала, между прочим, в древнем амфитеатре под открытым небом, под звездами, именно в этих краях, на этом языке получившими свои имена. Это было сильно! У мужа на тишотке был принт – мой стишок в его переводе на английский крупными буквами. И мы попросили зрителей прочитать его вслух. Стив выпятил грудь и втянул живот, я дирижировала, хор декламировал, звезды смеялись. Вышло очень антично.

– В одном из интервью вы говорили, что вам в поэзии важна смысловая точность выражения. Могли бы привести пример стихотворения, которое считаете законченным у себя?

– Я не публикую стихотворение, если оно кажется мне недостаточно точным. Так что – любое. Ну, почти… В пример же приведу три «сезонных», рождественских стишка, просто чтобы не разглагольствовать всухомятку. И поздравить милых читателей с Рождеством.

* * *

Молочная луна в дымке

катается, как сыр в масле.

Помолимся без запинки,

положим малыша в ясли.

Поклонятся ему козы

и примутся за свой силос.

Но знают кое-что звезды,

что астрономам не снилось.

* * *

Уходят волхвы на восток.

Иосиф вещи пакует.

Младенец целует сосок,

не знающий поцелуев

мужчины. И девочка-мать

не может снести без стона

нечаянную благодать,

заполонившую лоно.

* * *

Не сердись, что молитвы те

колыбельною кажутся песней, –

я люблю Тебя на кресте,

но в пеленках Ты мне любезней,

я такому Тебе молюсь,

возношу ектеньи и осанны –

засыпающему, малю-

сенькому, у груди, после ванны.

– Как вы относитесь к усложненному языку, неудобному синтаксису, отсылающему к Державину и Тредиаковскому (концепция Максима Амелина)? Вообще, что нужно в поэзии – усложнять, упрощать или... Что нужно делать?

– Каждому своё. Амелин – отличный поэт, очень его люблю. Я, когда пишу, ищу простоты, но той, что наступает после сложности, – белоклавишный до мажор, но после прохождения всего квинтового круга.

– Вы в интервью рассказывали, что дали литературное воспитание детям, которые почти стали для вас родными. Возможно ли, проводя индивидуальное эстетическое образование, преуменьшить экстремистские тенденции в обществе?

– Пожалуй…

– Боитесь ли вы периодов творческой немоты, есть ли какие-то рецепты борьбы с этим «недугом»?

– Боюсь. Рецепты? Плакать. Гулять по лесу. Писать письма. Любить ближних. Вести дневник.

– Вера, традиционный вопрос. Хотелось бы узнать ваши творческие планы. Что прочтут читатели в Сети либо на бумаге? Когда в ближайшее время мы услышим голос Веры Павловой в Москве?

– Готовлю новую книжку. Она – девятнадцатая по счету. Поэтому я не могу упустить возможность и не назвать ее «18+»: она кровно связана с восемнадцатой, «Либретто», она – для взрослых, да и парочка запрещенных словечек в ней найдется. Что же касается голоса, то он будет звучат весь декабрь и часть января в телефонной трубке.  А также в Питере – 24 декабря и в Москве – 4 января в 

15. 00 в «Гнезде глухаря». Увидимся. А если не увидимся, то – с наступающим! Пусть вам живется полегче.

– Не могли бы в заключение почитать немного стихов из новой книги?

 – Да, конечно.

* * *

И для меня настанет пора

утечки, усушки, утруски.

Лишь бы последняя медсестра

со мной говорила по-русски.

Датчики, трубочки, провода,

белье с голубыми цветами…

Правда, сегодня полегче? – Да, –

безмолвно, одними глазами.

* * *

Холодная весна.

Замерзли лужи.

Холодная война

тепла и стужи.

Я знаю, чья возьмет.

Еще немножко.

Трещи, проклятый лед,

под босоножкой.

+

Обонянью – медоносы,

осязанью – травы.

Любодействуют стрекозы

на груди – на правой.

Не раздета – не одета,

Афродита, Ева,

я – твоя должница, лето.

О – уже на левой.

+

Мой горе-город, благодарствую

за то, что детство не мертво,

пускай который год кадаврствую

в мертвецких твоего метро,

но вверх бегу по эскалатору,

но выхожу из-под земли

в Измайлово – и дух захватывает

от запаха цветущей ли-

+

Отваливаются куски

штукатурки. Краны текут.

Тут живут старики.

Мои старики живут.

В чайнике накипи карст.

Фарфор в многолетней пыли.

И целый шкафчик лекарств,

которые не помогли.

+

Не горевать. Не горячиться.

На то и сумерки даны,

чтоб порыжевшие страницы

листать при свете седины.

Зажгу ночник. Задерну шторы.

Протру очки. И потружусь

понять простой стишок, который

с пеленок знаю наизусть.

+

Дорогие друзья – по всему свету.

Дорогие гробы – только России.

Дорогие мои, я скоро приеду.

Все слова любви остаются в силе.

Под землей отдыхаете, на курортах?

Спите в тихих комнатах, 

в долгих комах?

Не делю людей на живых и мертвых,

только на любимых и незнакомых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1345
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3226
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2324
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1861

Другие новости