0
5896
Газета Персона Интернет-версия

14.08.2014 00:01:00

Нос в пыльце

Тэги: Поэзия, фольклор, Цветаева, Швеция, Тарковский, Бергман, Окуджава


Поэзия, фольклор, Цветаева, Швеция, Тарковский, Бергман, Окуджава

Лета Югай: «принципиальный дилетант» или «человек промежутка»? Фото из архива Елены Югай

Лета Югай не только поэт (в том числе и детский), она собирательница и исследовательница фольклора, а конкретнее – причетов (плачей). Преподает мифологию и древнерусскую литературу. Кроме того, она художник: пишет картины, создает из пластика и тканей кукольные миры. О стереоэффекте искусств и фольклорных поездках с Летой ЮГАЙ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.


– Лета, ты стала в этом году лауреатом премии «Дебют». Какие были первые чувства при получении? Насколько важна для тебя эта награда? 

– Мне кажется, невозможно жить, если серьезно относиться к премиям. Но мне было приятно. И приятно, когда оказывается, что об этой премии знают люди, не включенные в современный литературный процесс, – вроде как ты чего-то достиг в избранной тобой области и в их глазах. Но, мне кажется, главное в премиях – возможность общения с людьми, интересующимися тем же, что и ты. Функция знакомства.

– Лета, ты – разносторонне одаренный человек. Это касается и фольклорных изысканий, и стихов, и художественных работ. Ты писала пьесы, интересуешься театром. Я поняла, что тебе вообще близка эклектика искусств. 

– Когда-то я определяла себя как «принципиальный дилетант». Есть люди, рожденные быть профессионалами и посвятить себя одному делу. Я их очень уважаю. Но у меня нет чувства, что вот это – мое главное и смысл жизни по отношению ни к одному из своих занятий. А какие-то смыслы на грани разных миров – это мне действительно интересно. В пьесе, о которой ты вспомнила, есть слова Марины Цветаевой: «Я – человек промежутка». Между небом и землей, между жизнью и творчеством. Когда ты находишься более чем в одной системе координат, ты видишь мир с разных сторон, и получается такой стереоэффект. Ты ни в чем не уверен, так как нет аксиом, не подлежащих сомнению, и ты можешь найти нечто новое.

– Расскажи о полученном гранте – поездке в Швецию. Я знаю, что в данный момент ты путешествуешь, как ты писала, «от праздника к празднику». Ты там тоже исследуешь местный фольклор?

– Это грант «Фонда содействия развитию российско-шведских отношений имени Сверкера Острёма». Я нашла сайт в Интернете и подала заявку на сравнительное изучение шведских и русских весенне-летних праздников. И вот я здесь. Цель фонда в том, чтобы русская молодежь узнала Швецию ближе. Область исследования может быть различной: юристы, экономисты, историки, политологи – до 35 лет. Филолог я, кажется, первый. Весной работала в архивах (здесь есть замечательная структура – архив по диалектологии, ономастике и фольклористике SOFI, филиалы которого расположены в Гётеборге и Уппсале), проводила семинары по русским праздникам в Уппсальском и Гётеборгском университетах, консультировалась с этнологами в Стокгольме и Умеа. Мне особенно интересно сравнивать методы науки, принципы работы фольклорных архивов дома и здесь. Ну и, конечно, сами праздники. Понятие о себе и о другом во многом меняются при рассмотрении другого. Один собеседник сказал мне: «Шведы не определяют шведскость через традиции. Наши особенности – мы любим природу, любим шведские березы и не против выпить. И шведская литература, язык – это тоже важно для многих». Не правда ли, в этом определении слышится что-то знакомое? А к березе тут, правда, особое отношение. Примерно в те же дни, когда в России Троица, в университетском городе Уппсале все было в березовых веточках, перевитых лентами. Так украшают в честь Студентена (выпускного) двери, улицы и… тракторы, на которых выпускники катаются по городу в честь окончания учебы. На праздник середины лета Мидсоммар ставят увитый березовыми ветками шест, разный по форме в деревнях Даларны и в других районах Швеции. Сейчас я собираюсь на Готланд, где в начале августа проходит «средневековая неделя», и заодно хочу попасть на остров Форё, где снимался мой любимый «Час волка» Бергмана и другие фильмы, в том числе «Жертвоприношение» Тарковского. Люди, которые встречаются мне тут, дружелюбны и открыты. Наш самоотверженный куратор Диса Хостад (в прошлом работавшая иностранным корреспондентом «Дагенс Нюхетер» в Москве), помогает познакомиться не только с коллегами, но и просто с интересными мне людьми. Например, я провела день на острове Эланд в гостях у Анники Бекстрём, переводчицы Цветаевой на шведский.

– Кто твои литературные и художественные учителя? Были ли моменты, когда приходилось бороться с подражанием?

– Вопрос требует долгого и объемного ответа. И среди художников, и среди поэтов мне часто больше всего дороги те, на кого я не похожа, так что бороться не с чем. А недавно в Швеции я увидела рисунки Эльзы Бёсков, знаменитой детской художницы и писательницы. Странно, что я не встречала их раньше, в моем детстве этих книг не было. И это настолько похоже на то, чем я занимаюсь сейчас... Пришлось побороться с мыслью, что я не делаю ничего нового, чтобы работать дальше.

– В некоторых твоих стихах неожиданно «услышала» голос Беллы Ахмадулиной. Есть ли к ней особое отношение? Вообще, кто из поэтесс XX века тебе близок?

– У меня есть особое отношение ко времени, когда мои родители жили в Москве. К Таганке и актеру Высоцкому, к людям технических специальностей, читавших самиздат, и соответственно к поэтам, во многом определявшим тот мир таким, какими они были тогда. В этом времени, конечно, и Ахмадулина. И не только стихами, но и посвящениями ей – Окуджавы, Вознесенского. И она мне дорога. Из женщин-поэтов ХХ века – Марина Цветаева, Елена Гуро. Из ХХI века – Ирина Ермакова.

– Извини за нескромный вопрос: ты человек верующий? Как ты чувствуешь, насколько ощутимо в древних языческих плачах влияние православной традиции? Как эти религии сплетаются и взаимодействуют между собой?

– Я человек христианской культуры. Читай – западной. Но я не религиозна. Народная вера – совершенно особенный комплекс представлений, где очень сложно разделить языческое и христианское. Что-то определяется самими людьми как православные убеждения, а на самом деле содержит отзвуки дохристианских верований, сектантства, социализма, чего угодно. Причитания пересказываются в «Повести временных лет», причитания мы записывали в Никольском районе год назад. Такой долгий срок бытования плачей предполагает изменчивость, но основное – представление, что душе, чтобы переместиться в загробный мир, нужна дорожка из голоса родных людей, остается. В текстах встречаются и двое ангелов, и Христос Истинный, и звон колокольный. Они переплетаются с образами мира природы (серой кукушицей, ельничком-осинничком, темными лесами) так, что невозможно разделить металлические предметы, вросшие в дерево, или освоенный ракушками и рыбами затонувший корабль. А вообще я действительно считаю вопрос веры, что называется, личным. И считаю невозможным поощрение ни веры, ни ее отсутствия. Человек может проходить путь от одного к другому многократно, и это его глубоко интимное дело.

– Расскажи интересную историю, связанную с твоими фольклорными поездками, – о носителях фольклора, с которыми довелось общаться?

– Я ездила в экспедиции с Вологодским областным детско-юношеским центром традиционной народной культуры, куда дети ходят заниматься после основных школ. То есть чаще всего я хожу по деревням с детьми. Недавно с девочками забрели в глухую деревню в Тарногском районе, у крайнего дома на скамейке сидела очень старая женщина, которая, на наше счастье, села передохнуть от работы. «Это все твои?» – спросила она, кивнув на девочек, и разговор завязался. Она нам рассказала о том, что жизнь стала не такая, что скоро конец света, потому что в Библии написано: если змеи на столе шипеть начнут, значит, скоро конец света. Она думала, как это может быть... А ей внуки недавно привезли чайник, а в нем – железные змеи накаляются и шипят. Вон оно что! Это к слову о народном православии. Так мы с ней до вечера и просидели.

– Как сложился твой цветочный сборник – своеобразное олицетворение цветов, где, я помню, присутствуют герои-георгины, солдаты-тюльпаны, драчуны ордена Чертополоха, отшельник Белозор и хлебосольный хозяин Донник?

– Это один из проектов, на которые у меня уже третий год не хватает времени. Каждое лето хочу найти неделю порисовать (мне даже снится, как это должно выглядеть), но всегда находятся неотложные и срочные дела. Наверное, зачем-то это нужно. Сборник задуман как последовательность иллюстрированных стихотворений-стилизаций: от весенних цветов в формах трубадурской поэзии до позднего августа – Серебряного века. Я помню, как в детстве за четыре месяца в деревне все эти цветы проходят перед глазами, и каждый раз это не просто жизнь, а весь мир от начала времен до наших дней, потому что в знакомство с цветами вмешивается летнее чтение и взросление, столь значимое в первые годы жизни человека. Любование прожилками на лепестках, пробование на звук «домашнего» имени растения и официального названия на латыни – и нос в пыльце.

– Помнишь, ты собирала байки Литературного института и его общежития? Что-нибудь в итоге получилось?

– Пока получился доклад на конференции Международного общества изучения современных легенд в Праге в июне этого года. Может быть, наше дорогое общежитие попадет в «Фольклорную карту Москвы» – проект, который делает Лаборатория фольклористики РГГУ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1262
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3131
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2228
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1785

Другие новости