0
5459
Газета Персона Интернет-версия

17.07.2014 00:01:00

Ментальный скелет

Тэги: поэзия, образование, иосиф бродский, яков перельман, майн рид, хлебников, мандельштам, маяковский, дмитрий быков


поэзия, образование, иосиф бродский, яков перельман, майн рид, хлебников, мандельштам, маяковский, дмитрий быков Данила Давыдов: человек читающий. Фото Марианны Власовой

Данила Давыдов – человек литературный, но не в значении «книжный червь». В своей писательской и критической деятельности он успешно сочетает серьезные филологические штудии с живым неформальным литературным процессом. О механизмах создания литературного произведения и проблемах гуманитарных вузов с Данилой ДАВЫДОВЫМ поговорила Елена СЕМЕНОВА.


– Данила, у тебя есть яркое литературное переживание детства или юности, которое определило, что ты будешь заниматься литературой? 

– Я всегда был человеком читающим. Начал читать рано – в три года с небольшим. До школы и в ранней школе книжки попадались совсем непредсказуемые – часто естественнонаучные. Я, например, любил Камиля Фламмариона, дореволюционные издания про космос. В первом-втором классе - «Занимательную физику» Якова Перельмана. Была куча советских научно-популярных книжек про генетику, фотосинтез, ядерный распад. Я в общем класса до шестого-седьмого думал, что литература литературой, стихи я буду всегда писать, а основным делом будет  химия, биология либо биохимия. Только нежелание заниматься математикой и понимание того, что в современном естественнонаучном знании математика необходима, меня остановили. Однако все это меня живо интересует до сих пор. По поводу детских книжек тоже было не все как у людей. Вещи, которые принято детям любить – Майн Рид или Сабатини, – мне казались дико скучными. Исключение я делал для Жюля Верна. А еще были всякие странные философские сказки – с одной стороны, эти скандинавы безумные: мумми-тролли и Тутта Ларсен. С другой стороны – тоже книга вроде детская, но совсем не детская по пафосу – Януш Корчак «Король Матиуш Первый», которая действительно впечатлила, сконструировала внутренние миры. В десять-двенадцать лет я прочел Кафку и всего Достоевского. И не могу сказать, что у меня на этом сильно поехала крыша. Наверное, это сильно повлияло на мое представление, что есть литература. Я понял, что чем меньше литература похожа на наивный реализм, тем она лучше. С поэзией все гораздо смешнее, потому что внятно читать стихи я начал позднее, чем писать. В детстве был типичный пример «чукча не читатель, чукча – писатель». Стихи я писал лет с пяти-шести, но первым впечатлением за пределами классики во втором-третьем классе стал самиздатский Гумилев. С другой стороны, Маяковский. И самое смешное, что в ранние годы мне нравились не его ранние поэмы и гимны, а агитационные тексты Окон РОСТа и вообще любовь к авангардной форме. «Чемберлен поставил клизму старику империализму» с тех пор вошло в кровь. 

– Расскажи о механизмах создания стихотворения, рассказа. Стоит ли на первом месте идея либо ты спонтанно рисуешь картины во взаимодействии с подсознанием?

– Это довольно сложно, потому что все зависит от текста. Причем самое забавное, что здесь принципиальной разницы между стихами и малой прозой я для себя внутренне не вижу. Я не говорю, что ее нет с литературоведческой точки зрения, но с точки зрения моей психологии этим занимается один и тот же участок мозга, извините за пафос – один и тот же участок души. Может быть, поэтому я клинически не способен писать крупную прозу, потому что она пишется как-то совсем иначе. А маленькие рассказы создаются спонтанно. То есть не то чтобы совсем спонтанно, но – одноразово. Они могут потом переписываться, но все равно это уже готовый продукт. Бывает, возникают картины, но это реже всего. Как правило, это ситуация языкового гула – так, как Маяковский это описывал в знаменитой статье «Как делаются стихи». И поразительным образом поэт, совершенно не похожий на Маяковского, – Мандельштам – примерно так же описывал этот процесс. Проступают контуры – я бы сказал, такой ментальный скелет текста, который еще не заполнен словами. Причем это даже не ритмическая сетка. И этот скелет постепенно наполняется. В прозе, кстати, то же самое, потому что она тоже построена на композиционно-ритмических основаниях. Так что, можно сказать, что у меня скорее аудиальное восприятие. В этом смысле я хорошо понимаю Мандельштама, который говорил, что он единственный в стране поэт, который пишет с голоса. Я, конечно, думаю, что он преувеличивал, но мне близко ощущение, когда стихотворение может долго проговариваться, а потом уже быть записанным. И в этом смысле мне не очень понятна работа, когда человек садится и пишет стихотворение, потом его долго исправляет. Если стихотворение уже произошло, то оно записывается в чистовом виде с минимальными правками. Но есть и другие случаи, когда ты сначала видишь внутреннюю задачу. Ты не видишь словесного, даже засловесного наполнения. Просто есть фишка, которую хочется сделать. Бывает, возникает одна строчка, образ или метафора, и вокруг нее вырастает все остальное. У меня, кстати, есть несколько рассказов, возникших из последней фразы. Я знал, что есть такая фраза, а что будет дальше, не понимал. Остальное просто наслаивалось на это. Это своего рода кокон, который наматывался вокруг одной или двух строчек, рожденных интуитивно. Мы же понимаем, что линейность текста – это не совсем та линейность, которая существует в обыденном мире. Текст движется во все стороны одновременно, и не случайно стих называется «версус» – возврат. Это некоторое возвратное движение, как логика сна в описании Павла Флоренского. Текст может двигаться от конца к началу, противореча нашим физическим чувствам.

– Ты литературный многостаночник – пишешь стихи, прозу, критику. А от чего ты получаешь моральное удовлетворение?

– Больше всего я люблю спать. На втором месте, пожалуй, лежит алкоголь. Еще, секс, конечно, – очень хорошая вещь. И, конечно, все это вещи гораздо более приятные, нежели любое литературное творчество. Я бы еще хорошую еду сюда добавил и путешествия по разным интересным местам. Если бы у меня была рента, даже небольшая, то, конечно, никаких бы лекций я не читал и скорее всего критики бы тоже не писал. А вот, боюсь, не писать стихов у меня бы не получилось. Так что по чисто физиологическому факту поэзия – это первичное дело. Кстати, так биографически и получается. Я не намеревался быть критиком, филологом и преподавателем, а намереваться или не намереваться быть поэтом – вопрос не стоял: я был им по факту с ранних лет. Здесь я под словом «поэт» я подразумеваю не качество, а человеческую составляющую, естественную часть душевных практик.

– Как ты относишься к современному гуманитарному педагогическому процессу? Чем отличаются сегодняшние студенты-литераторы?

– Со студентами я общаюсь в основном как с молодыми поэтами, и в качестве таковых они меня вполне устраивают. Очень интересное новое поколение, которое буквально только что закончило Литинститут либо другие гуманитарные вузы вроде РГГУ. Тут я разницы принципиальной не вижу – сильное поколение, абсолютно встраивающееся в линию развития независимой культуры. Всегда, конечно, есть графоманы, лизоблюды и карьеристы, но ничуть не меньше людей, наследующих предыдущим поколениям и создающих свой язык. Что касается высшего образования, то оно и на нашем-то веку вызывало целый ряд вопросов. А сегодня его загубили окончательно всеми возможными властными способами, демократическими. Вузовская система не то чтобы развалена, но находится в процессе развала. Болонская система образования – система бакалавров и магистров, может быть, и хороша на Западе, где она отработана столетиями, но у нас она накладывается на наши педагогические традиции, и получается ни рыба ни мясо. Не говоря уже о том, что применение этой системы к творческим вузам мне вообще кажется сомнительным. Хотя, прямо скажем, в гуманитарных вузах, где я преподаю, много недоделанного. Не то чтобы все летит в тартарары, но ощущение общей системной ухудшенности присутствует. В этом вопросе я не тотальный, а скорее умеренный пессимист. Притом что разрушение высшей школы это не какой-то изъятый из пространства частный акт, а закономерная часть полного уничтожения гуманитарного мышления, в которую, с одной стороны, входит школьная реформа и егэшные дела, а с другой стороны, реформирование Академии наук. Это все, безусловно, части последовательного процесса развала независимого гуманитарного образования в России.

– Способна ли литература влиять на историческую реальность и должна ли она это делать?

– Я до некоторой поры думал, что, слава богу, русская литература или по крайней мере поэзия, наконец, ушла в свое мирное гетто, что никому она на фиг не нужна. Но поскольку у нас власти внезапно заинтересовались языком и теперь у нас и мат нельзя использовать, а вскоре запретят и иностранные слова, то боюсь, что опять пробудится нездоровое внимание к слову, что оно снова будет играть чуждую для себя роль – учительную, разоблачительную и прочая. Я не сторонник прямолинейной концепции, что гонения создают ситуацию, в которой литература сразу расцветает на дрожжах, противопоставляясь этим гонениям. Бывает, противопоставляется, а бывает – нет. Здесь нет прямой связи, но есть связь по функциональности. Я не люблю понятия вроде «чистого искусства». Понятно, что у художника всегда есть мировоззрение, гражданская и антропологическая позиции. Что-то помимо своего стиля всегда есть. Даже если он говорит, что он «чистый художник». Но по большому счету мне всегда казалось, что литература должна заниматься литературой, а не быть учительницей жизни и обличительницей тиранов. Но я боюсь, что мы опять катимся к такому устройству. И, к сожалению, все это идет не только со стороны охранительно-официозных структур; со стороны оппозиции несется такая же ересь. Я думаю, что постулирование Дмитрия Быкова в качестве крупнейшего писателя современности – это симптом из этой же серии. Это постулирование человека, который несет на себе мрачный, тяжелый груз учительной тенденции русской литературы, которая до добра ее никогда не доводила. Что касается истории в более широком смысле слова, да, я считаю, что словесность, как искусство, очень сильно формирует реальность, а не наоборот, как обычно думают. Но формирует она ее более сложным способом, нежели принято считать. Не то, что ты написал гневную статью, обличил тирана и народ, подняв вилы, сверг его. Это происходит сложным, неуловимым способом. Всякий произнесенный текст что-то меняет в структуре Вселенной и в том числе в структуре исторического опыта. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
811
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
916
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
560
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
658

Другие новости