0
2086
Газета Персона Интернет-версия

27.09.2012 00:00:00

Откуда в поляке российская грусть

Тэги: вишневский, химия любви


вишневский, химия любви Януш Вишневский прекрасно знает, что происходит в мозгу женщины в момент оргазма.
Кадр из фильма "Одиночество в Сети"

Януш Вишневский начал писать поздно, успев в жизни получить изрядный список ученых степеней. Как признается он сам, наука остается его главным занятием. Книги он пишет в свободное от работы время. Прозу Вишневского отличает сосредоточенность на теме взаимоотношений мужчины и женщины, которые он исследует на клеточном уровне. Но это не замкнутый микрокосм. Тема любви – это точка отсчета для осмысления серьезных общечеловеческих вопросов. О женской психологии и химии любви с Янушем ВИШНЕВСКИМ беседовала Елена СЕМЕНОВА.

– Януш, вы часто посещаете Россию. Что вас привлекает в этой стране, людях, культуре?

– Россия для меня была интересна еще со времен Советского Союза. К сожалению, мне не удалось посетить ее в то время. А потом начались события 1991 года. Мы проснулись, и на карте уже была другая страна. Мне было не интересно приезжать в Россию времен перестройки. Я уже жил в таком состоянии перестройки в Польше, потом уехал в Германию. Строительство капитализма меня не интересовало. А в 2005 году в России вышла моя книга «Одиночество в Сети», и издательство «Азбука» пригласило меня приехать. С этого момента началась своеобразная любовь к вашей стране. Здесь я встретил необычайно восприимчивых, умных людей. Я заметил, что у поляков и русских много сходных черт – у нас общий уровень грусти, мы охотно устраиваем революции, а потом не знаем, что с ними делать. Меня восхитила культура России, о которой я много читал, и в Санкт-Петербурге у меня появилась возможность ее увидеть. Россия стала для меня интересной и важной, поэтому я охотно принимал приглашения издательств. Я могу даже представить, что я мог бы здесь жить.

– У меня возникла идея: задавать людям искусства вопрос «Кем вы хотели быть в детстве?». Мне кажется, это помогает понять структуру личности.

– Я никогда не хотел быть ни писателем, ни ученым. В детстве я хотел быть моряком, и это осуществилось. Дело в том, что, если у меня есть мечта, она живет очень недолго. Это даже не мечта, а скорее проект. Это очень опасно. Я сразу начинаю делать все, чтобы это реализовать, думать – какие организовать встречи, чтобы рассчитаться с этим проектом. Всегда, когда думал об этом, я забывал обо всем мире, и это было не очень хорошо для моей семьи. Я читал мало сказок детям, потому что был занят карьерой. Я хотел стать моряком, и я стал моряком дальнего плавания. Путешествуя на кораблях, я понял, что не хочу этого одиночества – ведь моряки всегда очень одиноки. Потом я влюбился в точные науки и пошел в университет, чтобы изучать физику и химию, и эти проекты тоже были воплощены в жизнь.

– В вашей прозе почти нет выраженных реминисценций. Но есть ощущение глубины, анализа чувств. Кто входит в список ваших любимых авторов, и не только писателей, а быть может, ученых, музыкантов, режиссеров?

– Есть много великих людей, которые мне интересны. Один из моих любимых авторов – Достоевский. С некоторыми я бы хотел встретиться и поговорить. Я хотел бы встретиться с Есениным, потому что мне нравится его поэзия. Она помогает поймать меланхоличный настрой, необходимый для моей прозы. Счастливые люди заняты своим счастьем и не пишут книги. А мне нужны грусть и меланхолия. Для этого есть красное вино, песни Леонардо Коэна и поэзия Есенина. Я бы хотел спросить Есенина, почему он повесился в этой гостинице в Петербурге, правда ли, что кровь, которой он написал предсмертную записку, была его кровь, а не куриная. Я хотел бы встретиться с сексологом Кинзи, с Тулуз Лотреком, чтобы спросить, правда ли он добавлял в краски свою сперму, с Мэрилин Монро, чтобы спросить, каким любовником был Джон Кеннеди.

– Вы точно определили состояние людей, сидящих у компьютера, состояние латентного одиночества. Когда вы понимаете, что вам нужно побыть в одиночестве?

– Человек, пишущий программу на компьютере, всегда одинок. В момент программирования я ни с кем не говорю, кроме компьютера. Иногда мне хочется его ударить, иногда я его ругаю, но он никогда мне не отвечает, и это меня больше всего злит. Вообще я часто ищу одиночества, потому что я думаю, что все самые важные вещи в любой музыке, литературе, науке, человек может сделать только тогда, когда он одинок. Я жду одиночества, ищу его, все мои книги я написал в одиночестве, никому не позволяя их читать. Это благодатное одиночество творца. Однако есть другой тип одиночества, который не нравится никому. Это ощущение покинутости, которое испытывают многие люди, сидящие в Интернете. Они переписываются в сайтах, на чатах, в IСQ, но часто это всего лишь иллюзия общения, и, выйдя из Сети, они вновь чувствуют себя забытыми.

– Вы часто говорите, что женщина для вас интереснее мужчины, многие ваши вещи написаны от ее лица. Не страшно вам было писать в первый раз от лица женщины? Ведь вы могли ошибиться.

– Я очень боялся, очень! Когда я писал роман «Одиночество в Сети» – а он, как вы помните, написан как бы в двоичной системе, одни и те же события показаны с точки зрения мужчины и женщины, – мне было страшно, что я ошибусь. Однако когда книга была издана, я стал получать множество писем, в которых мне писали, что женская линия получилась лучше мужской, что она ярче и точнее отражает чувства. Однако я довольно серьезно готовился к этой книге. Я много беседовал с женщинами, в том числе со своими дочерьми. Я вообще много и охотно беседую с женщинами, слушаю их, а потом использую эту информацию. Я также читал работы Юнга и Фрейда, немецкие, английские и польские труды о психологии. Но хочу развеять возможные сомнения по поводу моей сексуальной ориентации: по всем тестам и анализам крови я абсолютно нормальный мужчина со всеми мужскими недостатками.

– А у вас никогда не возникало желания стать психологом?

– Многие люди, думая, что я психолог, пишут мне письма и просят, чтобы я помог разобраться в той или иной жизненной ситуации, например, с мужем и любовником. Но я никогда этого не делаю, я к этому не подготовлен. Конечно, я прочитал все важные классические труды по психологии, и, кстати говоря, на нынешней книжной выставке в Москве мне сделали приятный сюрприз. Одна из женщин, работающая в психиатрической больнице, рассказала мне, что мои книги покупают для тамошней библиотеки. Пациенты читают эти книги, обсуждают, и они им очень помогают. Для меня это очень важная информация. Но психологом я бы быть не хотел. У меня много друзей-психологов, и, кстати, с лучшим из них – известным польским сексологом Збигневым Издебским – мы планируем запереться на шесть вечеров в доме и написать книгу. Он будет говорить о любви и сексологии, даст прекрасные статистические материалы о сексуальной жизни поляков, а я буду освещать химическую и нейробиологическую стороны этого вопроса.

– Вы довольно часто объясняете чувства с помощью химии. Вы оцениваете любовные отношения только как материалист?

– Не всегда. Эта информация полезна мне, когда я анализирую и описываю чувства других людей. Я знаю, что происходит в моем мозгу, однако в момент влюбленности я забываю об этом. Есть хорошее сравнение: астроном сидит на пляже и наблюдает красивый закат: в море опускается огромный огненный шар. При этом он четко знает, что Солнце – это среднего размера звезда с температурой + 6000 градусов, что его огненная окраска – не что иное, как результат превращения молекул водорода в гелий. Он знает, но все равно восхищается тем, что видит. В этот момент он любуются этим как поэт. А на второй день в лаборатории он смотрит на это как ученый. Я точно так же подхожу к этому вопросу. Я прекрасно знаю, что происходит в вашем мозгу, когда вы переживаете оргазм: какие там выделяются вещества, их концентрацию. Но это не значит, что я думаю об этом в постели. Кстати, еще пример. После первого года брака количество сексуальных контактов между мужем и женой сильно падает. Так происходит у всех. Люди считают, что это связано с ослаблением чувств. Думают: наверное, у него/нее есть любовник/любовница, я ему уже не нравлюсь, как раньше. Однако это абсолютно нормальный процесс. В сексологии он называется габитуация – привыкание людей друг к другу. Знание этой информации может пригодиться в сложный момент.

– В своих книгах вы создаете образы почти идеальных мужчин. Насколько они автобиографичны?

– Да, вы правы. Якуб из «Одиночества в Сети» – это идеальный человек. За него хотели бы выйти замуж и мама, и дочка. Он добрый, благородный, чувствительный, деликатный, богатый, умный, опаздывает самое большее на десять минут и всегда об этом предупреждает. Честно говоря, в реальности таких мужчин нет. Просто когда я писал эту книгу, мне было очень тяжело из-за одной женщины. Я считал, что я плохой человек, и полагал, что если опишу идеального мужчину и потом прочитаю эту книгу, то сделаюсь похожим на него. Но я не прочитал эту книгу, поскольку не читаю своих книг. Только те части, которые мне присылают редакторы для правки. От Якуба я нахожусь на расстоянии многих-многих световых лет. Я только такой же богатый, как он.

– Известна история ваших совместных книг с Малгожатой Домагалик, когда вы писали друг другу письма и переписка была издана в виде эпистолярного романа. Легко ли вы согласились на публикацию личной переписки?

– Вы не знаете Малгожату Домагалик!.. Она главный редактор лучшего польского журнала Pani, эмансипированная женщина и воинствующая феминистка. Меня никто не спрашивал, согласен ли я издавать нашу переписку, она просто поставила меня перед фактом, сказав, что мы будем публиковать наши письма. Конечно, позже, когда я уже знал, что написанное мной станет достоянием общественности, я стал писать немножко по-другому. С Малгожатой трудно дискутировать. Она как феминистка отстаивает равенство мужчин и женщин, а я – не феминист и не могу с ней согласиться. В наших беседах она доказывает, что женщины не такие умные, не такие добрые. А я считаю, что женщины лучше мужчин. Они много говорят, и это не просто информационный шум. Женщины обсуждают важные вещи. Мужчины говорят о спорте, автомобилях, политике, а женщины – о чувствах, эмоциях, и это меня очень интересует. Будучи программистом, я испытываю дефицит разговоров на подобные темы. Я пишу книги, в которых много прекрасных женщин и много ужасных мужчин. Если бы женщины были политиками, то в мире не было бы войн, ведь трудно вообразить себе мать, которая послала бы сына на войну. Мы писали с Домагалик 188 дней и ночей. После этого я два года не хотел с ней иметь ничего общего, но потом начал по ней скучать, а она по мне, и, как-то встретившись, после второй бутылки вина признались друг другу в этом. Так было положено начало второй части книги – «Между строк». В ней мы спорим на разные темы – о гомофобии, диктатуре Католической церкви, старении, хирургических операциях, продолжительности сексуальной жизни, о том, что важнее в отношениях мужчины и женщины – разговоры или секс (я думаю – разговоры, а она думает, что секс). Эта книга, которую я отношу к разряду нон-фикшн, очень популярна в России и Украине.

– Темы и стилистика вашего романа «Бикини» отличаются от всего вашего творчества. Какие задачи вы ставили перед собой во время его написания?

– «Бикини» – это история любви во время Второй мировой войны. Это история любви в ненормальное время, поскольку любовь во время войны имеет другую динамику. У влюбленных нет времени ждать, потому что на следующий день они могут быть убиты. Книга начинается с бомбардировки Дрездена. Американцы и англичане бомбят город, в котором остались женщины и дети, и за три ночи налетов там погибает больше людей, чем в Хиросиме и Нагасаки. Я решил написать эту книгу, потому что 25 лет живу в Германии. Я хотел поведать, что в Германии были «добрые немцы». Я думаю, что, если бы немец написал бы такую книгу, никто бы ему не поверил, а мне – поляку, поверят. Я родился в необычной семье: моя мама немка, родилась в Берлине, а папа был польским солдатом, четыре года проведшим в концлагере. Так что я не читал о польско-немецких отношениях в газетах, я их переживал дома. Об этом я тоже захотел написать. Третья тема книги – это изгнание народов. Я использовал для этого историю 270 человек с атолла Бикини, которые были изгнаны со своей земли американцами. Так что эта книга о любви, изгнании и хороших немцах. Да, она не похожа на остальные вещи. А почему нет? Я, кстати, написал сказку для детей. Это тоже ненормально для Вишневского.

– Какие ваши произведения сможет прочитать русский читатель в ближайшее время?

– Есть одна новая книга «На фейсбуке с моим сыном». Этим романом я шокировал польских читателей, потому что в нем моя мама, умершая в 1977 году, беседует со мной на фейсбуке. В ее день рождения я открываю профиль и нахожу сообщение от нее. Она рассказывает, что находится в аду, что встретила там Мэрилин Монро, Тулуз Лотрека, Есенина и многих других. Моя мама родилась в день рождения Гитлера, и книга начинается вечеринкой в аду, устроенной в его честь. В аду она видит многих людей, которых ожидала увидеть на небе, и спрашивает Бога, почему он молчит, почему он антифеминист. Она задает много трудных вопросов. В Польше с этой книгой были проблемы, потому что она антиклерикальная. Мне нужно было посоветоваться с адвокатами: не грозят ли процессы по оскорблению религиозных чувств. Эту книгу купило издательство «АСТ», и скоро она должна появиться на российских прилавках.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1493
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3397
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2484
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1999

Другие новости