0
2946
Газета Персона Интернет-версия

29.09.2011 00:00:00

Ретроспективный бытописатель

Тэги: митрофанов, краевед, детектив


митрофанов, краевед, детектив Современную Москву любить все сложнее. То ли дело раньше...
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. 1896. Львовская государственная картинная галерея

Алексей МИТРОФАНОВ (не путать с полным тезкой-политиком!) известен как автор краеведческих книг, но недавно у него вышел детективный роман под названием «Маленький клоп». О разножанровом творчестве с писателем побеседовала Дарья ДАНИЛОВА.

– Алексей, с чего началось ваше писательство? Какое самое первое ваше произведение?

– Самое первое произведение – это заметка в газете «Пропеллер» МАИ. Я там учился. И это была заметка про ленинский зачет (комсомольское мероприятие, проводившееся с целью проверки политической грамотности и повышения политической активности молодежи. – Д.Д.). Я старый гриб, и во времена моей юности был этот самый ленинский зачет. А почему я ее написал? Я увлекался фотографией и, когда поступил в МАИ, мне стало сразу понятно, что мне самолеты не особо интересны. Я подумал, что буду фотографировать концерты и мне как человеку, фотографирующему концерты, дадут пропуск в ДК МАИ, там было много всего любопытного. В результате я пришел в «Пропеллер», там не поняли, зачем я пришел, и попросили, чтобы я написал про ленинский зачет. Я написал, и они опубликовали. Это была моя первая заметка.

– С тех пор вы много всего написали┘ Кстати, сколько у вас книг?

– Больше двадцати, точнее не скажу. Просто не знаю, как считать те книги, где я в соавторстве.

– Все это краеведческие книги, жанр, который вы сами определяете как «ретроспективное бытописательство». А если бы вам предложили написать книгу о современной Москве и ее москвичах?

– Нет, не написал бы, потому что мне пришлось бы влезать в те истории, которые мне совершенно неинтересны. Нужно было бы ходить по молодежным тусовкам и дискотекам.

– Потому что жизнь города сегодня – это жизнь, описываемая в желтой прессе?

– Город наш, конечно, разный, но ощущается такая штуковина странная... Люди, более или менее пожившие и тем для меня интересные, все больше сидят дома. Как-то раз я стоял в пробке, смотрел на улицу и высматривал людей моложе меня и старше меня. Так вот люди моложе меня победили со счетом 10:0. В провинции все несколько иначе, а в Москве именно так. Выходит, что мне, для того чтобы объективно описывать социально активную Москву, придется таскаться по дискотекам.

– Это одна из причин, по которой вы стали, как это сейчас называется, дауншифтером? Оставаясь москвичом, вы большую часть года живете вне столицы.

– В Евпатории, но это не значит, что я всю жизнь теперь буду там жить. В любой момент я могу поменять город. В наши дни человек не так привязан к месту, есть Интернет, электронная почта. К тому же, как только я осяду в каком-нибудь городке, этот городок начинает портиться. Я практически осел в Светлогорске, но там теперь все слишком дорого и к москвичам относятся, мягко говоря, неоднозначно. А в Евпатории у меня были проблемы с самоидентификацией. Ко мне иногда подходили и спрашивали: «Вы откуда?» Я честно отвечал: «Из Москвы». Спрашивали: «А какой бизнес?» Я поначалу объяснял, что в Москве не у всех есть бизнес. Что там есть и уборщицы, и библиотечные работники, и медсестры┘

– То есть вы и там работали москвоведом┘

– Отчасти. Но я чувствовал, что мне не верят. В конце концов, мне это надоело, и когда меня спрашивали «какой бизнес?», я отвечал «нефтяной», и все вопросы прекращались. А в принципе мне легко бы жилось в Костроме, Владимире, Ярославле, Калуге, Петербурге, Таганроге. В Петербурге, если бы были деньги, я жил бы где-нибудь в районе канала Грибоедова, ближе к Коломне.

– А за границей?

– Я там мало бывал, она меня мало привлекает. Там другая культура, там люди часто почему-то улыбаются и хохочут без причины, мне это странно. Какое-то время, может быть, я бы пожил на востоке Чешской Республики или на востоке Польши.

– В «Маленьком клопе» действие происходит в Светлогорске. Почему вы выбрали этот город для романа?

– Так сложилось. Я давно полюбил Светлогорск – это своего рода наша, российская Европа. Люди, которые живут в Калининградской области, воспринимают себя своего рода культурными наследниками восточных пруссов – и соответственно себя ведут.

– «Маленький клоп» – это просто какой-то «гастрономический детектив». Примерно половину книги занимает описание еды, которую заказывают главные герои. А в Живом Журнале у вас в графе «интересы» стоит: этнические самогоны. Какой у вас любимый?

– Мой любимый, наверное, все-таки армянская абрикосовка. Я ее пил и в Ереване, и в Москве, и в Юрмале.

– Вам никогда не хотелось открыть свое кафе?

– Я иногда мечтаю открыть кафе, но при этом не осуществлять общее руководство, а быть своего рода концепт-менеджером. Очень хочется, чтобы у нас было кафе для интеллигенции. Не для богемы – их-то как раз хватает. Эти понятия нужно четко различать. Я всю жизнь ищу кафе для интеллигенции и никак не могу найти. Или нахожу, но оно со временем меняется в худшую сторону. Тот же самый «Домжур» – это уже что-то не то. Какие-то там странные люди тусуются┘

– Может, уже невозможно такое место в Москве? Все теперь так смешалось, так открыто и демократично, что всюду всегда будут эти странные люди тусоваться┘

– Значит, нужно сделать так, чтобы им здесь, в нашем будущем кафе, стало скучно. Надо сделать так, чтобы интеллигенция ходила в одни и те же места, и когда ее будет там очень-очень много, то дураки в том месте не задержатся.

– Давайте вернемся к роману. Вы всю жизнь пишете краеведческие книги. И вдруг решили написать детектив. Легко писать, когда точно знаешь, что книга о городе кому-то нужна, ее скорее всего прочтут, она имеет кроме литературной еще и практическую ценность. Но когда пишешь что-то свое, то начинаются творческие муки, вопросы: «А вдруг не получится? А нужно ли это и кому»? С вами так было?

– Для меня это было всего лишь нечто новое и интересное. Мук не было. Если бы были муки, я бы не писал. Зачем мучиться? Мне было интересно – ведь до этого я лишь передавал миры, созданные историей. А тут – соблазн создать свой собственный мир. Увлекло.

– Кажется, пришло время для разговора о творческих планах. У вас готовится серия о Петербурге, так?

– Да, Петербург у нас в ближайших планах. Книга «Невский проспект» уже есть, но, знаете, в Петербурге мы будем делать серию не только по улицам и примыкающим к ним переулкам, а иначе. Следующей, может быть, будет какая-нибудь набережная. Потом остров. Может, Васильевский остров, а может, Петроградская сторона, которая, как вы знаете, тоже остров. А потом пригороды, ведь относительно недавно пригороды были административно присоединены к городу Петербургу. Нет такого адреса – город Павловск Ленинградской области. Есть город Петербург, Павловск, улица такая-то. У них нет с Петербургом общих границ, но они относятся к Петербургу. И это исторически обосновано, потому что ни Царское Село, ни Павловск никогда не были провинциальными городами.

– И расскажите немного о ваших издателях. Как вы вообще нашли их или они вас? У книжек на редкость симпатичные обложки. Кто дизайнер? Давайте раскроем имена героев невидимого фронта.

– Обложки – заслуга Гарегина Тумановича Туманяна, директора издательства «Ключ-С» и моего большого друга. У меня в этом издательстве выходят книги серий «Прогулки по старой Москве», «Городские прогулки» и «Прогулки по Санкт-Петербургу». Он, конечно, их сам не рисует, но Гарегин Туманович по образованию архитектор, человек с очень хорошим художественным вкусом. А познакомил нас покойный поэт Алексей Алексеевич Дидуров, автор прекрасной песни «Когда уйдем со школьного двора». Серию «Москва, которой нет» мы делаем в соавторстве с Юлией Мезенцевой и Александром Можаевым. Там тоже вполне дружеские отношения. Биография Гиляровского вышла в серии «ЖЗЛ», ее редактор – мой добрый приятель. Вероятно, мне просто везет на людей.

– Расскажите, пожалуйста, об «общении» с Владимиром Гиляровским, когда вы его прочитали в первый раз, менялось ли ваше отношение к нему, пока писали о нем книгу?

– С Гиляровским занятно вышло. Когда я впервые прочитал его книги, мне Гиляровский скорее не понравился. Грубоват, пошловат. Но чем больше я сталкивался с его личностью, тем более симпатичным он мне становился. А написав о нем книгу, и вовсе его полюбил.

– Краеведение в последнее время вошло в моду, но быть краеведом сейчас грустно. Это как художник наблюдал бы, как в Третьяковке стоят какие-то люди, и одни режут картины ножом, а другие их перерисовывают по-своему.

– Да, грустно. Остается утешать себя тем, что сейчас для краеведения очень много новостных поводов. Вот еще один дом сносят. Если бы не сносили, о нем бы и не вспомнили.

– А еще грустнее то, что нового хорошего мало строят. Как же будет продолжаться наука? О чем будут писать ваши ученики?

– Ну, если представить, о чем будут писать краеведы через двадцать лет┘ Не знаю. Понятно, что большинство современных зданий – это гипертрофированные коммерческие ларьки, которые не имеют архитектуры.

– У некоторых строителей есть любимый ответ на это. Они говорят: а судьи кто? Почему вы считаете, что это ларьки? А мы вот не считаем.

– Ну, существует ведь здравый смысл. Смотришь на пластмассовый квадрат и понимаешь, что это пластмассовый квадрат. А если что-то интересное, дерзновенное, то сразу заметно. Например, вокзал в Самаре. Это же замечательно!

– А какие у вас любимые с детства улицы в Москве?

– В детстве я не очень-то ходил по центру, я жил на северной окраине, на Ангарской улице. Для меня Москва началась в студенческие годы. Любил Большую Дмитровку, Покровку и Остоженку. А Москву современную очень сложно любить.

– А что-нибудь хорошее о Москве можете сказать? Вы ведь наблюдаете за горожанами. Как они изменились?

– Пьяных стало меньше по праздникам. Или, может, они теперь больше по домам пьют, боятся, что в милицию загребут. Город стал посвободнее, некоторые вещи сделались доступнее, например, теперь можно даже в магазин не ходить, тебе будут еду домой приносить. Но без всех этих удобных вещей можно было и обойтись. А вот перестройки и сносы – это действительно тревожит. Знаете, одно время я уж думал, что точка невозврата пройдена. Но вот в июле приехал из Евпатории и показалось, что что-то улучшилось в Москве. Убрали всю эту жуткую рекламу. Дома стали похожи на дома, а не на развороты гламурных журналов. Так что, может, еще не все потеряно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
495
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
521
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
690
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
634

Другие новости