0
2294
Газета Персона Интернет-версия

12.11.2009 00:00:00

Буш и бушмены

Тэги: зотов, аут, литература


зотов, аут, литература Роман "Аут" похож на многоструйный фонтан...
Фото Левона Осепяна

– Игорь, расскажите, как вас заинтересовала тема аутизма. Или решающую роль сыграла игра слов – «аут» (out) и «аутизм» (autism)?

– Никакой игры слов здесь нет – понятие «аутизм» напрямую исходит из слова «аут». Больные аутизмом – это люди, как бы выключенные из жизни общества. Да и заинтересовала меня отнюдь не тема аутизма, а один вполне конкретный человек, который и стал прототипом главного героя романа. Мне представляется очень важным тот факт, что главный герой с самого рождения оказывается вне общества, а стало быть, оценивает окружающий мир извне.

– По-вашему мнению, аутизм – это диагноз нашего времени?

– Диагнозов времени давать не могу – не доктор. Как дилетант, замечу, что так называемое «наше время» ничем не отличается от любого другого времени, поскольку и здесь, и там живут и действуют одни и те же белковые образования, называемые людьми. Ну а люди, по сути, всегда были и останутся латентными аутистами, которые и рады бы стать явными, то есть жить, не принимая в расчет ничьего другого существования, да вот не получается – страшно. А вдруг и тебя однажды кто-то в расчет не примет┘

– Вы были в Христиании, в которой начинается действие вашего романа, или описание «свободного города» в центре Копенгагена целиком вымышленные страницы?

– Разумеется, я был в Христиании, более того, все описанные в романе ее жители имеют реальных прототипов. Вообще же практически все романные события в той или иной форме происходили в реальности. Я просто изложил их так, как счел нужным. Кстати, судя по вестям из Дании, Христиания скоро исчезнет, так что, если кто еще не видел этого последнего островка «золотых 60-х», спешите видеть.

– Мне показалось, что вставной роман «Буш» писался как самостоятельное произведение. Если да, то зачем вы его включили в «Аут»?

– Ну уж нет: роман «Буш» писался именно как часть «Аута», как своеобразное лирическое отступление. И таких отступлений там, если вы заметили, много. Просто «Буш» получился романом в романе, и вообще изначально он стоял где-то в середине его, и лишь потом мы с редакторами решили отнести его в конец в качестве своеобразного бонуса. Некоторые же лирические отступления, к сожалению, и вовсе не вошли в окончательную редакцию – слишком толстая была бы книга. Тема смерти, тема убийства, которой посвящен роман, неисчерпаема, и эта книга в принципе должна быть бесконечной. Люди вообще-то занимаются в жизни двумя вещами: любят и убивают. Причем делают это одновременно. Как написано в одной тюремной балладе «Любимых убивают все┘»

Да, «Буш» получился длинным. Но и очень динамичным тоже. И я писал его быстро и с большим удовольствием. По двум причинам. Во-первых, сыграла роль безумно мощная энергетика Африки, а во-вторых, почти такая же энергетика прозы Эдуарда Лимонова. Вот, собственно, две эти энергетики я и попытался соединить в «Буше».

– А что, собственно, означает название романа «Буш»? Имеется в виду слово «куст» по-английски, фамилия двух американских президентов или это какое-то африканское понятие?

– Американская семейка здесь, разумеется, ни при чем. Буш – это в данном случае африканский лес, обширные заросли кустарника, уже не саванна, но еще и не джунгли. В нем по преимуществу и идет африканская война моего героя и «автора» этого романа – Вениамина Гранатова. В этих зарослях некогда обитал народ, который голландские, а позже английские колонизаторы прозвали бушменами. Иные их племена до сих пор населяют некоторые районы современной Ботсваны. Так вот, эти самые бушмены, а точнее, готтентоты – древнейший из известных науке народов мира. Они даже не негроидной расы. И язык у них не похож ни на один другой, он точно птичий, с щелкающими звуками┘

Это принципиально важно, что действие бонусного романа «Буш» происходит в самой что ни на есть «колыбели человечества». Здесь люди возникли и сразу же научились убивать, а затем эта наука ушла на другие континенты, и сотни тысяч лет спустя вернулась в Африку на куда более высоком уровне.

– Мне показалось, что ваш герой, Алексей Светозаров, убивает понравившихся девушек из метафизических соображений, подобно Федору Соннову из романа «Шатуны»┘

– К творчеству Мамлеева я отношусь спокойно, а если вам так кажется, то это ваше право как критика искать и находить какие-то связи, аллюзии и все такое прочее┘

Я же только скромно замечу: если вы внимательно читали роман, то вряд ли сможете утверждать, что его юный герой взаправду кого-то убивал. То есть он сам-то об этом, разумеется, пишет, но мало ли что напишет человек не вполне психически адекватный┘ Пытался убить, хотел убить, мечтал убить – это да, но вот убил ли он кого, это очень большой вопрос.

– Как вы сегодня оцениваете политическую деятельность Вениамина Гранатова┘ я хотел сказать, Эдуарда Лимонова?

– Да никак не оцениваю. Политика для меня вообще область запредельно маргинальная, и я не делаю никакого различия между, скажем, либералами и социал-демократами (это в качестве примера). Я вообще считаю, что одни люди добровольно делегировали другим людям, траченным набором самых тяжелых и отвратительных комплексов (вот они-то и называются политиками), тот род деятельности, которым им самим заниматься противно и грязно. Ну а политики с удовольствием и не без очевидной пользы для себя этим занимаются, поскольку жизнь, как известно, дается человеку один раз┘ Так что для меня Лимонов-политик ничем не отличается от Жириновского-политика, Зюганова-политика, Грызлова, Путина, Медведева или Немцова – политиков┘

Но, по счастью, Лимонов – отличный поэт и прекрасный прозаик, можно сказать, живой классик. И вот это мне в нем интересно. Я подозреваю, что Эдуарду Вениаминовичу в свое время (скажем, во время создания своего первого шедевра «Это я, Эдичка») пришло в голову повторить подвиг Леопольда Сенгора, который кроме того, что был замечательным поэтом и философом, создателем концепции негритюда, стал еще и первым президентом независимого Сенегала. Кажется, в «Эдичке» Лимонов назвал (мне показалось, что не без восхищения, если, конечно, он способен на такое чувство) Сенгора «черным Марком Аврелием». Поэтому книжный Гранатов-Лимонов и воюет в Африке, а не в Латинской Америке или в Индонезии┘

Но все же для меня Сенгор – да и Марк Аврелий, разумеется – останется в первую очередь поэтом и философом, а не президентом и императором.

– Почему работа над романом «Аут» отняла столько лет?

– Ну, во-первых, оттого, что я ленив. Мне нужно чувствовать ритм того, что я делаю, а чтобы его почувствовать, нужно долго и упорно его нащупывать. Когда я его ощущаю, я пишу очень быстро. К примеру, бонусный роман «Буш» я написал меньше чем за два месяца┘ Но стоит ритм по каким-то причинам потерять, и все начинается сызнова.

Во-вторых, журналистика не слишком-то способствует писательству, отнимает много сил и времени. Тем более что еще лет пять назад я достаточно много журналистских текстов писал сам. Теперь, слава Юпитеру, я почти избавлен от этой каторги.

В-третьих, как раз в годы написания «Аута» в моей жизни происходило множество всяких не слишком приятных событий. Что тоже не способствовало творчеству.

В-четвертых, и, наверное, в главных, я – перфекционист. Разумеется, не Флобер, но стараюсь быть на него похожим. Я не могу поставить слово «конец», пока не уверен во всех тысячах других слов в моем тексте. В том, какое место они занимают. А они должны занимать единственно правильное место.

– А как вас в свое время занесло в Мозамбик?

– Почему занесло? Я вполне сознательно туда поехал. И считаю, что мне повезло, потому что как раз в то время там шла война за влияние между СССР и Мировым Империализмом, и под это дело требовались переводчики. Из нашей группы на филфаке почти все юноши уехали работать в Африку уже после второго и третьего курсов. Ну и в Мозамбике я женился, там же родилась моя дочь. Так что это очень важный этап в жизни. И я всегда хотел о нем написать, и вот – написал.

– Почему вы не любите вспоминать про свою первую книгу «День Деревякина»?

– Отчего не люблю – очень даже люблю. И книгу люблю, и все то очень немногое, что в нее вошло. И рассказ «Кы» в первую голову, поскольку, это лучшее, что я написал. И во всей это маленькой книге слова стоят, по моему мнению, именно там, где нужно. Я помню, как один крупный современный прозаик, лауреат, дипломант и т.д. и т.п. входил в год издания моей первой книги в жюри одной крупной литературной премии, на которую «Деревякин» был кем-то выдвинут. Ну и по дружбе он мне сообщил примерно следующее: «Игорек, я голосовал против, ты не обижайся! Просто потому, что мне в этой книге не понравилось ничего (я же честно тебе говорю!), кроме стиля. Вот к стилю я не могу придраться, он безупречен┘» Бог ты мой, подумал я тогда, а что еще должно быть в литературе кроме стиля? Идеи? Герои? Что? Короче, я был счастлив...

А вспоминать я не люблю не книгу, а историю ее публикации, ее судьбу. Время было непростым. Только и всего.

– А чем вы занимаетесь в журнале «Ереван»?

– Редакторствую. И я очень горд, что стоял у истоков этого журнала, первого, между прочим, если не в мире, то в России точно, этнического глянцевого журнала. И когда мы его создавали, планов было громадье – сделать подобные по всем этносам России и бывшего СССР. В том числе мы с моим добрым товарищем, поэтом и философом Равилем Бухараевым хотели выпускать журнал «Одна шестая» (название, кстати, придумал другой поэт – Глеб Шульпяков), посвященный всем малым народам России. Поэзию печатать, прозу, мифологию, ритуалы, этнографию┘ Однако оказалось, что никому, кроме самих этих народов, такой журнал не нужен, и в первую очередь не нужен он так называемым политикам┘

Так что я очень рад, что выходит «Ереван», и выходит с моим участием. Конечно, древний и талантливый армянский народ заслужил не только журнал, но хоть что-то...

– Почему вы совершенно перестали выступать как литкритик?

– Это очень утомительная работа – литературная критика, гораздо более утомительная, чем кино- или музыкальная критика. Книги часто толсты до неприличия, и их неплохо бы прочесть, перед тем как начать про них писать┘

Ну и главное, как сказал один мой друг: лучше писать, чем читать. Вот я и пишу. Из современных книжек читаю мало что, и в основном то, что может мне по каким-то причинам пригодиться для работы, будь то дамские романы или военные мемуары┘

– Не могли бы вы на минутку войти в амплуа критика и сказать, что же все-таки происходит с литературой?

– А что с ней такого происходит? Ничего такого с ней не происходит, она как была, так и остается. Сетуя на уровень современной литературы, мы забываем элементарную вещь: мы смотрим на нее слишком вблизи. И потому часто не видим ее неявных достоинств и явных недостатков. Мы слишком быстро хотим открыть какие-то безусловные имена, расставить по порядку, учинить рейтинг┘ Это глупо. И в первую очередь потому, что критик очень часто не конгениален писателю, о котором он рассуждает. А ведь критик должен быть именно что конгениальным своему предмету. И тогда критика становится таким же искусством, как проза или поэзия. Конгениальным Пелевину или Акунину (это только примеры) быть нетрудно, труднее с Сорокиным или Алексеем Ивановым, а с Платоновым или Чеховым – практически невозможно. Недаром единственное адекватное высказывание о Платонове сделал когда-то Бродский в эссе «Пик, с которого шагнуть некуда». Я помню это эссе в соседстве с другими других авторов на одном газетном развороте. Лучше бы те авторы не публиковали тогда своих опусов, перенесли бы на неделю позже, что ли┘

В этом все дело. Когда критик N напишет, что прозаик NN сущий гений, у меня возникает естественный вопрос: а сам N – гений? Если нет, то как он может судить? На моем веку критиков конгениальных любым писателям было очень мало. Одно имя не могу не назвать – Борис Кузьминский.

Я вот до сих пор понять не могу, читая Чехова: как это сделано? Про Достоевского немного понимаю, про Толстого немного, немного про Гоголя┘ А про Чехова – не понимаю во-обще! И никто до сих пор мне ничего не объяснил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости