0
1886
Газета Персона Интернет-версия

29.10.2009 00:00:00

Острова в океане, или Кочки в болоте

Тэги: евсеев, россия, лавка нищих, власть


евсеев, россия, лавка нищих, власть Русская литература постепенно принимает все более жестокий оскал.
Тамара де Лемпицка. Лежащая обнаженная, 1925

– Борис Тимофеевич, ваш сборник новелл «Лавка нищих» в коротком списке премии «Большая книга» – это признание читателей, общества или власть имущих?

– Что до «власть имущих», то их признания я никогда не ждал и не жду. Писатель – ничем не обязан власти! Хотя в советское время нас все время пытались убедить в обратном. И сейчас пытаются. А вот «власть имущие» – во всяком случае, у нас, в России, – обязаны писателям, и в первую очередь прозаикам, очень многим. Это ведь именно Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов, Платонов выстроили систему философской и даже политической мысли в России! Философ Франк писал: «В России наиболее значительные мысли и идеи были высказаны не в систематичных научных работах, а в литературной форме». Именно высокая проза дала возможность нашей власти ясно мыслить и образно излагать! И в минуты просветления власть образным строем и целыми сгустками такого «мысле-языка» пользовалась и пользуется. Вспомните: «Братья и сестры», «Отечество в опасности!» и другие соединения слов и мысли, которые могли возникнуть только в русском языке. Когда наша власть говорит с нами человеческим языком, то есть языком, созданным народом и укрепленным литературой и литургией, тогда мы ее понимаем. Но когда власть переходит на канцелярит и «юръяз», на креольские варианты русского языка, когда забывает о родстве с великой литературой и объясняется при помощи зуботычин и репрессий – тогда мы власть понимать перестаем.

Если же говорить лично обо мне, о признании читателей, то оно мной ощущается лишь в последнее время. Скорее можно говорить о признании со стороны экспертного сообщества – своего рода референтной группы, – сложившегося вокруг новой прозы новой России.

– Что эта книга новелл значит лично для вас и вашего творческого пути, чем она может заинтересовать наших современников и что вы имеете в виду под «новой прозой»?

– «Лавка нищих» – глубоко оппозиционная книга. Причем оппозиция эта не партийная и не площадная, а нравственная. Это оппозиция тому миру сдирания шкур и чистогана, который при помощи власти или с ее равнодушного согласия у нас в России был построен. Однако эта книга еще слишком свежа для меня, чтобы делать какие-то выводы. Многое в ней не отболело, не отгоревало. Пройдет время – я увижу, что получилось, что нет, стану размышлять о ней спокойнее. А пока – не могу. Ведь вся Россия сейчас – лавка нищих! Нам сулили золотые горы и небо в алмазах. Однако ничего подобного не произошло. Когда-то нам не давали жить достойно «ближние бояре», затем рвачи-капиталисты и кулаки-мироеды, затем партийные хапуги из ленинско-сталинско-хрущевско-горбачевского окружения. А сейчас не дают как следует встать на ноги, честно (а не «по-партийному») осмыслить путь страны – комсомольские оборотни и либеральные живоглоты!

С другой стороны, многие люди в России не хотели и не хотят, чтобы у них из холодильников выпадали корытца с черной икрой, не хотят по ночам пересчитывать укрытые от налогов евро и иены. Многие в России хотели и хотят жить пусть бедно, но честно. Тому свидетельство вся великая русская литература! От гоголевской «Шинели» и «Бедных людей» до «Усомнившегося Макара» и шукшинских чудиков вы не найдете в нашей качественной литературе восхваления богатства и лопающихся от жратвы животов. Зато найдете гениальную максиму Достоевского: «Вот я наелся, что теперь?» А также десятки пословиц: «Кого Бог возлюбит – того нищетою взыщет», «Силен смирением, богат нищетою», «Нищета живет – богатство гибнет» и др. Нужно звать страну не к богатству, а к достойной жизни. Нужно сменить позорную парадигму рвачества и обогащения любой ценой на другую!

В «Лавке» это есть, и этим она интересна. Ну а новизна в прозе – это отнюдь не «похоть поисков», а то, что поначалу часто отторгается, а потом вдруг становится насущным и горячо любимым именно потому, что отторгалось. Кстати, именно новизна прозы рождает новизну жизни, а не наоборот!

– Есть отторжение прозы и есть отторжение людей... Вас выдворяли из Москвы за выступления в защиту свободы слова в 70-е, не печатали в советское время. Какие изменения произошли во взаимоотношениях писателя с властью в нынешнее время?

– Не слишком большие. Они почти те же, что были и в 70-е годы. Но ведь настоящий писатель всегда в оппозиции к власти. Потому что любая власть в той или иной мере тиранична. А писатель – стайер свободы (stayer – буквально «выносливый человек»). Кроме того, настоящий писатель не будет поступать так, как поступали многие в советское время: вполз во властные коридоры, дорвался до спецраспределителя – и волоки оттуда все, что попадет под руку: талоны на усиленное питание, на шмотье и на запчасти, тащи разрешения на постройку домов и дач (даже не для самих писателей, а для их дальних родственников)!

Впрочем, и некоторые нынешние литераторы, наследующие худшие советские традиции, недалеко от тех коридорных лакеев с писательскими билетами ушли. Об этом свидетельствуют репортажи прессы с последней встречи писателей с премьером Владимиром Владимировичем Путиным. Там, на встрече – так сообщала пресса, – бывший союзписательский функционер, прибравший к рукам общенациональную газету, пекся не о кардинальных вопросах российского бытия, а о своем собственном, возведенном на писательской земле, в Переделкине (будто в насмешку над неустроем и тяжким бытом многих и многих писателей), дворце! Вопрос: имеют ли подобные литераторы моральное право (утерянное ими еще в советские годы, во время обкомовско-райкомовских пьянок, до сих пор выдаваемых за начертания новых путей) что-либо нынешним властям – каким-никаким, а все ж таки свободно избранным – советовать? Они ведь, нынешние власти, и так сбиты с панталыку шумливыми писательскими сеймами! И пока только декларируют новые подходы к жизни и смерти творческих работников, все еще пребывающих в их восприятии – как тот подпоручик Киже, – лишь на бумаге: в чиновничьх описках и секретарских помарках.

– Тогда – о российской жизни. Недавно вы побывали на Севере России, в частности в Мурманске, Североморске. Расскажите подробнее об этой поездке. Часто ли вы путешествуете по России, бываете ли за границей, что вас зовет в дорогу?

– Путешествие в Мурманск, Североморск, Мончегорск и Оленегорск, организованное премией «Большая книга» и некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека», оставило во мне глубокий след. Мощь и нищета России видны там очень ярко. Подъезжая к цитатели Северного флота, я видел десятки разрушенных и покинутых трех- и четырехэтажных домов. Видел заросшие бурьяном и оставленные навсегда дороги. Но видел и великолепие наших боевых кораблей! Матросы на эсминце «Гремящий» – подтянутые, довольные. Я все старался заглянуть им в глаза, и, хотя на встрече они больше молчали, было видно: это не прежняя серая масса, а люди, сознающие и свое достоинство, и свою высокую миссию. В глазах офицеров – ум и скрытая ярость: 20 лет пренебрежения не прошли даром!

Ну а уж подвижники в библиотеках, где мы выступали по нескольку раз в день, – просто поразили своей преданностью книге. В Мурманске, Оленегорске, Мончегорске желающие поговорить с писателями стояли в проходах. Давненько я подобного в Москве не видел. Впрочем, может, наша долготерпеливая провинция просто стосковалась по живому, нечиновничьему слову?

По России в последнее время я стараюсь ездить как можно больше. Побывал на Севере, в Западной Сибири, в Забайкалье, во Владивостоке с Уссурийском, в Краснодарском крае, в некоторых скромных, но тем-то и великих городах средней России. А вот за границей не был уже несколько лет. Если честно – особо и не стремлюсь. Повторю то, что говорил и в советские времена: писатель – не музыкант! Он должен в первую очередь работать внутри своей языковой среды, преображая и развивая ее.

– Вы принимали участие в Международной книжной ярмарке как финалист премии «Большая книга». Расскажите подробнее, в чем заключалось участие, общение с читателями? Ваше мнение о ярмарке? Каково ее значение для вас как писателя?

– Вместе с лауреатами прежних лет и нынешними финалистами я участвовал в пресс-конференции, посвященной премии «Большая книга». Кроме того, специально для ММКЯ я написал короткое эссе об Андрее Платонове. Когда издательство «Время» представляло платоновский десятитомник, я это эссе пересказал. Слушали с интересом. И это понятно: Андрей Платонов – судьба России, ее великий и печальный знак, ее символ. Душа Платонова, разбитая в кровь, а потом разнесенная в клочья (после публикации 1946 года в «Литературной газете»), не позволяет забыть о нашей вине перед ним. Платонов мел двор тогдашней литературы, убирал языковой сор! А совписьменники, не понимая этого, над ним потешались. Есть такое и сейчас... На прошедшей ярмарке все самые выгодные позиции заняли книги партдеятелей, бывших президентов, шоу-властелинов и т.п. Произошла поразительная вещь! Власть – депутаты, партийцы, и проч. – кинулась писать книги сама. Но, конечно же, при помощи литературных негров. Так что писатели и другие деятели искусства им вообще скоро будут не нужны. Зачем? Сами напишут, отснимут, срежиссируют. На ярмарке мы, пишущие, были скорее рабочими сцены, на которой разыгрывается чужой и не слишком приятный спектакль...

– А что вы думаете о современном литературном процессе? Интересуетесь ли вы как читатель творчеством ваших коллег, чьи произведения читаете с удовольствием?

– Современный литературный процесс в России – острова в океане. Иногда – кочки в болоте. Наш процесс измельчен и разорван на части. Нередко он проходит по сценарию: собака лает, ветер носит. Общее для всех значение слов утрачивается... И еще он немилосерден, этот процесс. Жестокость литературных сердец в наше время поразительна! Совсем немного – и начнутся доносы и коллективные выкрики, как в 37-м и 73-м. Каких литературных достижений можно ждать от жестокосердия? Какую «милость к падшим» такие жестокие сердца смогут проявить? Вот и получается: русская литература, два века (с перерывом) бывшая гуманистической вершиной европейской мысли, постепенно принимает все более жестокий оскал. А ведь в той же Европе (возможно, не без влияния кризиса) вдруг задумались о нищих, голодных, обездоленных. Нобелевская премия по литературе была вручена Герте Мюллер именно за мастерство «в описании мира обездоленных».

Ну а если говорить о товарищах по перу – я их читаю. Некоторых очень люблю и русскую литературу без них уже не мыслю. Однако выделять никого не буду, чтобы не обидеть других. И так у нас свара за сварой. Давайте хоть это интервью кончим подобием мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1419
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1427
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1169
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
742

Другие новости