0
2563
Газета Персона Интернет-версия

12.04.2007 00:00:00

Инъекция трансцендентальной беспечности

Тэги: секацкий, емеля, вампиры, философия


Александр Секацкий – один из лидеров писательской группы «петербургские фундаменталисты», софист по убеждению и призванию, магистр незримой имперской пропаганды и отложенного будущего. В кругу его интересов: ложь, война, порнография, шпионаж, самозванство, недеяние. За каждым из его художественных произведений – философская концепция, о которой обыкновенный читатель не всегда догадывается.

Его последний роман – «Дезертиры с Острова Сокровищ» – это решительный вызов обществу потребления. В нем повествуется о людях, умышленно отказывающихся от финансового благополучия, этаких «новых нестяжателях». Их мир, кажется, даже не параллелен нашему, а перпендикулярен ему, это «бытие-поперек». Но, по мнению автора, только исповедующие такой образ жизни имеют шанс проникнуть «в вечно обновляющийся, радостный мир – туда, где Господь для нас развешивает сливы».

– Как бы вы отреагировали, если бы ваше творчество назвали «философообразием без философии»?

– Слышал я в свой адрес и не такие высказывания. Реагирую на них достаточно спокойно. Огорчаться стоит в том случае, если твои усилия оказываются неразличимыми в общей массе написанного. Тогда обычно и прибегают к самооправданиям в духе Незнайки: не доросли еще, дескать, до моей музыки (то бишь философии), но рано или поздно настанет и мой черед┘

– Кем вы больше себя считаете в философии согласно вашей же классификации – «эфемером» или «посмертником»?

– В области философии эфемеры, то есть обладатели широкой прижизненной славы, попадаются крайне редко. Но, что любопытно, если такое все же случается, то все они, от Сократа и Диогена до Ницше, попадают в ряды классиков – становятся посмертниками. Поэтому показное пренебрежение академических серых мышек к эфемерной известности кого-либо из своих удачливых собратьев весьма забавно. Хотя после Фрейда это не слишком интересный аналитический случай. Другое дело – истинное равнодушие к котировкам и классификациям: оно тоже встречается, но как редкий, заслуживающий уважения дар.

Вопрос получает нетривиальный смысл, если его переформулировать так: а можно ли вообще считать себя эфемером, занимаясь философией? Такую степень несчастного сознания трудно себе даже представить. Философы, заслуживающие это звание, обречены быть непризнанными посмертниками, в надежде на будущий счастливый для них вердикт

– Кто из современных русских философов кажется вам интересным?

– Я могу смело назвать ряд людей, оказывающих влияние на мои собственные изыскания, правда, из них лишь один имеет отношение к дисциплинарной философии – Борис Гройс. Его работа «О новом» сделала бы честь любому европейскому мыслителю. Вообще тексты, которые содержат изложение мысли, а не только надежду на то, что язык сам вывезет, если с ним немножко поиграть, – такие тексты, увы, встречаются достаточно редко.

Неизменный интерес вызывают у меня работы математика Манина, психолога Веккера, которого я помню еще со студенческих лет, киноопыты Евгения Юфита┘ Философски поучительны фильмы новой волны от Аристакисяна до Валерии Гай-Геманики и, конечно же, новые явления, возникающие во всемирной паутине: fanfic, flash mob и сам сетеяз в целом как феномен.

На мой взгляд, к самым ярким образцам мысли ХХ столетия (в том числе и философской мысли) относятся работы М.М.Бахтина, Н.А.Бернштейна, Б.Ф.Поршнева и М.К.Петрова. Все они великие посмертники, не удостоившиеся прижизненной известности за пределами своих узких референтных групп (ну разве что Бахтин в последние годы), однако их книги и сегодня чрезвычайно актуальны. Если не считать отдельных ярких страниц, то русская философия во всемирном смысле, пожалуй, еще и не начиналась. Пока стихия русского языка, этого главного чуда России, смогла породить мировую литературу. Будем надеяться, что философия на очереди.

– Как вы можете прокомментировать оппозицию петербургского – по преимуществу диссидентского – философствования и московского – по преимуществу официозного?

– Для меня «философское противостояние» Петербурга и Москвы имеет несколько иной смысл. Если ограничиться двумя последними десятилетиями (впрочем, подобная тенденция прослеживалась с самого начала «спора» двух столиц), то Москва представляет более рациональное, вменяемое направление (точнее, настрой), куда органично входят недостижимая для Петербурга степень цинизма и отработанная до автоматизма поза мудрости. Петербургская философия, в моем понимании, более гуманна. Конечно, не в том смысле, что она принимает всерьез всякое там разумное-доброе-вечное. Философская атмосфера этого города позволяет социализировать, ввести в приемлемые рамки множество шизотенденций и проявлений безумия, спасая тем самым от «окончательного диагноза» сотни и даже тысячи проблематичных вменяемостей. Не будем забывать, что помимо всего прочего метафизика фактически представляет собой единственную легитимную возможность войти в контакт друг с другом для тех, кто находится у самой черты шизофрении и даже пересек эту черту. Все прочие контакты проходят по ведомству психиатрии, и лишь философский спор остается последним взаимоприемлемым полем.

Речь не идет о клинической шизофрении, во всяком случае не о ней в первую очередь. Метафизика приглашает высказаться «шизофреника-во-мне», и ее сообщения в значительной мере этому персонажу и адресуются. В этом отношении московское поле несравненно уже петербургского, с которым по широте допуска может сравниться разве что Калифорния. На мой взгляд, Санкт-Петербург вообще крупнейший шизополис мира.

Ситуация предельно вместительного каталога идей отсылает нас к эпохе производства первичных текстов, когда господствующей техникой озарения был психоделический транс. Выбор пригодного и окончательную отделку всегда производит записывающий третий (как, например, Платон по отношению к Сократу и его собеседникам), но ведь надо, чтобы было из чего выбирать. И сегодня сохраняется ощущение, что именно этот канал коммуникации, равнодоступный для пророков и одержимых, остается единственным привилегированным каналом, который выборочно прослушивается Богом. При случае именно по нему передается Весть.

– Вы определяете столкновение христианского и исламского миров через понятия противовампирических и вампирических цивилизаций. Адекватна ли такая параллель?

– Нет, не верна. Противопоставление вампирического, сверхвитального начала и начала консервативного, пресекающего чрезмерные порывы витальности, имеет совсем другой смысл, подробно рассмотренный в работе «Выбор вампира». Никакая устойчивая социальность, и уж тем более цивилизация, не могут существовать без «гарлических предосторожностей», то есть мер, направленных на предотвращение спонтанных выбросов суперанимации. Собственно говоря, обуздание «e’lan vital» и есть социализация, хотя при этом далеко не безразлично, какую степень витальности удастся сохранить без ущерба для основ и устоев.

Что же касается экспансии ислама и неуклонной сдачи позиций христианским миром, то тут действуют причины совсем иного порядка. Следует отметить прежде всего сохранность трансцендентного, определяющую победоносность воинства пророка в условиях, когда западное христианство, пораженное всепрощенчеством и манией наглядности, как бы истощило себя в изображениях и бесконечных популяризациях. Цивилизация сокрытости и сокровенности закономерно торжествует над цивилизацией шоу.

– Почему в качестве героя недеяния в русской культуре вы выбрали именно Емелю, а не Обломова?

– Емеля в своем недеянии совершенен, а в случае Обломова мы имеем дело с эстетизацией, хотя и весьма притягательной. Великая скрытая мощь недеяния – это глубоко репрессированная тенденция русской культуры. Если согласиться со Шпенглером, что при Петре Россия вошла в псевдоморфоз, отложив реализацию трансцендентного замысла о себе и приняв к временному исполнению чужую участь, то в первую очередь это касается философского завещания Емели. В частности, систематическое несчастье, хронический двухсотлетний невроз русской интеллигенции во многом обусловлены неумением достойно выносить праздность, не говоря уже о том, чтобы по мере сил следовать примеру Емели – единственного даоса всея Руси┘

В результате лихорадочная и не слишком осмысленная деятельность обрывалась буквально на полуслове и сменялась столь же лихорадочным бездействием, лишенным санкции абсолютного недеяния и весьма далеким от совершенных образцов, вознаграждаемых золотой рыбкой или даже простой щукой. Лев Толстой выразил суть дела в коротком афоризме: «Лучше ничего не делать, чем делать ничего». Насколько органичен опыт недеяния для русской духовности, свидетельствует безусловный успех героев Шинкарева и движения митьков в целом. Я полагаю, что этот опыт составляет одну из самых оригинальных страниц всей русской культуры ХХ века.

– Можно ли считать «пофигизм» русским эквивалентом нигилизма или его крайней степенью?

– Нигилизм, во всяком случае русский нигилизм XIX века как историческое явление, был вызван отсутствием какой-либо самодостаточности, промежуточностью, неукорененностью экзистенциальной позиции целого поколения. И не одного поколения. Возможно, что здоровая прививка пофигизма могла бы предотвратить цепочку исторических катастроф, переломить тенденцию к самоосквернению собственной духовной колыбели. Что и говорить, инъекция трансцендентальной беспечности не помешала бы и сегодня, хотя она, вероятно, привела бы к размыванию, расформированию интеллигенции в традиционном смысле этого слова. Ведь русская интеллигенция – это увековеченная промежуточность. Увы, приходится признать, что подобная духовная формация, при всей ее извращенности, обладает необыкновенным запасом прочности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1707
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1062
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
770
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1050

Другие новости